Сказки. Особенности жанра. Как написать сказку.
Здравствуйте, дорогие читатели Liter-RM! Мы продолжаем говорить о литературных жанрах в нашей рубрике “В помощь начинающему автору”. Сегодня мы рассмотрим сказки и особенности этого жанра. И узнаем как можно написать сказку. Итак, слово Ирине Смирновой.
Сказки – особенности жанра
Сказочное мастерство
Наверное, не сыщешь во всей литературе более любимого и близкого жанра, чем сказка. Помните, как мы слушали первые увлекательные рассказы наших матерей и бабушек? Помните, как зачитывали до дыр и без того ветхие книжечки «Курочка Ряба» и «Репка»? Удивительно, но мой литературный путь тоже начался со сказки. Помнится, я тогда писала про маленькую девочку, которая попадает в сад, где живут прекрасные феи. Дело было на литературном кружке в школе. Именно тогда я испробовала и первый художественный приём: гиперболу.
В другой раз со сказкой я столкнулась через несколько лет: мама оставила меня сидеть с заболевшей сестрой. Я не нашла ничего лучше, как придумывать разные волшебные истории. Сестра меня очень увлечённо слушала, а я так и забыла записать то, что приходило в голову. Теперь мне уже и не вспомнить свои первые сказочные опыты. Зато любовь к сказкам сохранилась до сих пор. Правда, писать мне их гораздо труднее, нежели рассказы или эссе.
К счастью, или, к сожалению, но никто не может сказать, когда и как была рассказана первая сказка. Именно рассказана, потому что в ту пору ещё не существовало письменности, не было и литературы как таковой. Были только взрослые люди, которым приходилось обучать своих маленьких детишек уму-разуму. Не надо думать, что тогда процесс обучения был менее болезненным, однако сказка помогала не только в доступной, но и в увлекательной форме передать необходимый опыт следующим поколениям.
Сказки делились на три вида: волшебные, о животных и социально-бытовые. Передавались они из уст в уста, поэтому сейчас существует так много вариантов одного и того же сюжета. Позже сказка выходит за рамки фольклора и начинает входить в большую литературу. Форма сказки стала приобретать другие черты, они начинают писаться и для детей, и для взрослых. С помощью сказок поднимались самые глубокие философские вопросы. К примеру, всем известный А.С.Пушкин, написав ряд знакомых нам историй, с жанром сказки распрощался, так как не смог ответить для себя на вопрос о разделении добра и зла. Помните удивительное сказание о Дадоне, Шамаханской царице и Золотом петушке? Обращали ли вы внимание на то, что это единственная сказка, где нет положительного героя? Вот какова роль сказки и особенности жанра.
Мы же с вами поговорим сегодня о традиционной сказке, предназначенной непосредственно для младого племени.
Как можно написать сказку
- «Сказка – ложь, да в ней намёк….». Наставление, поучение должно быть обязательно, только оно настолько завуалировано, что юный читатель даже и не подозревает, что фактически сидит на уроке и слушает знающего педагога. Процесс воспитания с помощью сказок должен осуществляться легко и непринуждённо.
- «Там чудеса, там Леший бродит…». Несмотря на то, что сказки бывают разных видов, мы привыкли, что обычно речь идёт о чём-то сверхъестественном и неземном. Говорящие животные, затейливые перемещения, волшебные предметы и многое из того, что нас обычно удивляет и переносит в другую реальность.
- Добро побеждает зло. Одна девочка на моём уроке литературы спросила, почему нет сказок с плохим концом, почему всегда побеждают хорошие герои, ведь в жизни всё не так! Знаете, я попыталась ей ответить, приводила в пример какие-то аргументы, но в результате запуталась сама. Счастливый конец, наверное, – это всё-таки жизнеутверждающее начало сказок. Так ли обычно в жизни? Нет, не так, хотя нам постоянно и говорят о Высшей справедливости. Однако факт остаётся фактом: сказки заканчиваются Х-О-Р-О-Ш-О. И это будущему сказочнику надо усвоить.
- Магические цифры. Обычно это всем знакомая тройка: три медведя, три сестры, три препятствия, три дороги или три загадки. Это одна из главных особенностей жанра сказки.
- Верный друг-помощник. Как правило, главному герою всегда кто-то или что-то помогает. Это может быть распрекрасная царевна, джинн из бутылки или мудрый волк. Главное, что рядом всегда находится друг, делящийся своими знаниями и опытом.
- Сказка – это мечта о лучшей жизни. Это представление о том, как должна быть устроена жизнь. Кстати, с пунктом №3 всё становится на свои места. «Каждому, каждому в лучшее верится»… Зачем нам победа над злом, если мы создаём сказку, чтоб на время отвлечься от печальной действительности?
- Средства художественной выразительности. Это и уже названная гипербола, и постоянные эпитеты, и красочные сравнения. Безусловно, для яркости языка могут быть использованы и другие приёмы.
- Красноречивая авторская позиция. Даже в том случае, если автор сказки – народ. В любом случае всегда можно понять, ради чего написана сказка, кого она осуждает, а кого поддерживает. Если в реалистичных жанрах приветствуются полутона, то в сказках лучше держаться ярких контрастов, пусть даже это и не будут только чёрно-белые цвета. Всё-таки вы пишите для детей, у которых ещё не сформировано мировоззрение.
Конечно, можно продолжать говорить об особенностях сказки, но лучше перейдём непосредственно к нашему творчеству и узнаем как написать сказку. Вы решили порадовать ребёнка или прославиться, как писатель сказок, но не знаете с чего начать? Тогда следующая инструкция, надеюсь, внесёт в ваш мыслительный хаос некоторый порядок.
Как написать сказку
Возраст ваших предполагаемых слушателей?
Это немаловажный момент, потому что ребёнок – это понятие растяжимое. Дети будут и недельном возрасте, и даже в 20 лет. Всё зависит от самоопределения. Писать для пятилеток, это не то же самое, что например, писать для детей трёх или десяти лет. Ваша задача понять, на какую аудиторию вы нацелены. Отталкиваясь от этого, вы уже сможете выбрать уровень сложности сюжета, рассматриваемых проблем и язык.
О героях
Лучше избегать избитых персонажей, известных со времён Царя Гороха. Нет, конечно, если вы сумеете обыграть уже известных героев и внести нечто эксклюзивное, – это замечательно. В противном же случае, следует подумать над тем, чтобы создать кого-то самому. Пусть это будут необычные толстячки с сундуками муки или остроумные великаны с двумя головами. Оживляйте цветы и ягоды, раскройте все необычные стороны жизни, покажите ценность нашей с вами действительности. Не бойтесь придумывать говорящие дома или ускользающие дороги. Не так давно мне пришла в голову мысль, чтобы сделать главной героиней дождевую каплю. Точнее просто каплю воды, которая будет и частью океана, и росой на траве, и снежинкой, и ещё многими другими героинями. Идея пока так и остаётся идеей, хотя лично мне она кажется весьма интересной.
Героев сказок лучше называть какими-нибудь забавными и звучными именами. Пусть эти имена вызывают улыбку у маленьких читателей и заставят подумать о своих значениях.
Детально продумайте как главные, так и второстепенные образы. Будьте однозначны в своей оценке и собственных симпатиях. Положительный герой должен быть исключительно со знаком плюс, даже если он и не лишён изъянов и заблуждений.
О чём пойдёт речь?
Когда вы придумали своих незабываемых героев, стоит изобрести для них череду увлекательных приключений, не лишённых смысла. Пусть весь круговорот событий будет подчинён общей идее, которую вы хотите донести до своих слушателей.
Не бойтесь проявлять свою буйную фантазию и устраивать фейерверк из своего повествования. Пусть с небес падает солнце, а звёзды растут на земле. Главное, чтоб внимание ребёнка было приковано к вашим словам, и он не заглядывал в конец книги, ожидая, когда же мама уже перестанет его мучить чтением нудных историй.
При этом помните о поучительной стороне своего творчество. Заложите нехитрый урок в то, что вы пишите. Ваш читатель (или слушатель) не должен поймать вас на том, что вы кормите его знаниями и строите из себя моралиста. Поверьте, моралистов ему уже хватает и без вас! Подарите ему несколько часов веселья, приключенческой радости и капельку житейской мудрости, которую он обязательно усвоит.
Как сказку назовёшь…
Действительно, как назвать? Что следует учитывать при выборе заголовка своему произведению? Лучше всего интригу. Название должно привлекать внимание, цеплять воображение. Ваша сказка должна манить к себе, обещать время радости и «духозахватыванья». При этом важно, чтобы в названии как-то отражались главные события. Читатель должен заранее настроиться на заданный лад и вообразить себе некую ситуацию, которую вы позже старательно опишите. Заманили в свои словесные сети? Теперь другая задача – не отпустить и не разочаровать!
Задумайтесь о своём стиле!
Если вы склонны к замысловатым стилистическим фигурам и приёмам, то лучше отказаться от написания сказок. Или хотя бы поработать над своим стилем. Сказка интересна тем, что читать её легко и приятно. От неё веет непринуждённостью, наивностью. Она, как воздушный шар, должна взмывать к облакам вместе с читателями. Взрослые хотят отвлечься, малыши просто желают побывать в других мирах. Подарите им эту возможность. Не надо использовать длинных предложений, запутанных ассоциацией и лирических отступлений. Захотелось порассуждать? Отложите сказку и напишите эссе. Сказка – это одно сплошное действие, без остановок и пауз. Читайте и перечитывайте много раз, следите за динамикой и не пугайтесь переделывать, если хоть что-то отдаёт косностью и кажется тяжеловесным.
О кульминации
Самая напряжённая сцена в сказке должна действительно быть самой напряжённой. Пусть маленькое сердечко подпрыгивает в ожидании, а рот уже давно открыт, боясь пропустить всё самое интересное. Кульминационная сцена должна щекотать нервы и дарить массу острых эмоций. Пожалуй, ради кульминации иной раз и читаются сказки. Как выкрутится герой? Что он предпримет в последний момент? Когда уже он обретёт свободу и счастье? Кстати, сами свобода и счастье уже мало, кого интересуют. Главное, это знать, что всё позади, а дальше ничего плохого случиться уже не может. Теперь становится ясно, как можно написать сказку.
Говорят, что сказочниками становятся люди только с позитивным взглядом на жизнь. Я уверена, что придумать сказку может каждый человек, который желает подарить маленькое чудо подрастающему человечку. Мы все выросли на сказках, так почему бы нам не внести свой вклад и не начать придумывать добрые и светлые истории, далёкие от нашествия кровожадных инопланетян и ненасытных шестиглавых монстров? Оглянитесь вокруг: жизнь даёт нам лучшие сюжеты. Просто не проходите мимо!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Добрый день!
Спасибо за советы,познавательно.
Я сочиняла сказки для дочек,теперь для внучки.
Не записываю,многое забылось . Как записывать садишься,получаешь другую сказку. Рассказываю две на протяжении двух лет. Одну удалось завершить. Вторая тянется многосерийно, и в нее внучка днём играет. Она про лягушонка Василия и теперь уже про его приключения. А начиналась сказка с превращения и злых чар обиженного колдуна.. надо бы завершить ее и мораль подвести. Да начать новую сочинять. В итоге,сказки как-то надо уметь завершать без сожаления.
-
-
ОТЛИЧНО!! спасибо :3
-
Спасибо. Но сейчас сказку кажется написать очень сложно: большинство тем уже заняты.
-
Пытаюсь написать сказку по вашим инструкциям))
-
Спасибо ,очень познавательно .хочу пробовать !
-
пытаюсь написать сказку , и с возрастом определилась и с темой, а вот кульминация феерическая в голову никак не идет.Хочется чтобы ребенку и понравилась и запомнилась, да и взрослые не остались равнодушны
-
-
-
Слишком строгие правила в статье – бездушностью попахивает. В произведение, тем более сказочное, надо душу вкладывать! Я, конечно, понимаю, что речь идёт о сформировавшихся стандартах, но мне кажутся они чрезмерно расчетливыми и искусственными. Например, о названии. Что это за постановки такие? Название автор должен сердцем почувствовать, ощутить нутром – “вот оно!”, в конце концов, отталкиваться от своего вкуса/взгляда, а не рассчитать, как уловку для покупателя! Опять-таки, от этого маркетингом несёт. А насчёт возрастной категории…. Ну, и как её рассчитать, если дети в принципе развиты по-разному? Ведь часто встречаются дети, развитые не по годам. Это уже не редкость!
Вот я, например, тоже пишу сказку в настоящее время. Первый раз в жизни. Раньше писала рассказы, но сказку никогда. Думала, что это дико сложно, и вообще, не моё это, т.е. нет таких способностей/фантазии. Но однажды неожиданно возникла идея и прям в голове возникла сама собой цепочка сюжета, и даже герои! Удивлению моему не было предела, ведь я думала всегда, что я никогда в жизни сказку не напишу, а жаль – я их так люблю! И тут такое! -
А как написать сказку коротко и легко, если идея сюжета сама по себе длинна? И сокращать, убирать из сюжета ничего не хочется. В моём случае, к примеру, был поучительный, сложный и очень тяжёлый период жизни, который у меня превратился в сказку. И я не могу ничего выбросить из произведения, т.к. это отображение реальных событий, завуалированных под волшебство. И сказка уже получается длинная (обычные сказки значительно короче), а я только на половине пути. Судьба моя в сказке ещё не свершилась. И я не понимаю, к какому возрасту мне эту сказку отнести, если в ней, как в любой сказке, присутствует и наивность, и чистота, и волшебные персонажи, и в то же время, история о настоящей любви, которую главные герои заслужили и вынесли, пройдя через тяжелые трудности. Не понятно: может для детей это будет не формат, тможет и более взрослые не поймут, скажут, что слишком по-детски. Кто это может определить? Так что, я не заморачиваюсь, а продолжаю писать, т.к. моя сказка основана на реальных событиях, только за густой вуалью волшебства этого не распознать. И всё равно, хоть как напиши, у произведения найдутся и поклонники, и жёсткие критики. Кому-то понравится лёгкость и краткость, а кому-то и замысловатость сюжета и полнота описания! Всем не угодишь. Но я отношусь к последним, так и пишу. И считаю, что главное – автору нужно быть искренним и индивидуальным, а не писать по правилам.
-
Согласна, для малышиков нужно просто и понятно писать. Но для детей постарше простота уже неинтересна. Я на своих детях проверяю, годятся ли им мои выдумки, или нет. Ну не будет моя шестилетняя дочь слушать очередного “Колобка” или “Курочку Рябу” :). Ей сейчас интересен “Изумрудный город” и “Нарния”. Полутона тоже присутствуют. Кто-то из героев может быть не добрым и не злым, я его просто не ставлю во главу угла. Оставлять его без внимания однако нельзя, это формирует у ребёнка равнодушие к людям, которых он не может понять. Естественно, никаких сложных копаний в психологии я не делаю, ибо это атрибут иных жанров. Но один момент в статье мне не близок – не люблю, когда главными героями сказки выступают неодушевлённые предметы. Ребёнок стремится ассоциировать себя с главным героем, а как это возможно, когда повествование ведётся от лица булавки, пуговички или листика? В каком-нибудь “взрослом” рассказе это можно расценить, как какой-то символ, а в детской сказке идентификация может и не произойти. Я только свой опыт имею ввиду. Очень прошу ответить тех, у кого противоположные мысли по этому поводу.
-
Спасибо. Мне казалось, что уже обо всём писали, а потом расписала сказку-повесть
-
-
Добрый вечер! А как быть с сочинением сказки богатырской где ребенок в главной роли?
-
Я всё равно не могу придумать помогите надо для 5класса
-
СКАЗКА НАЧИНАЕТСЯ
-
-
СКАЗКА О РИБЕ И ПТИЧЕ
-
Уже 2 года пишу сказку. уже есть феерический конец. есть герои волшебство , вот только стиль немного учительский, по порядку прорабатываю сцены, детали очень захватывает
У кого другие мнения по поводу жанра сказок и техники написания? Очень интересно узнать ваш опыт.