Детские писатели
Современный детский писатель… Кто он?
Мы постоянно говорим о том, как стать хорошим писателем (читайте здесь), при этом имея в виду взрослую публику. Мы забываем о том, что подрастающее поколение тоже нуждается в качественной литературе. Возможно, даже больше, чем нам кажется. Неоднократно в газетных статьях мне попадались мысли о том, что сейчас в России не хватает детских писателей. Неоднократно поднимался вопрос детской литературы, которая формирует мировоззрение маленького человечка и раскрывает ему тайны большого мира.
Мы все выросли на сказках Чуковского, Перро, Родари… Мы читали Носова, Волкова, Льюиса. Сейчас тоже есть много хороших авторов. Например, Крапивин и Мурашова, Козлов, Крюкова и другие. Но это не значит, что мы не сможем писать для детей. Это не значит, что наши произведения останутся в чёрном ящике до лучших времён. Всегда стоит попробовать открыть для себя что-то новое, а детская литература – это огромная кладовая, которая оценивает каждый вклад и не оставляет никого равнодушным. Юные же читатели – это самая благодарная публика, которая не скрывает своих эмоций, не будет критиковать вас просто так, которой нет дела до вашего статуса или личных качеств. Детям важно, чтоб было интересно, увлекательно и … познавательно! Вот, собственно, на этом всё и основывается.
Как стать детским писателем?
Не стоит думать, что писать для детей – это проще простого. Даже если вы и обладаете необходимой фантазией и словесным мастерством, придётся очень хорошо постараться, чтобы понравиться маленькому читателю и победить конкурента в виде компьютера или планшета.
У детского писателя должен быть свой кодекс чести, свои правила, которым необходимо следовать.
- Нести ответственность за каждое своё слово. Если взрослый человек ещё много раз перепроверит тот или иной факт, то ребята обычно верят на слово. Они уважают возраст и опыт. Для них вы – это первооткрыватель, который делится своими знаниями. Поэтому если вы скажете, что земля не круглая, а квадратная, они восхищённо будут переваривать это новое знание весь вечер. Они расскажут о нём всем своим знакомым. Нарисуют картину, чтобы повесить на стене и удивить родителей, которые до сих пор считают голубую планету шаром. Но когда откроется истина, ребёнок испытает разочарование. И что самое страшное, он перестанет доверять не только вам, а книгам вообще. Всё начинается с малого. Вопросы доверия, быть может, самые главные вопросы жизни. Конечно, если вы фантаст – это одно. Но когда вы собираете включить некий факт в свою книгу, то будьте в нём уверены.
- Никакого насилия, никакой жестокости. Детский мир – это мир особый. Безусловно, уже через несколько лет малыш поймёт, что всё вокруг не так просто. Что рядом живут убийцы и живодёры, маньяки и воры, лжецы и лицемеры. Что не всегда можно слепо верить очевидным вещам, а люди вокруг не всегда желают нам лучезарного счастья и добра. Это будет потом. А сейчас ваша обязанность – это подарить ребёнку ощущение счастья. Ту тёплую энергию, которая поможет ему пережить первое разочарование, первую боль и первую потерю. Вселяйте в юные души мечты и надежды. Радуйте детей счастливыми концовками, торжеством добра над злом и гибелью злейших врагов хороших людей. Но избегайте крови, страшных мук и всего того, что сейчас любят показывать в фильмах и детских электронных играх. Учите красоте, доброте и гармонии. Если кто-то должен умереть, то пусть это будет тихо и спокойно, естественно, как сама жизнь. При этом стоит избегать мотивов мести и кары там, где этого не требует сюжет.
- Детский писатель не может быть злым. Это добрый, отзывчивый и мирный человек, который рассказывает тёплые и забавные истории. Больше света, больше мягкости, больше тонкого юмора. Но не сарказма, не пошлых шуток, граничащих с глупостью. Малыши любят смеяться, они способны переживать героям, примерять случившееся на себя. Не надо вызывать в их сердцах напрасную агрессию, чёрные мысли. Сеять нужно только то, что вы собираетесь пожинать. При этом, естественно, не бойтесь писать грустные и печальные истории, ведь они помогают подрастающему поколению проявить ростки добрых чувств, которые, возможно, до сих пор были надёжно спрятаны в детских сердцах. Но при этом в книге не должно быть безнадёжности, отчаяния, тупика. Вспомните, удивительное лиричное произведение «Правда, мы будем всегда»? Медвежонок в конце умирает, но… Разве не превращается он в дерево, о котором его друг будет продолжать заботиться? Любовь, дружба, надежды – это ключевые слова качественной детской литературы.
- Вы должны иметь чёткое представление, для кого пишите. Либо это карапузы от 2 до 4 лет, либо дошкольники от 5 до 7, либо уже более взрослая аудитория. Это важно, ведь от этого будет зависеть объём произведения, манера изложения, главные мысли. Ваша книга должна быть доступна. Если вы много знаете, это не даёт вам право превращать детское произведение в энциклопедию. Также стоит избегать открытых назиданий и моралей. Лучше построить сюжет таким образом, что ребёнок сам узнает, где хороший герой, а где плохой. Как надо поступать, а чего лучше не делать. Прямым же нравоучением вы только оттолкнёте от себя, чего никому из нас явно не хочется.
- Не смешивайте добро и зло. Да, в жизни всё условно. Но ребёнок ещё не способен анализировать мир так, как делает это взрослый человек. Детям очень важно осознавать грань между тёмным миром и светлым. Не случайно, избушка Бабы Яги всегда изображалась посередине, разделяя мир живых и мир мёртвых, мир героев и мир злодеев. Также не стоит увлекаться сюжетными коллизиями, в которых легко запутаться. Много приёмов взрослой литературы должны остаться именно во взрослой литературе. Для детей же приходится постоянно изобретать велосипед, который не только ездит, но ещё и летает, плавает, говорит и просит поесть, когда устал.
- Не увлекайтесь деталями. Это взрослым интересно, как была приготовлена жареная индейка, и какого покроя платье у главной героини. Дети же жадно цепляются за события, они хотят действий и просят автора: «Ещё, ещё, ещё»…. Что ж… Тут, главное, не останавливаться и давать то, чего от вас ждут. Оставьте подробные описания для другой публики и переключитесь на глаголы, сильные, энергичные и захватывающие.
- Сделайте свою книгу интересной для всех. Многие взрослые неоднократно перечитывают детские произведения, потому что они им нравятся. А это значит, что в книгу надо вложить так много, чтобы она не переставала дарить удовольствие и мысли даже потом, спустя много-много лет. Не бегите за мнимой славой и быстрыми победами. Не гонитесь за высокими гонорарами и огромным тиражом. Просто сядьте и напишите то, что идёт из души. То, что вы хотели бы сами услышать в детстве. То, что с радостью и упоением послушают ваши собственные дети и внуки. То, что вы бы открыли сейчас, чтобы хоть ненадолго уйти в другой мир, полный наивных сказок, согревающих чувств и приятных неожиданностей. Вот именно тогда вы сможете создать нечто достойное, занимательное и важное. Что ж… Теперь только не останавливайтесь и развивайте своё новое умение, доводя его, как и всё прочее, до зримого совершенства. Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Замечательная статья! Спасибо сайту, что нашли время для нас, пишущих детям!
Я бы еще добавила, если позволите, что детский писатель прежде всего должен держать в уме одну важную мысль – чем он сможет помочь детям? Из этого вопроса должны рождаться сюжеты будущей книги. Именно это – основа произведения для детей. Мальчишки и девчонки должны взять книгу в руки и прочитав, вынести для себя что-то важное, найти ответы на вопросы, которые искали где-то, а нашли в книге про чьи-то веселые или не очень – приключения. Это не только огромная ответственность автора, но и его крест – ни в коем случае не унизить ребенка нравоучениями, не показать, что ребенок глуп, и до чего-то не дорос. С детьми надо разговаривать на их языке, практически – это сродни тому, как читать проповедь, иначе – не поймут, не поверят. Дети – тонко чувствующие натуры, им вполне хватает и намека (в отличие от взрослых), чтобы разобраться, где белое, а где черное, и вот тут не надо с ними заигрывать, не надо настаивать на свей точке зрения. Они сами разберутся, на чью сторону добра или зла – встать. Задача автора – рассказать об этом добре, и зле, показать, в чем их отличие, и конечно, о последствиях сделанного выбора. Именно с этого начинается мораль.Хотелось бы более подробную информацию по стилистике детских произведений.
Спасибо Вам всем! -
На самом деле книги есть, но вот качество явно хромает. Либо это сплошные сюсюканья, которые дети не приемлют ни в каком возрасте, либо такая чернуха, от которой и в реальной жизни так все опротивело, что еще в книге читать – совсем уж не хочется.
Но как пробиться автору, нигде не засвеченному, к читателю? Издательства не рискуют брать нового автора, а те, что уже считаются классиками, уходят из жизни, а заменить то кем?
Хорошо, что есть хотя бы конкурсы, но и тут надеяться на субъективность, особенно в знаменитых и раскрученных, не приходится.
Как всегда вечный вопрос: – Что делать?
Ну, сейчас придет ответ: – Сами печатайтесь… Создавайте блоги…
А дети будут эти блоги читать? Дети вообще мало читают.
Ну, ничего… Лично я готова и дальше писать для детской аудитории. Мне есть что сказать детям. -
Отличная вдохновляющая статья, спасибо! И комментарии Алефтины тоже в тему) От себя хочу добавить, что детским книжкам ещё обязательно нужны красивые иллюстрации – такие книги и деткам полезны, и родители скорей купят))) Мы с дочками, например, собираем целую коллекцию книг про фей, и решающим фактором покупки каждой новой книги являются именно профессионально выполненные красивые иллюстрации (хотя и текст тоже, мои дети любят читать). Я сама художник/педагог, сейчас увлечена проектом своей детской книжки в стихах, которую сама же и проиллюстрирую.
-
Алексей! Да это Вам спасибо, что не оставляете нас, страждущих встретиться с читателем.
Я ориентируюсь на возраст от 10 до 13 лет. Есть у меня несколько произведений для детей младшего школьного возраста, но на данный момент пишу детские детективы. Это серия с одной героиней, девочкой Феклой (Свеклой).
Про блог – согласна! Только я такая темная (или трусиха), ничего про это не понимаю, хотя и читала ваши статьи. Даже не знаю – с чего начать. И наивный вопрос – а как народ узнает про мой блог, и произведения, которые там имеются? -
Олеся! Какая ВЫ умничка, что приучаете детей к чтению. Книгу сложно заменить, потому что свою роль играют , конечно, и иллюстрации, особенно это важно для малышей, и для более старших оформление обложки, и сам текст, конечно же. Книга развивает логику, образное мышление, а это ли не важная задача?
Кстати, читать с компьютера очень сложно, и многие родители до определенного возраста запрещают детям просиживать перед экраном, и на мой взгляд – правильно делают. Книга тем и хороша, что ее можно потрогать, понюхать, она радует уже своим видом. Я не помню себя без книги, даже за стол садилась, уткнувшись в страницу. Попадало от родителей, но я не могла оторваться – интересно же!
Сейчас очень много переводной литературы, и даже всем известные сказки так перевирают, что волосы дыбом встают. Конечно, задача родителей купить ту самую книгу, после которой ребенок захочет еще одну, или продолжение. Моя дочь тоже с детства начала с книжек-игрушек, где у животных глаза вращаются, ушки из меха и так далее, а потом постепенно переходили к сказкам, фантастике, Гарри Поттер пришелся вовремя, а потом тяга к чтению ушла. НЕ знаю – почему. Может, переходный возраст, или не нашлось достойной книги. Саги про вампиров мы не читаем, Крапивина, к моему сожалению, тоже.
За читателя надо бороться, надо давать ему возможность выбрать свою книгу, по своему вкусу, но не всегда это возможно. Новых авторов не так много, а те, что смогли пробиться, далеко не всегда интересные. Я сама отслеживаю некоторых авторов – как-то так.. А если учесть, что книга дорогое удовольствие… Сама я обычно скачиваю бесплатно на электронную книгу и читаю в свое удовольствие.-
Спасибо большое, Алевтина))) Вижу, что мы во многом похожи в отношении к книгам) Я тоже в детстве много читала, вплоть до фонариков в постели;) Все карманные деньги тратила на книжки, правда не художественные, а какие-то поучительные, типа интересных задачников и справочников. Таких красиво иллюстрированных книг тогда или не было, или были не всякому доступны, а теперь глаза разбегаются…
Дети мои с младенчества засыпали только с книжкой, в 4 года научились сами читать и сейчас их не оторвёшь от книги, особенно старшую дочь (ей 12 лет). Увлекается романами для девочек, приключениями и фантастикой, мистикой. Вампиров и прочую нечисть мы как-то не приемлем… Да благо хоть меньше за компьютером сидеть стала, электронные книги мы скачиваем только если “бумажных” нет в библиотеке, а очень хочется. Самой мне особо-то читать сейчас, к сожалению, просто некогда… Но рада, что детям нравится, и с удовольствием при любой возможности покупаю им новые красивые и интересные книжки. Вот и “фееманией” где-то заразились – не мультяшной, а именно книжной!-
Алефтина, я очень извиняюсь за то, что в предыдущем обращении неправильно написала ваше имя… Спасибо Ивану, что заметил и поправил. Впредь буду внимательнее)
-
-
-
К вопросу о литературе, детской – в частности. 2015 год объявлен годом Литературы, вот и посмотрим, что изменится на рынке книжных издательств, появятся ли новые имена, а также интересные герои с книжных страниц.
Всем пишущим желаю в этом году быть востребованными, и просто получить удовольствия не только от чтения своих, но и чужих “нетленок”.
-
Не знаю, по-моему деление на детский и взрослый писатель достаточно условно. Дюма писал “Три мушкетера” для взрослых, получился отличный роман для подростков. Я к тому, что любая вещь, которая пишется для детей, должна с увлечением читаться и взрослым. Я не беру специфический жанр детской дошкольной поэзии (Барто, Чуковский, Маршак), хотя и там есть свои определенные нюансы. К сожалению, сейчас в юношеской литературе очень много невостребованности: издатели любят “серии”, не очень любят раскручивать новых авторов, нет долгосрочной перспективы развития такой литературы. Много одноразовых и эпигонских произведений. Типа Емца.
-
Санди! Соглашусь с вами, что детский писатель тогда хорош, когда он пишет так, что интересно читать и детям, и взрослым. Мой кумир – В.Крапивин, до сих пор выдает новые произведения, которые я продолжаю читать, а начинала лет с 10.
Есть такие авторы, которые никогда не смогут написать детям. Это не так просто – достучаться до их сердец, уверяю Вас. А про серии – я бы поспорила. Тот же Емец отлично пишет, и его серии востребованы. Очень часто дети просят продолжение, и почему бы не написать еще? Кстати, если читать того же Емца внимательно, то там такие пласты морали заложены, что только успевай запоминать! Надо уметь читать между строк, и у детей это отлично получается. А то, что новому автору не пробиться – это да… А может, просто мы плохо пишем?
Уверена, никакой редактор не пропустит добротную рукопись, на которой можно заработать. Так что – надо работать. Всем удачи! -
В свете обсуждаемой темы мне бы очень хотелось попросить тех, кто уверен, что может писать для детей, никогда этого не делать. Ваша уверенность не говорит, а просто кричит о Вашей же несостоятельности. Ничего личного. Просто детишек пожалейте. Они маленькие, ни в чём не виноваты, и такого наказания не заслуживают. Продолжайте учить взрослых, у них психика более устойчивая.
-
Ооо, господин массажист решил сделать себе рекламу с помощью супер-пупер-коммента! Все же сразу кинулись посмотреть, кто такой… А вдруг это крупный издатель, маститый автор или известный литературный критик (и к его мнению обязательно надо прислушаться…)? Почему-то нет… Ну тогда, может быть, у вас куча детей и большой опыт в их воспитании? Откуда такая уверенность в том, что с такой любовью для них написанное может им только навредить??? По-вашему выходит, что писать детские книги имеют право (=призвание) лишь те, кто НЕ уверен в своём даре. Ну не АБСУРД ли? И ещё… боюсь вас разочаровать, но взрослых учить уже, пожалуй, бесполезно – чего в детстве не привили, тому никакие книги не научат… Если сам человек над собой поработать не постарается.
-
))) Спасибо, что прочитали, Олеся. Разочаровать меня не бойтесь, помогая детским домам я давно уже разочаровался в уверенных в себе воспитателях. Сотни неравнодушных людей видел, и с тысячами “учителей” сталкивался. И столько же раз убеждался: если человек думает, что знает всё – он, как правило, не знает ничего. Большинству “учителей” не учить, а учиться у детишек нужно. Это трудно. А для многих, как Вы правильно сказали, бесполезно.
Примерно так же бесполезно, как рекламировать московские массажные услуги на мордовском сайте.)-
Вижу – неглупый вы человек, Иван… И хорошо, что всё-таки с чувством юмора) Понимаю ваше разочарование в педагогах, но чем вас обидели писатели? Или вы обращались к кому-то конкретно, имея ввиду, что чья-то конкретная “писанина” вредит детской психике?
Спору нет, в нынешней литературе (так же, как в игрушках и мультиках, даже под меткой 6+, 12+ и т.д.) хватает такого, что у нас, воспитанных на Куприне и Булычёве, кровь в жилах стынет. Одни Монстр Хай или им подобные чего стоят… Тут уж задача родителей помочь деткам “не заблудиться”. Но нельзя же так говорить обо всех современных детских книжках, с какой стати им лучше было бы “не быть написанными вовсе”, если я правильно вас поняла…)?!
Если вдруг под “учителем” вы подразумевали меня, то на всякий случай скажу: у меня высшее педагогическое, но поработав в официальной педагогике пару лет, глубоко в ней разочаровалась, 12 лет занимаюсь просто воспитанием своих детей и художественным творчеством, в последние годы вела студию на дому, которую дети и мамочки посещали с великим удовольствием. Так что назвать меня “учителем” сложно, а мои детские стихи, в том числе и “Феечки” идут просто от души, книги этой очень-очень ждут и мои дочки, и мои ученики, и мои подруги… и она обязательно увидит свет! И верить в то, что твои произведения нужны и будут востребованы – обязательно надо! Как же без этого?-
Извините, Олеся, если обидел чем-то. Совсем не в Вашу сторону обращение было. Вы добрая. Думаю, детишкам с Вами хорошо.)
И за комплимент спасибо.) С Вами очень приятно общаться (и это с комплиментом никак не связано)).
Про Куприна и Булычёва согласен. И не согласен тоже.) Это наше детство и наши ценности. У них детство своё, и ценности так же от наших отличаются.
Для наших родителей компьютер был (а для многих и остаётся) печатной машинкой, совмещённой с телевизором. Теперь мы с Вами легко с его помощью общаемся. Можем даже увидеть друг друга, если будет желание.) А поколение next с его помощью может делать вещи, что нам и не снились.) Это эволюция, и это замечательно.)
Вот и Булычёвы у них свои. Пишущие о понятных им и недоступных нам чудесах. Нашей задачей вижу – оберегать их здоровье и свободу выбора.
-
-
-
И, Олеся, имейте уважение к собеседникам. Имя человеку всего лишь раз даётся, и ценность его важна для каждого обладателя. Моё отношение к Алефтине очень далеко от восторженного, но и мне неприятно, когда её имя в очередной раз коверкается.
-
Спасибо, что поправили, вышло случайно, уже извинилась.
-
Стихи Ваши понравились, Олеся. Очень даже! Теперь понимаю, почему дочурки на фото такими счастливыми выглядят. Ещё раз извините, что я с Вами так строго…
-
-
-
-
-
Честно говоря, тоже не понял, что Вы имеете ввиду, Иван. Формально в ваших словах есть резон, но в них нет конкретики. Какие конкретно детские писатели Вас не устраивают: Барто, Чуковский, Маршак, Алексин, Михалков, Крапивин. Как там в “Трех мушкетерах”: “Имья, сестра, имья”…
-
Санди, в своём сообщении отталкивался от личного опыта, и никого конкретно не имел в виду. Лучшие (здесь и далее мнение, естественно, субъективное), на мой взгляд, работники детских учреждений никогда их не учили, а дружили с ними, параллельно делясь опытом. И дети с синдромом аутизма выигрывали чемпионаты по шашкам (реальный случай в Черногорье был), благодаря более опытным друзьям, постоянно совершенствующим свои навыки.
Всю эту чудесную картинку, к сожалению, в нашей стране видеть приходится всё реже и реже. Зато всё чаще и чаще встречаются до невозможности самовлюблённые учителя, ломающие детские судьбы.
Если, Вы дочитали до этого места, то уже спасибо, а если ещё и развёрнутый ответ интересует, то, конечно же, отвечу. Перечисленные Вами авторы не видятся мне авторитетными. Разве что Агния. Мне ближе Носов, Волков, Заходер, Булычов… У нынешних детей, уверен, ориентиры свои. И их надо уважать, а не навязывать им комариков на воздушных шариках.)
-
-
Так ведь детские писатели и учителя – это немного разные люди, Иван. В отношении учителей с определенной оглядкой поддержу Вас, но писатели – это совершенно другая категория. А я перечислил навскидку: у Маршкак “12 месяцев” разве не превосходная сказка? А Крапивинские рассказы? Носов – безусловно. Волков с оговоркой (как и Лагин и Алексей Толстой), что все же это талантливые фанфикаторы Коллоди, Баума и Энсти. Да Заходер сделал имя на переводах Милна. Булычов – отчасти, потому как слишком однотипен. Что до комариков, давайте все-таки не путать, что дети – это не однородная масса. Комарики – это дети детсада, там идет это на ура. Волков – младший школьный возраст, Булычов – подростки. А есть еще замечательные зарубежные сказочники – скандинавская школа – Андерсен, Лагерлеф, Линдгрен, Туве Янссон (почитайте ее потрясающее “Папа и море” – это и для взрослых на все времена).
-
И я с Вами, Санди, соглашусь, но также с оглядкой.) С оглядкой, к примеру, на Заходера. Формально – да, он переводил Милна. Но как! Там периодически от оригинала ничего не оставалось! Не такой, конечно, вольный перевод, как у Волкова (там от оригинала и половины не осталось), но с Маршаком вполне может посоревноваться. 12 месяцев, насколько я знаю, частично пересказанная языческая легенда, основанная на достаточно жестоких обрядах.
-
-
Так народные сказки, и не только русские, немецкие например (можно прочитать неадаптированные сказки Афанасьева или братьев Гримм) – это сплошь жестокость, тут важно во что это трансформировалось в итоге. Мы ведь не смотрим на нательный крестик как символ орудия массовых казней.
-
Долго не вмешивалась в диалог, потому что тема – “детский писатель” напрямую обращена к тем, кто пишет детям. От Ивана был метко брошен “камень в мой огород”. Да, я – пишу, и мне непонятно, почему Иван, совершенно не зная меня, как личность, не читая мои произведения, начинает рассуждать, как я посмела обращаться к детям. Извините, забыла у Вас спросить! Вы то, конечно, переплюнули Крапивина и Толстого, и всех еже с ними. А что у Вас из раннего, господин писатель? Так хочется насладиться высоким стилем! Правильным, русским языком! Захватывающим сюжетом, где так и льется любовь к детям! И еще Вы так тонко намекнули о своей благотворительности, что теперь все должны упасть перед Вами в ноги… А все педагоги по Вашему – уроды моральные. Не повезло, вам, Иван, в жизни. Травма на всю жизнь. С ней и останетесь.
Иван. Вы для себя, исходя из моих критических замечаний (да , жестких, но по делу) вообразили этакую злобную неграмотную тетку, которая посмела о себе заявить как о детском писателе. Ваше право – не собираюсь изображать из себя розовую и пушистую, но и не Вам решать, что мне писать, и для какой аудитории. Просто поверьте на слово – мои произведения с удовольствием читают дети разных возрастов, и ни один родитель не сказал, что я научила кого-то жестокости и злобе.
Сразу видно – Вы человек с глубоко надломленной психикой. Наверно, Вы в детстве мало читали добрых сказок и веселых приключений. Вы, неумело защищаясь, нападаете на других, даже не потрудившись разобраться. Если обратиться к моим комментариям, то не было ни одного, про который бы можно было сказать – она не права. Да, я всегда права, когда дело касается русского языка. Если есть ошибка – ее надо исправить, и научить автора, как правильно выстроить фразу. Если Вам сие неведомо – то что Вы делаете среди тех, кто хочет научиться? Именно такие “защитнички” и не дают авторам улучшить текст. А зачем? Вот же Иван защищает, ему нравится… Ну, это выбор каждого.
Для начала – Вы сам из себя ничего не представляете. Я что-то ничего Вашего не читала, никто о Вашем творчестве взахлеб не говорит… Наверно, непризнанный гений. Ну, удачи. И не сточите зубы, пригодятся. -
Олеся! Спасибо за поддержку. А таких как Иван, переспорить невозможно. Они, обвиняя других, у себя в глазу и бревна не видят. Когда у человека психологическая травма, то все дискуссии бесполезны. Такие, как Иван, не умеют правильно оценивать критику, они сразу выносят приговор – все плохие, потому что… я так думаю. Ну, и отлично, пусть живет с этой мыслью. А в это время все те, кто смог вынести мои комментарии, и набравшись мужества, перечитал свой гениальный текст и исправил ошибки, ушли вперед, а Иван так и будет злобствовать, и нести в мир ключевую фразу: – Я хороший! Кто с эти не согласен – плохой! Я знаю, кому что писать! Уф-ф-ф-ф…
Пусть себе…
Обязательно прочту Ваши стихи. -
Кстати, в детских произведениях очень много жестокости, потому что дети – неотъемлемая часть нашей жизни. А она – не сахарная, не зефирная, и не важно, Россия это, или далекая Африка. Дети живут среди алкоголиков, невменяемых, душевно больных и просто истеричных и безразличных взрослых. Дети видят грубость, несправедливость, и грязь каждый день, и не в книгах, а у себя дома, в первую очередь. Все дело только в том, чтобы показать детям, какой выбор им сделать. Дети не глупые, они сами выбирают между добром и злом, анализируя прочитанное, и потом сравнивая с реальной жизнью. Автору остается только объяснить ребенку, на его языке, разницу между этими понятиями.
У каждого возраста свой язык, свой словарный запас, понятный ребенку. Для одних достаточно “Тише, Танечка, не плачь.., И это ли не трагедия для малыша? Но если брать аудиторию постарше, то там будут другие герои, например тот же “Буратино”, где этой жестокости, особенно по отношению к детям, о чем так печется Иван, так много, что зашкаливает. Детей бьют плетками, оскробляют, на них кричат и их место – в сундуке. Однако, не одно поколение выросло в России на этой книге, и сейчас читают, а в Италии никто не отменял “Пинокио”. А кто читал книгу Санаева “Похороните меня за плинтусом”? Там так “залюбили” внука, что он стал неврастеником. А уже есть продолжение, и герой вырос, но проблемы, идущие из детства, никуда не делись, и жестокости стало еще больше. Прочтите Крапивина, сколько там жестокости, когда дети остаются одни со своими печалями, проблемами, и как они, не смотря на безразличие взрослых, умудряются остаться чистыми, и еще взрослых учат быть лучше. Эти дети, даже когда в детском доме над ними издеваются недалекие и жестокие воспитатели, умеют зажечь капельку Света, чтобы она светила всем людям на Земле. Вот это – задача для детского писателя, и дети никогда не просят любви. Дети ждут понимания, а любви они научат нас с вами. -
Соглашусь с Алефтиной, вспомните классику мультжанра “Ну, погоди!” Так как там только заяц над волком не издевается – правда, волк сам на эти неприятности нарывается. Или возьмем “Красную шапочку” или “”Белоснежку”. Бабушка отправляет маленькую девочку в дикий лес прямо волку в лапы. А в другой злая колдунья убивает принцессу с помощью отравленного яблока. И там и там мы встречаем убийства и насилие. Но именно сказка, выдуманный мир насилия, в котором добро ОБЯЗАТЕЛЬНО побеждает, учит маленького человека жизни, банальным житейским мудростям – осторожности, дружбе, взаимовыручке и пр. Потому что сказка – это аллегория и подготовка маленького человека к взрослой жизни. Лес – это жизнь, волк – это опасности, которые встречаются по жизни, и маленький человек должен научиться различать черное от белого, хорошее от злого. Через сюсюкающие сказки он никогда этому не научится – это будет инфантильный “розовый” человек, который не сможет выжить в нашем сложном мире.
-
Санди! Как хорошо, что Вы поняли мою мысль! Да и не столько мою, а всех писателей, обращающихся к детям. С детьми нельзя заигрывать, давать пустые обещания и надевать розовые очки. Очень больно, когда всего этого лишаешься. Дети все чувствуют острее, чем толстокожие взрослые, они как натянутая струна – чуть тронь, и порвется. У писателя всего одна роль – через образы и аллегории показать маленькому человечку, что у мира две стороны – положительная и отрицательная, и только от него зависит, на какой стороне жить, во что верить, и почему. Именно в то, во что поверят дети, и вырастают Гитлеры или мать Тереза.
На самом деле современные дети с удовольствием читают и Барто, и Чуковского и Крапивина, а также Емца. Все зависит от взрослых – что они привьют своим детям, какие ценности заложат, именно таким ребенок и вырастет. Актуальность сказок никуда не делась. В книгах того же Крапивина, которые писались еще в советское время, и пишутся сейчас, нет разделения на то, что было раньше, и сейчас. Те же дети, с теми же проблемами, только поколение пионеров не имело сотовых телефонов, зато они строили парусники и помогали старушкам, защищали маленьких, а сегодняшнее – может оперативно позвонить, пользуясь “айфоном”, но опять же для того, чтобы не пройти мимо, а помочь. Этих детей сделал такими в том числе – детский писатель, и им хочется подражать, потому что они – настоящие. Они живут среди нас, они такими не родились, они такими стали, потому что читали правильные книги, а вот те, кто далек от литературы, оказываются близки к наркотикам, ничегониделанью и их жизнь не имеет ценностей. А это беда… -
Так я ж писатель, и дети – те же люди (пардон, за каламбур), только которые формируют свой взгляд на мир, но взгляды то те же самые, что и у более взрослой публики. Бесконфликтное литературное произведение (что для детей что для взрослых) – это борьба хорошего с лучшим и обречено на неудачу.
-
Согласна.
-
Спасибо.
-
Писать детям, мне кажется, сложнее всего. Это наука, которая поддается не каждому.
-
-
В небольшой статье так много полезной информации.
Надеюсь она мне очень поможет в моих начинаниях) -
Да, действительно тяжело современному автору на сегодняшний день!
Очень полезная для молодых писателей статья. Хороших детских книг в России пишется мало. Наши дети пользутся бесценным литературным вкладом в культуру страны, созданным писателями прошлого.
Где-то бродят современники.
Что-то ищут на книжных развалах наши дети и внуки.
И они почему-то не встречаются. А встретившись, друг друга не понимают.