современные детские писатели

Современный детский писатель… Кто он?

Мы постоянно говорим о том, как стать хорошим писателем (читайте здесь), при этом имея в виду взрослую публику. Мы забываем о том, что подрастающее поколение тоже нуждается в качественной литературе. Возможно, даже больше, чем нам кажется. Неоднократно в газетных статьях мне попадались мысли о том, что сейчас в России не хватает детских писателей. Неоднократно поднимался вопрос детской литературы, которая формирует мировоззрение маленького человечка и раскрывает ему тайны большого мира.

Мы все выросли на сказках Чуковского, Перро, Родари… Мы читали Носова, Волкова, Льюиса. Сейчас тоже есть много хороших авторов. Например, Крапивин и Мурашова, Козлов, Крюкова и другие. Но это не значит, что мы не сможем писать для детей. Это не значит, что наши произведения останутся в чёрном ящике до лучших времён. Всегда стоит попробовать открыть для себя что-то новое, а детская литература – это огромная кладовая, которая оценивает каждый вклад и не оставляет никого равнодушным. Юные же читатели – это самая благодарная публика, которая не скрывает своих эмоций, не будет критиковать вас просто так, которой нет дела до вашего статуса или личных качеств. Детям важно, чтоб было интересно, увлекательно и … познавательно! Вот, собственно, на этом всё и основывается.

 

Как стать детским писателем?

Не стоит думать, что писать для детей – это проще простого. Даже если вы и обладаете необходимой фантазией и словесным мастерством, придётся очень хорошо постараться, чтобы понравиться маленькому читателю и победить конкурента в виде компьютера или планшета.

У детского писателя должен быть свой кодекс чести, свои правила, которым необходимо следовать.

 

  1. Нести ответственность за каждое своё слово. Если взрослый человек ещё много раз перепроверит тот или иной факт, то ребята обычно верят на слово. Они уважают возраст и опыт. Для них вы – это первооткрыватель, который делится своими знаниями. Поэтому если вы скажете, что земля не круглая, а квадратная, они восхищённо будут переваривать это новое знание весь вечер. Они расскажут о нём всем своим знакомым. Нарисуют картину, чтобы повесить на стене и удивить родителей, которые до сих пор считают голубую планету шаром. Но когда откроется истина, ребёнок испытает разочарование. И что самое страшное, он перестанет доверять не только вам, а книгам вообще. Всё начинается с малого. Вопросы доверия, быть может, самые главные вопросы жизни. Конечно, если вы фантаст – это одно. Но когда вы собираете включить некий факт в свою книгу, то будьте в нём уверены.
  2. Никакого насилия, никакой жестокости. Детский мир – это мир особый. Безусловно, уже через несколько лет малыш поймёт, что всё вокруг не так просто. Что рядом живут убийцы и живодёры, маньяки и воры, лжецы и лицемеры. Что не всегда можно слепо верить очевидным вещам, а люди вокруг не всегда желают нам лучезарного счастья и добра. Это будет потом. А сейчас ваша обязанность – это подарить ребёнку ощущение счастья. Ту тёплую энергию, которая поможет ему пережить первое разочарование, первую боль и первую потерю. Вселяйте в юные души мечты и надежды. Радуйте детей счастливыми концовками, торжеством добра над злом и гибелью злейших врагов хороших людей. Но избегайте крови, страшных мук и всего того, что сейчас любят показывать в фильмах и детских электронных играх. Учите красоте, доброте и гармонии. Если кто-то должен умереть, то пусть это будет тихо и спокойно, естественно, как сама жизнь. При этом стоит избегать мотивов мести и кары там, где этого не требует сюжет.
  3. Детский писатель не может быть злым. Это добрый, отзывчивый и мирный человек, который рассказывает тёплые и забавные истории. Больше света, больше мягкости, больше тонкого юмора. Но не сарказма, не пошлых шуток, граничащих с глупостью. Малыши любят смеяться, они способны переживать героям, примерять случившееся на себя. Не надо вызывать в их сердцах напрасную агрессию, чёрные мысли. Сеять нужно только то, что вы собираетесь пожинать. При этом, естественно, не бойтесь писать грустные и печальные истории, ведь они помогают подрастающему поколению проявить ростки добрых чувств, которые, возможно, до сих пор были надёжно спрятаны в детских сердцах. Но при этом в книге не должно быть безнадёжности, отчаяния, тупика. Вспомните, удивительное лиричное произведение «Правда, мы будем всегда»? Медвежонок в конце умирает, но… Разве не превращается он в дерево, о котором его друг будет продолжать заботиться? Любовь, дружба, надежды – это ключевые слова качественной детской литературы.
  4. Вы должны иметь чёткое представление, для кого пишите. Либо это карапузы от 2 до 4 лет, либо дошкольники от 5 до 7, либо уже более взрослая аудитория. Это важно, ведь от этого будет зависеть объём произведения, манера изложения, главные мысли. Ваша книга должна быть доступна. Если вы много знаете, это не даёт вам право превращать детское произведение в энциклопедию. Также стоит избегать открытых назиданий и моралей. Лучше построить сюжет таким образом, что ребёнок сам узнает, где хороший герой, а где плохой. Как надо поступать, а чего лучше не делать. Прямым же нравоучением вы только оттолкнёте от себя, чего никому из нас явно не хочется.
  5. Не смешивайте добро и зло. Да, в жизни всё условно. Но ребёнок ещё не способен анализировать мир так, как делает это взрослый человек. Детям очень важно осознавать грань между тёмным миром и светлым. Не случайно, избушка Бабы Яги всегда изображалась посередине, разделяя мир живых и мир мёртвых, мир героев и мир злодеев. Также не стоит увлекаться сюжетными коллизиями, в которых легко запутаться. Много приёмов взрослой литературы должны остаться именно во взрослой литературе. Для детей же приходится постоянно изобретать велосипед, который не только ездит, но ещё и летает, плавает, говорит и просит поесть, когда устал.
  6. Не увлекайтесь деталями. Это взрослым интересно, как была приготовлена жареная индейка, и какого покроя платье у главной героини. Дети же жадно цепляются за события, они хотят действий и просят автора: «Ещё, ещё, ещё»…. Что ж… Тут, главное, не останавливаться и давать то, чего от вас ждут. Оставьте подробные описания для другой публики и переключитесь на глаголы, сильные, энергичные и захватывающие.
  7. Сделайте свою книгу интересной для всех. Многие взрослые неоднократно перечитывают детские произведения, потому что они им нравятся. А это значит, что в книгу надо вложить так много, чтобы она не переставала дарить удовольствие и мысли даже потом, спустя много-много лет. Не бегите за мнимой славой и быстрыми победами. Не гонитесь за высокими гонорарами и огромным тиражом. Просто сядьте и напишите то, что идёт из души. То, что вы хотели бы сами услышать в детстве. То, что с радостью и упоением послушают ваши собственные дети и внуки. То, что вы бы открыли сейчас, чтобы хоть ненадолго уйти в другой мир, полный наивных сказок, согревающих чувств и приятных неожиданностей. Вот именно тогда вы сможете создать нечто достойное, занимательное и важное. Что ж… Теперь только не останавливайтесь и развивайте своё новое умение, доводя его, как и всё прочее, до зримого совершенства. Успехов!