Как научить ребёнка писать сказки?
Этой статьёй мы открываем новую рубрику “Литература для детей”. В ней мы будем говорить о важности приобщения детей к литературе, а также публиковать произведения для детей дошкольного и школьного возраста. Ранее мы писали о особенностях жанра сказок и как писать сказки (смотрите здесь статью)
Как научить ребёнка писать сказки?
Мы, начинающие писатели, обычно думаем только о том, как бы самим начать творить, правильно и красиво. Но ведь всем известно, что мы учимся только уча. Это значит, что, помогая кому-либо овладеть писательским мастерством, мы совершенствуем самих себя, свои умения и навыки. И, пожалуй, нет ничего лучше, чем воспитывать писательский дар в детях, которые с рождения наделены богатой фантазией и склонностью к творчеству.
Обращали вы внимание на то, что ребёнок живёт в удивительном мире, который населяют подчас странные и непонятные герои. Ребята могут часами озвучивать кукол, паровозиков, мягкие игрушки. Они придумывают приключение за приключением, не особо вдаваясь в разумность тех или иных действий. Они живут сказками в тот момент, когда мы меряем шагами комнату в поисках пресловутого вдохновения. Так почему бы не совместить приятное с полезным и не сочинить вместе со своим ребёнком сказку, которая останется с вами навсегда, запечатлев лучшую картину детства?
С чего начать творческий процесс?
Лучше всего просто подсесть к ребёнку в момент игры и просто прислушаться к его репликам. Порой сквозь нехитрый лепет можно услышать определённую мудрую мысль, за которую и можно будет зацепиться. Главное, действовать ненавязчиво и быть не суровым наставником или родителем-назидателем, а другом и соавтором. Можете задавать малышу наводящие вопросы, уточнять определённые детали, а потом предложить составить сказку с теми героями, которые только что участвовали в игре. Помните, что данный процесс словотворчества помогает не только ребёнку разобраться во многих важных вопросах (например, разрешить вечную дилемму добра и зла), но и вам самим даёт бесценный опыт. Вы учитесь понимать детскую душу, исследуете мир детской природы, а значит, будете более опытным сказочником и писателем, который станет интересен малышам. Невозможно писать для детей, не зная их. Невозможно быть интересным тому, чьи страхи, радости и переживания от тебя далеки. Как только вы это поймёте, сможете добиться определённых успехов.
Создаём сказку шаг за шагом
Итак, вы сблизились с ребёнком и включились в его игру. Это фактически полдела, ибо вопросы доверия – это одни из самых сложных вопросов. Осталось дело за малым: создать общий литературный продукт. Применяем на себя маску маэстро и двигаемся следующими этапами.
1. Определяем героев будущей истории. Если они под рукой (в виде машинок, плюшевого медвежонка и маленькой летающей стрекозы), то это значительно облегчает дело. Можно разыграть настоящее маленькое представление. Если же игрушек нет, то стоит подключить воображение (можно, например, выглянуть в окно или просто взять несколько объектов, присутствующих в комнате). Первый способ хорош для самых юных писателей, а вот последний подойдёт старшим деткам, которые уже способны мыслить абстрактно. Героем может быть не только человек или животное. Оживляйте мир вокруг себя, наделяйте речью посуду и природные явления, мебель и настенные картины. Только не берите много героев, ведь ребёнку будет сложно за ними угнаться. Двух вполне будет достаточно. Здесь же применяем принцип дуализма: пытаемся выбрать героев, противоположных друг другу.
2. Прорисовываем образы. После того как герои были названы, нужно каждого из них подробно изобразить, наделив определёнными чертами характера, запоминающимся внешним видом и прочими деталями. На этом этапе можно уловить сходство героев и их отличия друг от друга. Подумайте, кто будет олицетворять собой добро, а кто встанет на сторону зла. Только не переборщите. Детские истории должны быть наполнены светом и добротой, они должны быть лишены всякой агрессии, насилия и прочих нелицеприятных проявлений. Однако некий контраст нужен, ведь любая сказка чему-нибудь учит, а уроки лучше усваиваются в сравнении.
3. Придумываем сюжет сказки. Тут уже ваше дело, с чего начать. У любой сказки есть три составляющий: начало, середина и концовка. Если ребёнку легче сначала ответить на вопрос, чем закончилась сказка, то так тому и быть. Отталкивайтесь от последней строки и мотайте клубок ниток к самому началу. Иногда малыш знает, как будут развиваться события, но ему сложно представить, с чего всё началось. Опять же, помогите ему разобраться. Используйте фразу: «Давай подумаем, как…». Не придумывайте ничего за него, не торопите его. Будьте предельно тактичны, терпеливы и внимательны. Да, непременно следите за ходом мысли ребёнка и тихонько направляйте её в нужное русло, если он не может сделать этого сам. На этом этапе взрослым может быть очень сложно, ведь их писательские таланты начинают находить твёрдую почву и опережать детский разум. Но стоит лишь вспомнить, для кого вы пишите, чтобы обуздать все свои буйные порывы и набраться здравомыслия. Возвращаемся к нашим детям…
4. Наброски набросками, а сказка требует особого порядка. Лучше всего структурировать сюжет в виде рисунка-схемы. Таким образом, малыш сможет не только проследить последовательность событий (их не должно быть слишком много, 2-3 вполне достаточно), но и пересказать вам историю, когда она будет вами закончена. Рисунок должен быть ярким, запоминающимся, простым и понятным. На листе должно быть видно, с чего начинается сказка, как развивается её сюжет (по принципу цепочных звеньев), должны хорошенько прорисовываться герои и, конечно, должна определяться концовка (как логическое завершение всей истории).
5. После рисунка со старшими ребятами можно составить план сказки, а потом приступить к её написанию. В случае, если ребёнок пока слишком мал, план можно проигнорировать, а записывать сказку вам придётся самостоятельно. Правда, обязательно консультируйтесь с малышом, спрашивайте, ничего ли вы не забыли, всё ли так, как изначально задумывалось. Можете случайно в чём-то ошибиться, чтобы ребёнок подправил вас и получил ещё больший стимул внимательно следить за вашими действиями.
6. Оформление сказки. Когда на листе появилась готовая история, обязательно перечитайте её вместе с ребёнком ещё раз. Выявите последние недостатки, добавьте парочку интересных и важных деталей (если у малыша ещё есть на это силы). Позже, когда будет готов чистовой вариант, обязательно оформите его в виде книжечки (можно с авторскими иллюстрациями). Ребёнку будет приятно видеть вашу историю воочию, а вечером он сможет похвастаться перед другими родственниками. Да, очень важно, чтобы сказка была прочитана перед разными людьми (домочадцы, бабушки и дедушки, друзья и приятели). Малыш должен осознать, что вы с ним сделали что-то очень важное и ценное. Тогда в следующий раз он охотно повторит процедуру написания сказки.
7. После того, как весь процесс завершится, а вы останетесь наедине со своими мыслями, обязательно проанализируйте все свои действия, попробуйте извлечь пользу и для своего творчества тоже. Можно доработать ваш совместный сюжет или создать новое произведение. Главное, учитывайте, как зарождается сказка, что детям интересно в них, какие уроки они готовы извлекать, а какие лучше не ставить центром повествования. Совместная деятельность с детьми призвана дарить обеим сторонам большой опыт и много счастливых минут.
Кто знает, если вы не станете вторым Шарлем Перро, это ещё не значит, что вы не сможете вырастить маленького Андерсена. Поэтому не стоит терять драгоценное время. Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Знаете, было бы лучше. чтобы Вы научили не детей, а нас писать сказки. Вообще-то это довольно сложно. Надо и скрытый смысл указать, и ярких, харизматичных героев придумать, и преодоление препятствий ради Добра или Любви. А еще писатели, что пишут сказки, очень много читают исторических документов, знакомятся с народным творчеством, обычаями народов, потому что любая сказка – это быль, пересказанная понятными словами в назидание не только детям, но и взрослым. Это мораль, совесть, и ориентация личности в сторону Добра. Сказка несет информацию, какие наступят последствия, если человек нарушит законы Природы, законы человеческого общества и именно это заставляет сформироваться правильному мировоззрению с малых лет.
В современном обществе сказки забыли, а зря. Говорят – детям они не нравятся, не современные. Так надо писать современные сказки! С новыми героями, и не обязательно Бабе-Яге жить в лесу и летать в ступе.
У меня есть детское произведение “Как Домовой с Лешим подружились”, так в нем Баба-Яга была симпатичной медсестрой в детском лагере отдыха, листающей модный глянцевый журнал, и мечтающей приобрести автомобиль. Но … дети все равно поняли, что она – Баба-Яга, потому что подсмотрели, как она в чане настой варит, а потом детям дает, горький и неприятный, как лекарство от простуды. А еще там были Леший Иван Иванович – начальник лагеря, у которого ботинки не на той ноге (верный признак), домовой с кухни, и Аука – дух леса. Это был мир, о котором мало что известно среди современных детей, но пришлось с ним столкнуться одному мальчишке, тем самым и лес спасти, и самому научиться незнакомый мир уважать, и стать смелее. -
Была.
А детей учить придумывать сказки … только портить. Они сказочниками и волшебниками рождаются, а мы, взрослые, давая “умные” советы – как надо и не надо, все это волшебство из них выбиваем. А потом получаются такие, как мы – зашоренные взрослые с массой установок, заниженной самооценкой, что только мешает жить счастливо.
Это мое мнение. -
Мне кажется, что это хорошая идея – писать сказки с детьми! У ребенка свежая и неисчерпаемая фантазия, у взрослого – знания правил русского языка, драматургии и прочих правил для написания удобчитаемого произведения. Для ребенка (как для будущего писателя!) очень важно придумать множество разных сюжетов и записать их любым языком, главное, чтобы зародилось множество ярких и интересных картин, и тогда, когда он подрастет и начнет свою писательскую деятельность, ему будет легче строить план сюжета и проще фантазировать. Когда у него будет не хватать фантазии, он будет заглядывать в свои детские произведения, написанные смешным наивным языком, и удивляться тому, как интересно он умел придумывать в детстве.
-
Это хорошо, если ребенок пустит взрослого в свой мир, и поделится фантазиями. героями… Например, я помню себя в своем детстве. У меня была обычная советская семья, но если бы я рассказала своей маме, что я вижу на Луне лунных человечков, и они со мной общаются, то я Вас уверяю – мама бы не то, что не поверила, а испугалась бы, что дочь ее – того… Надо что-то делать! Это не сегодняшний “Лунтик”! А я до сих пор этих человечков помню, и вроде – вполне себе вменяемая женщина. Или нет? Наверно, это понятие субъективное.
Когда я начала писать сказки для своей дочери, то она ни разу не проявила желания мне рассказать о своей сказке, и ни разу не сказала, что у ней тоже есть истории. Уж поверьте, мы с ней отлично ладим, но вот не получилось у нас совместного творчества. Свой мир она не показала, а он точно был. Я думаю – может, и не надо лезть, если ребенок не готов? Он же должен довериться взрослому, обнажить себя, свои мысли. А если засмеют? Или не поверят? Степень доверия должна зашкаливать, чтобы ребенок остался ребенком. Как правило, они слишком рано становятся взрослыми, и закрываются.
Конечно, если ребенок сам проявил готовность сочинять сказку, родители обязаны выслушать, помочь, развить идею, поучаствовать. Это здорово! -
я солидарен с Алефтиной: а зачем, собственно, учить писать сказки. Маленький человечек хочет их слушать, а не писать. Он может, конечно, нафантазировать, но обычно ребенок на следующий же день забывает свои фантазии.
-
Не только забывает, но и придумывает новые! И вообще – детский мир это и есть сказка, которую не надо придумывать специально, где есть безусловная любовь, которая и дает ощущение исполнения всего, чего ты хочешь. Дети – существа неиспорченные, они наивно смотрят на мир взрослых и откровенно думают, что все, что вокруг – создано для любви, и веселья. Еще Иисус говорил: – Будьте, как дети… Он как раз имел ввиду тот фат, что пока мы станем такими же наивными, принимая и даря любовь бескорыстно, ничего не получится.
-
Моя дочь любит не только слушать, но и рассказывать сказки собственного сочинения.Конечно они все построены по аналогии с теми сказками которые ей рассказываю я, но и от себя она изюминку добавляет. А главное ей это очень нравится А мне нравится то что мой ребенок увлечен литературой, а не компьютером как многие дети сейчас))))
-
Литературным творчеством вернее)))А я за то чтобы учить детей писать сказки. Да у детей богатая фантазия, и придумать сюжет он может похлеще взрослого.Но научиться вести сюжетную линию, не только интересно, но и красиво описать героя, правильно и последовательно выстроить речь и многое многое другое, ребенок самостоятельно не сможет.Он может нагородить непонятно что, но это совсем не значит что ребенок придумал что-то потрясающее.Даже если у ребенка есть предпосылки к словотворчеству,его нужно направлять и учить.Кстати сказки это отличный инструмент для развития речи ребенка))))
-
Я думаю, чтобы ребенок смог сам написать сказку, то есть придумать и оформить в письменном виде, пускай и не большую, то сначала он должен сам начать читать книги, похожие произведения. Тогда он сможет создать что нибудь подобное.
-
еСЛИ У РЕБЕНКА РАЗВИТО ВООБРАЖЕНИЕ, ОН САМ НАПИШЕТ)))
-
Очень в тему, как раз задали ребенку написать сказку про колобка на свой лад, спасибо автору!
-
Ребенка нужно не учить писать сказки(ему быстро наскучит!), а развивать его сказочную фантазию. Все родителей адресую к книге Дж.Родари “Грамматика фантазии”.
Не знаю, каждый ли ребенок будет заниматься “построением” сказки. Все зависит от темперамента ребенка и возраста. Непоседа ни в жизнь не сядет за стол, чтобы изучать план, и даже рисовать его не заставишь, а тихоня и без взрослого самостоятельно не только придумает сказку, но еще и родителям перед сном расскажет. Тут главное похвалить, и может быть, додумать вместе с чадом сюжет дальнейших событий.
Когда я начинала свою писательскую деятельность (если можно так нескромно), то я не привлекала свою дочь к начальному этапу. Я просто знала, что она безумно любит своего хомяка Хому, и на основе этого создала цикл коротких рассказов о приключениях двух братьев Хомки и Хрумки. Они с птичьего рынка попали в дом девочки Сони (так зовут мою дочь) и начались их приключения. Каждый день я читала ей новый рассказ, рассчитывая на ее эмоции, чтобы понять – нравится или не нравится, и вот тут … я бы не сказала, что ребенок прямо заслушивался. Не потому, что написано бездарно (хотя, может быть), а потому, что она такая до сих пор – не проявляет свои эмоции, держит в себе, и непонятно, понравилось ей или нет. И такие дети бывают. Хотя, она уже взрослая, но до сих пор помнит эти рассказы. Я даже книжкку сам.издатом сделала. На память. Себе. А может быть – дочери.