авторский стиль писателы

 

Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM. Мы уже много говорили о литературных жанрах и ещё в дальнейшем будем писать статьи о них. Но сегодня поговорим о писательском стиле. Индивидуальный авторский стиль — это важная составляющая литературного ремесла! Итак, слово Ирине Смирновой, постоянному автору рубрики «В помощь начинающему писателю».

 

 

Стиль писателя

Развитие литературного стиля

Итак, вы решились писать. Вы уже явно обладаете писательским талантом, можете долго и усердно сидеть на одном месте, владеете всеми нормами русского языка и научились отличать один жанр от другого. Вы постоянно развиваете свой словарный запас, ищите новые пути решения банальных конфликтов и находитесь в вечном поиске себя.

 

Кажется, что осталось немного, и всё состоится. Вы сможете вырваться за грани собственного воображения и напишите то, чего ещё не видывал весь белый свет. Похвальная и благородная мечта. Осталось только наладить струны своей души и обрести уникальный и непревзойдённый стиль письма — авторский стиль. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

 

Сначала давайте разберёмся, для чего вообще нужен этот индивидуальный авторский стиль, если можно пойти путём подражания. Но кому это надо? Будет ли это интересно широкой публике? У каждого писателя постепенно (именно постепенно) формируется своя манера письма, свой стиль литературного языка. Он выбирает обстановку, в которой ему приятно работать, окружает себя теми вещами, которые вызывают вдохновение. Ему заранее известно, с чего он начнёт свой новый шедевр, как будет развивать свой сюжет, и какими отличительными особенностями будут обладать герои. Писатель уверенно чувствует себя во время творческого процесса, потому что знает, в какую форму облечёт свои слова. В его голове уже тысячи новых идей и маленьких изюминок, из которых он испечёт вкусный пирог для читателей-гурманов.

 

Безусловно, очень приятно, когда открываешь книгу и узнаёшь писателя по первым строчкам, по оформлению эпиграфов, по каким-то художественным приёмам и индивидуальной манере выстраивания интриги. Это и есть индивидуальный авторский стиль писателя.

Из последних авторов, чьи книги я держала в руках были Бернар Вербер, Буало-Нарсежак (два французских детективщика) и Джоджо Мойес. Каждый из них стал для меня предсказуем (в хорошем значении слова) и бесконечно дорог. От них веет индивидуальностью, их фамилии врезаются в память, а не остаются безликими тенями на задворках памяти, читая их, чувствуешь стиль писателя. У Вербера мне нравятся занимательные заметки из «Энциклопедии относительного и абсолютного знания». У Буало и Нарсежака – потрясающая и изысканная манера повествования, а также притягательная тайна, которая скрывается в недрах текста и раскрывается только в последней главе. Джоджо Мойес удивила своей искренностью и глубиной чувств героев. Интересен ей приём параллельного рассказа, чьи нити переплетаются самым трепетным образом.

И вот встаёт, наконец, правомерный вопрос, как стать личностью в литературе? Как сделать, чтобы твой почерк узнавали (пусть и не всегда любили)? Как найти свою тропу и свою манеру письма, от которой веет уникальным и новаторским? Вы уже могли убедиться, что в литературе нет ничего невозможного. И если чего – то нет, то это что-то можно обязательно найти или создать. Главное, понять, что вам это действительно нужно. Не стоит обретать индивидуальность ради индивидуальности. Не стоит носить одежду, которая вам слишком велика, мала или не подходит по цвету. Не стоит пафосно удивлять и громко кричать, что вы не такой, как остальные. Ведь мастера просто молча делают своё дело, потому что уверены в своём мастерстве и непревзойдённости. Давайте же присоединяться к числу достойных, накапливая свой опыт и упражняясь в малом.

 

 

 

 

Индивидуальный авторский стиль

 

Правила, которые вам помогут стать самим собой

 
  1.   Много-много читать! И пусть вас не пугает плагиат, подражание и что-либо другое в подобном духе. Попробуйте не просто читать, но анализировать произведения с точки зрения литературного стиля. Попытайте понять, как было создано произведение, какие киты его поддерживают, какие приёмы интригуют. Выделите для себя достоинства и недостатки отличительных черт. Примерьте их на себя. Если вам что-то очень понравилось, не стоит этого бояться. Постепенно то, что вы выбрали, трансформируется под вас и ваш писательский талант. Не забывайте, что именно изучение того, что есть, помогает создать новое. Дорабатывайте, изменяйте, совершенствуйте. Литературное творчество нуждается в постоянной эволюции, а прошлые сокровища являются отличным материалом для того, чтобы предложить что-то новое.
  2.   Много-много писать! Творите везде и всегда. Пишите в вагонах метро, в ресторанах, на рабочем столе или во сне. Главное, никогда не останавливайтесь на достигнутом. Ищите ту обстановку, которая больше всего вас вдохновляет. Проводите эксперименты с уже известными текстами, учитесь писать в разных жанрах. Со времён колледжа я запомнила один интересный приём, который предлагался детям на уроках литературы. Брали всем известную сказку «Колобок» и делали из неё триллер, репортаж, комикс или мелодраму. Получалось не только смешно и увлекательно, но и весьма познавательно. Такой приём позволяет прочувствовать тот или иной жанр, понять его отличительные особенности и научиться писать в нужном направлении. Подобную работу давали и нам, студентам. Когда мы изучали стили русского языка, то один и тот же текст переписывали в художественной манере, в научной и публицистической. Когда же вы работаете не ради отметки, а ради собственного совершенства, дело становится ещё более продуктивным и полезным. Возьмите кусочек текста и подгоните его под разные жанры. Пусть басня «Ворона и лисица» на время станет пьесой или рассказом. Сделайте из неё очерк или напишите эссе. Вот так методом перебора вы сможете наметить свои ориентиры и понять, что именно вам ближе, что удаётся лучше, а чего пока лучше не касаться.
  3.   Много-много придумывать! Заведите себе блокнотик интересных вещей. Создали что-нибудь необычное и новенькое, обязательно впишите туда. Случайно открыли для себя крутую фишку? Сохраните на память, вдруг пригодится. Возможно, ваши мысли будут поражать своей хаотичностью. Не переживайте. Постепенно вы сможете выбрать из этого океана мыслей несколько отборных капель, которые и составят ваш первый писательский портрет. В этот же блокнот можете вписывать уже известные приёмы, которые увидели у других. Может быть, что-то вам подскажут единомышленники. Стоит  активно поддерживать связь с себе подобными, делиться хитростями, мнениями и ощущениями. Кстати, именно для этого существуют литературные сайты, форумы и блоги.
  4.   Много-много переделывать! О, вы, наверное, уже испробовали на себе, что писательский труд – это не только бесконечная божественная эйфория, аритмичные удары сердца и кипа исписанных листков. Это долгие часы поиска одного-единственного слова, одной-единственной фразы. Отрекитесь навеки от шаблонов и клише, которыми обычно снабжают учителя нерадивых учеников, неспособных написать сочинение. Погрузитесь в пучину литературной страсти, открывая для себя и других, всё новые течения и возможности. Уничтожайте привычные обороты, перестаньте рифмовать «любовь-кровь», «всегда-никогда» и говорить, что главную героиню «прошиб холодный пот». Нет, оно, конечно, сказать можно. Вопрос: как? Мне почему-то всегда нравились изящные и нетривиальные рифмы. Для этого я даже просматривала новые для себя слова и копила их с целью дальнейшего использования. Конечно, порой сложно выйти за рамки привычного и придумать что-то новое к слову «любовь». Сама тонула в волнах типичности и не чувствовала себя виноватой. Однако сейчас, когда прошло несколько лет, мне постоянно хочется полностью отойти от убогости речи. Хочется, чтобы стихи переливались всеми цветами нашего широкого спектра цветов (несколько секунд боролась со словом «радуги»), а проза удивляла своей утончённостью и искусностью. Недавно услышала по радио песню, где была рифма «Вовочка-футболочка». Для развлекательной песенки это может быть и подойдёт, но слух как-то навязчиво режет. А уж для серьёзной литературы не годится точно. Помните о важности иметь свой стиль писателя.
  5.   Много-много близкого! Да, старайтесь писать только о том, что затрагивает вас и не оставляет равнодушным. Только так вы сможете изложить именно свой взгляд в непосредственной манере изложения. Если вы чего-то не знаете, то потратьте время на изучение необходимого материала. Все слова и все мысли не должны быть натянутыми. Литературное произведение – это песня души. Читатель не должен догадываться, что вы вымученно подбирали рифму или подходящее слово. У читателя не должно быть ощущения вашей неосведомлённости о чём-либо. Предположим такое: вас навещают  гости, вы показываете им свою квартиру и сами не знаете, где и что у вас лежит. Аргументы: «Мы недавно переехали» или «Я редко бываю дома» явно вам не зачтутся, ведь вы могли устроить экскурсию тогда, когда сами обживётесь. Пожалуй, это то самое явление. В своей теме, в своём произведении вам надо именно обжиться. Пронести через себя каждый звук, каждую деталь, каждую грань. Только тогда вы имеете право приглашать читателя в свой мир и рассчитывать на взаимное уважение.
  6.   Много-много индивидуального! У нас у всех есть индивидуальные особенности, которые определяют нашу деятельность. Мы обладаем особым типом темперамента, у нас есть выделяющиеся черты характера и постоянные привычки. Если вы являетесь юмористом по жизни и не можете прожить и дня без шуток, то вполне возможно, что вам нужно сделать акцент на юморе: продумать ярких и интересных персонажей, комичный сюжет, лёгкую манеру повествования. Если же вам ближе меланхолия и флегматизм, то не удивляйтесь, если лёгкие комедийные рассказы вам окажутся не по плечу. Конечно, бывают и весьма интересные случаи, когда отсутствие чего-то в жизни компенсируется наличием этого в литературе. Комики по жизни создают величайшие трагедии, а трагики пробуют себя в искромётных комедиях. Так или иначе, только вам известно, что у вас получается лучше и к чему лежит душа в реальности. Не стоит ломать себя, перестраивать и лепить заново. Лучше зацепиться за лучшие стороны в себе и воплотить их в писательском мастерстве. Поверьте, каждый из нас обладает многими достоинствами и многими недостатками. Но зачем искать последние, если можно просто проявить то, что вам дано матушкой-природой?
  7.   Много-много жить! О, это, друзья мои, самое главное и самое насущное. Жизнь – это само по себе уникальное и непревзойдённое явление. На свете нет идентичных людей, а на других планетах нет подобной формы жизни, которая есть на Земле. По-моему, есть чему поучиться. Присматривайтесь к тому, что вас окружает. Найдите себе место под палящим солнцем или в приятной тени (в зависимости от того, что вам подходит), не бойтесь раскрывать свои способности, свой потенциал. Я уверена, что литература очень тесно связана с жизнью. Если вы являетесь потерянным человеком и живёте не своей жизнью, повинуясь зову толпы, то вам вряд ли удастся пробить свою дорогу в литературе. Вы всегда будете оглядываться по сторонам и невольно искать одобрения большинства. А разве новаторство (пусть и самое гениальное) всегда вызывает улыбки и восхищение? Отнюдь нет. Не бойтесь быть тем, кем вас задумала природа. Вырабатывайте индивидуальный авторский стиль. Наслаждайтесь тем, что вас окружает. Ищите добро и свет там, куда уже давно не заглядывали от нехватки времени. Вдохновение разлито повсюду. Когда вы уверуете в то, что в мире нет одинаковых снежинок, вы сможете стать тем писателем, чья звезда загорится на широком небосклоне литературы и озарит собой чью-то жизнь. Удачи вам, друзья!

 

 

Теперь мы знаем, что такое стиль писателя, для чего важен индивидуальный авторский стиль. Конечно, об этом можно говорить много и много, впрочем ещё обсудим этот вопрос в следующих статьях. Не забудьте подписаться! С уважением, Liter-RM.