Итоги литературного конкурса 2019

 

Подведение итогов конкурса малой прозы: “Международный конкурс одного рассказа на LITER-RM.RU-2019”

 

 

Обзор конкурса

 

Всего на конкурс было прислано 108 заявок (в 2018 – 154, в 2017 – 188, в 2016 – 151) с 154 рассказами (2018 – 202, 2017 – 247, 2016 – 201). По традиции больше всего прислали заявок в реалистическую номинацию – 73 (101 – 122 – 100), сказочную – 40 (46 – 63 – 55), фантастическую – 41 (55 – 62 – 46).

 

Как и в предыдущие годы, порадовал диапазон участников: географический и возрастной. От Южной Кореи до Германии, от четырнадцати до семидесяти лет.

 

Самой молодой оказалась четырнадцатилетняя Дарья Тарасова из Иркутска, самым опытным 69-летний  Николай Зайцев из поселка Талгар (Республика Казахстан).

 

 

География конкурса такова: Россия – 90, Казахстан – 5, Белоруссия – 4, по 2 – Латвия и Украина, по одной заявке прислали из Азербайджана, Армении, Германии, Польши и Чехии.

 

ПОЛНЫЙ СПИСОК УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА ==>>

 

К сожалению, этот год выдался «неурожайным»: у жюри не было большого выбора, не было больших открытий, а в Фантастической номинации единогласно было принято решение не присуждать первого места никому. Да и Сказочная номинация, хоть и обрела свой гран-при, но все-таки тоже оказалась не на высоте.

 

Теперь перейдем к конкретным авторам. Обо всех сказать не сможем чисто физически. О тех, кто запомнился, вне зависимости от того, попал рассказ в число победителей или нет.

 

Опять приходится повторять прошлогодний тезис о неграмотности работ. Вопрос не в описках, или неправильности некоторых запятых. Все мы не боги, имеем право на ошибку, но не в таких же промышленных масштабах. «Ашипки» настолько грубые, что диву даешься: а учился ли автор в школе вообще. Не будем называть имен: все же жертвы ЕГЭ «не виноваты» в том, что  в нынешнее время система плодит неучей.

 

Вот примеры орфографических «ашипок»: детстского, злощасного, испытавала, промыкающих, колличеством, терпиливыми, провакационного, грамоздких, «подручеными вещами», поглатила, птинец, прирывистое, метал (в смысле – металл).

 

Не опять, так снова приходится констатировать – очень много «похожих» рассказов: люди живут в совершенно разных географических точках, даже в разных странах, а такое ощущение, что списывают у друг друга или пишут «под копирку».

 

Три года назад был завал военных рассказов, два года назад конкурс пережил нашествие «злых энкаведешников» В прошлом году пошла мода на рассказы о несчастных животных и детях. В этом году эпидемия «умирающих стариков и старушек», а также страданий брошенных беременных барышень. И все как клоны, на одно лицо. Впрочем, было и приятное исключение: рассказ, в котором автор смог уйти от стереотипизации. Это Алексей Губчук из Караганды («Жнец»). Образ Смерти, которой не хочется «умирать», получился очень оригинальным, не без юмора.

 

Требует небольшой доработки рассказ Сергея Белорусцева «Последний танец». В рассказе есть изюминка, но все же эпизод «с рукой старушки на плече» напомнил эпизод из знаменитой гайдаевской кинокомедии «Операция Ы» и производит больше комический эффект, что не есть «зер гут». Ассоциации – страшная вещь.

 

Из года в год в своем анализе мы повторяем одно и то же – начинающий писатель России – неисправимый западник: подавай ему «героя из Америки». Всегда очень забавно читать рассказ условной ростовской девочки, переживающей за страдания «простых американских маньяков». Никто не требует писать про свою посконь (таких рассказов стало больше – и это добрый знак), есть рассказы, в которых «иностранная» тема органична и не вызывает насмешки, так как связана с «их нравами или обычаями». Например, рассказ Кирима Баянова «Старый Фу» – в нем иностранная тема не вызывает отторжения. Все смотрится естественно. Апологетам «иностранщины» посоветуем простой прием: замените западные имена отечественными. Если в сюжете это ничего не поменяло – делайте отечественный вариант.

 

Еще один недостаток практически всех рассказов молодых авторов. Многие именуют молодых героев мужского пола «парень, парень, парень». Никто не желает работать с синонимическим рядом – никто не додумался заменить «парень» на «молодой человек», «юноша», «подросток» и т.д.

 

Авторы, если им вздумается описывать природу, начинают «онькать» и «енькать», т.е злоупотребляют уменьшительно-ласкательными суффиксами. Не «ветер», обязательно «ветерок». Не «солнце» – «солнышко» и т.д. Если рассказ детский, на это еще можно закрыть глаза, но многие рассказы взрослые, а суффиксы детские.

 

Все рассказы страдают жуткой серьезностью, которая бьет через край. Не спорим, в нашей жизни очень мало улыбки, но ей-богу, читая надцатый рассказ «о суровости наших дней», невольно начинаешь думать о мыле и веревке.

 

Это к тому, что капелька самоиронии и даже юмора как хорошая специя только улучшает рассказ. Писатель должен как хороший повар знать, когда уместна серьезность, а когда добавить маленькую толику юмора. Например, очень удачно получилось это у Анастасии Странецкой из Перми в рассказе «Власть и песок»: замечательная ироническая  и главное – неожиданная для читателя – концовка. Или веселый рассказ Юлии Рядинской (Белгород) «Спасительница». К сожалению, таких рассказов было раз-два и обчелся.

 

Поэтому особый респект Олегу Лузину (Красноярский край) за рассказ «Директор». Именно то, что читатель так и не понял, кто настоящий директор, и придает рассказу особый шарм.

 

Привлек внимание своим «людоедским юмором» рассказ Надежды Иконниковой (Владивосток) «Таверна «У хромого Барта». Оцените вот этот пассаж:

«Отец начал меня пользовать, едва остыло тело бедной моей любимой матушки. Умерла она ранней весной, когда только-только сошел снег и дни стали чуточку теплее. Я сидела у скорбной матушкиной постели, легонько гладила ее опухшую посинелую руку, сломанную отцом в начале зимы, и тихо-тихо шептала ей напрасные слова утешения. Она умирала и знала это, и уходила с облегчением, лишь тревога за меня терзала ее материнское сердце. Так сильно боялась матушка оставлять меня, что агония ее длилась несколько недель, наполненных бессонницей и липким серым страхом. Здоровой рукой она гладила мои давно немытые волосы, надтреснутым голосом шептала молитвы и все чаще впадала в спасительное забытье».

 

Проза, достойна пера Пелевина или Владимира Сорокина. Но все же, да простит нам автор наше мнение, это не литература. Хороший стеб, но и только.

 

Есть рассказы, страдающие недосказанностью. Нет вопросов, когда автор использует стилистический прием недосказанности. Например, это не раздражает в рассказе москвича Дмитрия Зверева «Таверна «У Элби». Необязательно расписывать, как злодей выглядит и его мотивы: из контекста все ясно. А вот в рассказах (и очень неплохих, поэтому и обидно) Виктора Терентьева (Йошкар-Ола) «Иисус Навин» и особенно «Татарское городище» очень много подробностей, которые не играют в сюжете большой роли, и напротив, есть масса лакун, которые не заполняются автором. В рассказе «Иисус Навин» мы так и не узнаем, кто похитил отца главного героя и куда он делся – представьте, что вы читаете детектив, в котором автор так и не раскрывает, кто преступник. Многого не надо – всего один небольшой абзац или даже одна ремарка, но автор нам и этого не дает. Но если первый рассказ это хоть и портит, но не «убивает», его вытягивает замечательный перефраз в стиле Дня сурка.

 

То во втором рассказе это раздражает. Складывается впечатление, что это глава из какого-то большого романа. Автор нам дает странные намеки на личность главного героя, но так и не объясняет, кто он. И главное – артефакт (волшебный перстень), который служит стержнем всего рассказа, собственно, дает холостой выстрел. Да, он спасает главного героя и все же находится на обочине повествования. Мы так и не узнаем, кто и откуда прибыл главный герой, зачем он использует мальчика (а тот так легко соглашается на весьма опасное предприятие), почему волшебный перстень так небрежно охраняется и почему, если он такой волшебный, его обладатель не носит его на руке и много других вопросов.

 

Во многих рассказах очень сильно проседает концовка при очень удачном начале. Например, у Аркадия Фрейдлина (Прага) в рассказе «Илай». Оставим за скобками бьющую за грань толерантность – это право автора, но в рассказе нет конфликта, который обычно появляется во взаимоотношениях отцов и детей (в данном случае, сына и двух мам).  Главный герой как-то просто «погибает», потом так же просто «возрождается» и становится Правителем. Нет борьбы, много рассказа, но нет показа. Характер главного героя не раскрывается. А жаль, начало было многообещающее.

 

Есть вопросы к философской сказке Дианы Горчевой «Звездочка» про крота, который мечтал увидеть звезды. Но только вот: рожденный ползать – летать не может. Вспомните сказку Андерсена «Дюймовочка»: у крота кротовьи мечты, а не ласточкины. Если он никогда не видел звезд, как он может сравнивать свой нос со звездочкой? И почему он чудовище? Это для нас он чудовище, а в своих глазах он вполне естественен. Происходит путаница взглядов автора и главного героя.

 

Любопытен рассказ Виталия Лозовича «Заблудившийся олень». Проза в стиле Джека Лондона. Однако сразу возникает вопрос: как слепой человек решил стать охотником – на охоте важен глазомер и острый взгляд. Автор слишком сильно давит на жалость: ах, как плохо слепому без очков, метода убойная, но для домохозяек, извините.

 

А теперь объявляем итоги нашего конкурса. Обязательное пояснение: так как некоторые участники отправляли заявки сразу по нескольким номинациям, то в случае высоких оценок в нескольких номинациях, предпочтение отдавалось самому наилучшему. Извините, участвовать можно во всех номинациях сразу, но побеждать только в одной.

 

 

Итоги конкурса

 

РЕАЛИЗМ

 

Лауреаты

  1. Екатерина ГОРИНА (Псков) «Как стать счастливым»
  2. Нина ЛЕВИНА (Керчь) «Полярная звезда»
  3. 3-4. Олег ЛУЗИН (Назарово, Красноярский край) «Директор». Виктория БОНДАРЕВА (Санкт-Петербург) «Просроченное добро»

 

Дипломанты

Вероника Воронина (Люберцы) «Карась, Кастанеда и Понтий Пилат»

Иван Годованюк (Казахстан, Байконур) «Фейерверки наших воспоминаний»

Дмитрий Головин (Петровск-Забайкальский, Забайкальский край) «Море»

Марк Ивин (Челябинск) «Осенний дождь»

Виталий Лозович (Салехард) «Заблудившийся олень»

Юлия Рядинская (Белгород) «Спасительница»

Екатерина Савельева (Екатеринбург) «Черный кот»

Анастасия Странецкая (Пермь) «Власть и песок»

 

СКАЗКА

 

Лауреаты

 

  1. Наталья МЕДЯНСКАЯ (Чебоксары) «Сказка о Белой королеве»
  2. Анна АРХИПОВА (Москва) «Счастье»
  3. 3.-4. Елена ОНИЩЕНКО (Москва) «Сказка Три порося да по-новому вся». Анастасия СУДИЛОВСКАЯ (Москва) «На пороге»

 

Дипломанты

 

Мария Данилова (Кострома) «Повесть об одном Эльфе»

Дмитрий Зверев (Москва) «Таверна «У Элби»

Анатолий Зубанов (Ульяновск) «Серебряный коготь»

Татьяна Кипарис (Московская обл., Подольск) «Жизнь продолжается»

Артемий Куренков (Москва) «Незримые последствия»

Евгения Паничкина (Москва) «Черный песок»

Ольга Романеева (Самарская обл., д.Обшаровка) «Все в твоем сердце»

 

ФАНТАСТИКА

 

Лауреаты

 

  1. Не присуждено
  2. Алексей ГУБЧУК (Казахстан, Караганда) «Жнец»
  3. 3.-4. Олег СОПИН (ЯНАО, Новый Уренгой) «Надежда». Ольга УСТИНОВА (Москва) «Почему коты спят»

 

Дипломанты

 

Анна Дементеева (Краснодар) «Каждому по потребности»

Анастасия Ермакова (ХМАО, Сургут) «Время мудрее»

Вадим Кагиров (Уфа) «На подступах к бездне»

Вера Литке (Германия, Райскирхен), Ирина Кох (Украина, Кропивницкий) «В отблесках алых»

Павел Лец (Тверь) «Карантин»

Виктор Терентьев (Йошкар-Ола) «Иисус Навин»

 

 

Награждение Лауреатов и Дипломантов конкурса

Лауреаты

За 1-е места (победители) каждой номинации – Курс Джеймса Петарсона «Уроки писательского мастерства» + Диплом победителя в электронном виде + «Библиотека ДЛЯ писателей 2.0»

За 2 и 3 места (призёры) каждой номинации – Диплом в электронном виде + «Библиотека ДЛЯ писателей 2.0»

 

Дипломанты

Все дипломанты получают Дипломы в электронном виде.

 

Произведения Лауреатов и Дипломантов будут опубликованы журнале «Литерра Nova»

 

 

Как получить призы

Внимание! Заявку на получение призов необходимо прислать в течение месяца со дня подведения итогов на тот e-mail, куда отправляли заявку (proza[СОБАКА]liter-rm.ru) и с той электронной почты, с которой отправляли свою заявку на конкурс! Следует написать в тексте письма следующее:

Заголовок письма: Получить приз.

Текст письма:

Я, Иванов Иван Иванович (Ваше ФИО), являюсь Лауреатом (Дипломантом) Конкурса одного рассказа 2019.

В конкурсе занял 1 (2, 3) место (если Вы Лауреат). Если же Вы Дипломант, то пишите так: В конкурсе стал Дипломантом.

Прошу выслать призы и Диплом лауреата на это же e-mail (для 1,2 и 3 мест).

Прошу выслать Диплом на это же e-mail  (для Дипломантов).