поездка в Абхазию

Здравствуйте, читатели Liter-RM!

Сегодня решил поделиться с вами кратким рассказом о своём последнем путешествии – о поездке в Абхазию.

В общем, решили мы (с супругой) отдохнуть на побережье Чёрного моря. Почему именно там? Ну, во-первых, у меня даже заграничного паспорта нет, чтобы рассматривать другие тёплые моря и (или) океаны, во-вторых, поехать мы решили на автомобиле, а Чёрное море – самая ближняя точка от нашего места жительства. Я часто говорю, что ещё Россию не так знаю, чтобы разъезжать по заграницам, но Краснодарский край отпадал: были уже там и не раз, а хотелось чего-то нового. Крым хоть и является Россией, но в связи с проблематичностью поездки туда – из-за простоя в ожидании переправы через Керченский пролив – не рассматривался. Остался единственный вариант – Абхазия.

Тронулись в путь мы 15 сентября в 9.00. Успешно проехали кусочек Мордовии (от Рузаевки до Пензенской области где-то 5 км.). Кстати, трасса до Пензы после капитального ремонта отличная.

Дальше – Саратовская область. Вот там-то дорога «всем дорогам дорога» – разбитая в хлам. На отдельных участках длиною в километры скорость не превышала 20 км/ч, да и с такой скоростью рискуешь остаться без подвески, разбить бампер, оставить колесо в одной из многочисленных ям, коими кишит вся дорога.

И так мы ехали по богом забытой местности до Воронежской области. Там с дорогами дело обстоит куда лучше. Аккуратные населённые пункты, ухоженные придорожные массивы… Особенно запомнились пешеходные переходы с мигающими жёлтыми огнями-сигнализаторами начиная с самой границы области. В воронежской области мы останавливались перекусить: брали с собой продукты, термос горячего чая с настоями трав.

Заметно менялась природа, намекая на правильное направление – юг. Чёткие, ветвями тянущиеся к небу пирамидальные ивы будто говорили: вот, где солнце яснее и жарче. Так мы добрались до известной трассы М4 Дон.  От Воронежской области она просто идеальная. Многочисленные придорожные заправки,  отели, кафе, кирпичные ухоженные туалеты. Впрочем, отелями, кафешками и заправками буквально напичкана практически вся трасса М4. Где-то в глубине Ростовской области идеальная трасса становится обычной, но тоже нормальная. Время уже подходило к ночи, но мы твёрдо решили остановиться на ночлег близ Ростова. Попадались несколько, в том числе и крупных, аварий. Было одно желание – скорее найти ночлег и выспаться.

Переночевали мы всё в том же придорожном отеле, миновав развязку и выехав в направление на Краснодар, заплатив 2,000 рублей – за номер в отеле и 100 рублей – за платную стоянку. Условия так себе: общий душ совмещённый с туалетом – в коридоре, кондиционер не пригодился. Уснул за просмотром футбольного матча английской примьер-лиги. Спали как убитые, иногда будили мощные грозы и ливень, не умолкавший всю ночь.

Отдохнули нормально. Приняв душ, не много перекусив, в  11.00 следующего дня мы продолжили свой путь. Рассчитывали к вечеру добраться до места назначения. Всё та же трасса М4 Дон заметно ухудшалась. Пробки, вызванные бесконечными дорожными ремонтными работами, увеличивались и учащались. Подъехав к Краснодару, мы взяли левее в направление республики Адыгея.

Кстати, тем, кто соберётся ехать нашим маршрутом в направление Чёрного моря: держитесь всегда указателей «Джубга». До всех курортных мест – это единственный верный ориентир. Помните: вам на Джубгу!

Въехали в республику мы с чувством голода, поэтому остановились пообедать в одной из придорожных столовых. Столовая с претензией на ресторан оказалась достойной: поели вкусно, сытно и недорого. Далее, по-моему, уже выехав из Адыгеи и продолжив поездку по Краснодарскому краю (впрочем, эта республика, в общем-то, если кто не знает, некий территориальный анклав Краснодарского края), мы несколько ускорились: участки магистралей позволил это сделать до разрешённой скорости – 110 км/ч.

От Ростова до Адлера 569 км. В общем-то, и так не мало (в среднем – 13 часов пути, а хотелось быстрее, чтобы  к ночи успеть добраться до Абхазии), но краски сгустились ещё одним испытанием – ездой по серпантину. Серпантин уронил стрелку спидометра на среднюю отметку движения по нему – 45 км/ч. Вот, где я действительно умаялся баранку крутить: повороты смертельно крутые (доходит до 360 градусов), следуют друг за другом. Короче, не разгонишься.

Если кто-то соберётся ехать по серпантину нашего пути, обязательно соблюдайте скоростной режим и не пересекайте сплошные: во-первых, камер понатыкано кругом не мало, даже там, где и не подумаешь, что могут быть, а во-вторых, обеспечьте себе и своим близким безопасность и спокойствие!

Близ Туапсе возникла невероятно большая пробка, которая рассосалась только на выезде из города. В ней мы проторчали около 2,5 часов. Город буквально пропитан бензином, во всяком случае, там, где проезжали. Подумалось сразу: и это курортный город?..

Уже темнело, а серпантины всё кружили и кружили нашу «астрочку» (это я так ласково автомобиль свой – Опель Астра Фэмели) по своим изгибам. Надо сказать, что дождь, временами переходивший в ливень, преследовал нас от самого Ростова. Вечер, сгустившись, перешёл в ночь. Мы продолжали ползти, как черепаха, по возможности убыстряясь. Как назло, в самом извилистом пути нашего следования зарядил ливень, который время от времени прекращался, но верно сопровождал нас («спасибо» тебе, наш «телохранитель») до самой Абхазии.

Но вот засветилось Сочи, и можно было спокойно выдохнуть: серпантин позади. Время было уже позднее, если не подводит память, где-то двенадцатый час. Но с другой стороны, хорошо тем, что удалось избежать сочинских автомобильных коллапсов. Мы даже позволили себе немного поблуждать по городу и даже подъехать к набережной. Запомнились солидные тоннели, длина которых доходит до 2,5 км. Город построили, конечно, шикарный. Дальше – помпезные мосты и трасса, вдоль которых на каждом понавешаны камеры видеофиксации нарушений ПДД, ведущие до Красной Поляны Адлерского района и дальше.

На развязке мы свернули на КПП Российско-Абхазской границы. Возле безлюдного въезда на КПП (время было около 02.00) у нас проверили документы и предложили проезжать, но я посмотрел на датчик уровня бензина и решил подзаправиться российским бензином в России (если что, имейте в виду, что не хвалят бензин в Абхазии и часто не доливают – это отзывы раша туристов). На ближайшей заправке пополнив топливный бак, мы немного поблуждали в поисках подъезда к КПП…

Тут стоит остановиться и заострить внимание вот на чём.  Дело в том, что следуя к границе со стороны Сочи всё ясно: на развязке – вправо, далее разворот и, проехав по тоннелю (небольшой тоннель проходит под этой же основной  дрогой, с которой мы съехали на развязке), сразу же поворот направо. Но мы-то отъехали от КПП. И нам пришлось снова выехать на основную дорогу, теперь уже ведущую в сторону Сочи и на ближайшей развязке свернуть направо. Теперь получилось так, что мы оказались по другую сторону основной дороги.  Что бы попасть на КПП для меня на тот момент был один вариант – пересечь дорогу (ту, которая ведёт всё к тому же туннелю), что я и сделал на свою голову: пересёк две сплошные и аккурат нарвался на двух гайцов.

Имейте в виду, ошибок они (гибддшники) там не прощают: это их хлеб, на них они «рубят бабло»!

В общем, после некоторых прений и моих просьб отпустить меня с богом, пожилой капитан написал на листочке два числа: «20.000, 10.000» и прокомментировал: так-то это стоит вот, сколько – и указал на первое число, но с тебя вот столько – и ткнул авторучкой на второе число. На что я ответил, что готов дать 5.000. На том и порешили.

Для справки:   выезд на встречную полосу движения через сплошную линию – штраф 5000 руб. или лишение права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев, при повторном нарушении – лишение права управления транспортным средством на срок 1 год (ч.4 ст.12.15 КоАП РФ).

Вот, так я «заправился» на 5000 рублей.

КПП Российско-Абхазской границы мы проехали на ура: во-первых, была ночь – и пересечь границу было мало желающих, во-вторых, проверка автомобиля (заглянули в багажник и в салон) и документов (паспорта, свидетельство регистрации ТС, водительского удостоверения) в век компьютерных технологий – дело не хитрое и не долгое.

Так мы оказались в Абхазии. Контраст ощутили сразу же. И не только своеобразием живой природы. Время от времени дождь упрямо продолжал своё преследование, то утихая и переходя в морось, то снова становился ливневым. Темень. Вспышки молний. Взрывы грома мысленно перемещали в нелёгкое для абхазского народа время – в 1992 год. Кстати, с тех времён, в плане инфраструктуры, там ничего не изменилось. Гагры встретили эхом советского периода. А ещё говорят, что машины времени не существует. Садитесь в свою (машину) и езжайте в Абхазию, если, конечно, ностальгируете по советскому времени.

Ладно, хватит растекаться мыслью по древу, вернёмся к нашим баранам. Остановились в Гаграх с мыслями: не пора ли где-нибудь расположиться. Достали карту. Остановилась «пятёрка». Подошёл к нам абориген с предложением помочь. Короче, предложенный вариант нас не устроил. Ночь. Улица. Так и хочется добавить: фонарь, аптека. Фонарь-то был, но ещё сильнее бил ливень в лобовое стекло. В мозгах щёлкнуло: едем в Пицунду! Решено! Кстати, об этом решении в последствии мы не только не пожалели, а напротив, благодарили небеса за тот мозговой щелчок.

От Гагр до Пицунды 20 километров или около того. Доехали относительно быстро, с учётом ночного времени и дождя, из-за которого иногда приходилось делать остановки. Смысла искать жильё в 3 часа ночи, естественно, не было. Уснули в машине.

Разбудил полупьяный абхазец в седьмом часу утра и предложил вариант более достойного ночлега. Оказалось, что там всё уже занято и свободных мест нет. Не много прокатившись по Пицунде, поняли, что бархатный сезон привлёк немало отдыхающих из России. Но всё-таки удалось найти место дислокации на Кипарисовой аллее. Наконец-то! Поселились в 3-х-этажной частной гостинице в трехместном номере, но по цене двухместного – 1800 р. за сутки (Кипарисовая аллея, дом 2а). В одёжном шкафу обнаружил томик А.С. Пушкина, иногда почитывал «Евгения Онегина». Море в пяти минутах размеренного шага.

Об Абхазии можно рассказывать бесконечно. Можно писать книги. Но формат моего статейного рассказа это не позволяет.

Если интересно, почитайте о Пицунде: в «Википедии» вот ссылка, а также на официальном сайте города Пицунда – здесь (там даже трансляции веб-камеры есть).

А вот ссылка на все достопримечательности Абхазии: перейти.

Ездили в город Сухуми. Расстояние от Пицунды до Сухуми – около 85 км. Ничего особенного там не обнаружили, да и не больно-то мы там разгуливали. Посетили ботанический сад, понравившийся своей историей и разнообразием деревьев и растительности. Прошлись до набережной. Увидели, что из себя представляет так называемая брехаловка. В обезьянник не ходили – в другой раз посетим.

Ездили в Новый Афон, посетили Ново-Афонский монастырь, пещеру (вот ещё ссылка о Ново-Афонской пещере, стоимость экскурсии – 500 рублей). Кстати, там машину бесплатно поставить не возможно. А оставлять автомобиль приходилось 2 раза – на экскурсии в пещеру (стоянка 100 рублей) и поднялись до монастыря (проезд до монастыря – 200 рублей, а оставить внизу – 100 рублей, но если ещё учесть посещение местного водопада, куда мы пешком прошлись – ещё 100 рублей).

Но больше всего запомнился и оставил яркие неизгладимые впечатления джиппинг – поездка на озеро Рица, на дачу Сталина, на Гегский водопад, водопады Девичьи слёзы, Мужские слёзы (в общем, 7 остановок).

озеро рица

kater_stalina

гегский водопад

 

 

 

 

 

 

В это время в соседнем городе Гагра отдыхали мои коллеги по литературному творчеству, входящие в Редколлегию и Жюри конкурсов Liter-RM – Александр Бажанов (Санди Саба) и Александр Зевайкин, а сними ещё корреспондент газеты «СтолицаС» – Мансур Джедиханов. Два раза они приезжали к нам – в Пицунду. Стоит заметить, что пляж в Пицунде самый лучший в Абхазии, да и вообще Пицунда – лучшее место для отдыха во всей Абхазии! Один раз ездили мы к ним – в Гагры. Проехались по всем достопримечательным местам. И все три встречи отметились, конечно же, застольями в кафе с традиционной абхазской кухней.

 

DSC_0218

 




Вот, таков мой краткий рассказ о поездке в Абхазию. А вы куда ездили и где бывали прошедшим летом? Пишите в комментариях, делитесь своими впечатлениями о поездке(-ках).