Как стать поэтом?
Как стать поэтом? Этот вопрос наверняка задавали себе многие творческие люди. Казалось бы, почему не реализовать свой творческий потенциал в поэтическом творчестве: достаточно всего-то листа бумаги и авторучки – кисти с красками не нужны, глина – тоже, объёмы стихотворений – это не объём рассказа… Помнится, мы говорили вкратце о том, как писать стихи… Наверное, многие из нас хоть раз, увидев нечто прекрасное, желали выразить это на бумаге. Кто-то стремится овладеть кистями и красками, а кто-то мечтательно выдыхает: «Хочу стать поэтом». А в этом скромном желании есть своя правда, своя истина и своя реальность.
“Хочу стать поэтом”: достаточно ли одного хотения?..
Думаете, что быть поэтом – это только Божий дар? Но ведь есть люди, которые обрели свой талант только после того, как решили попробовать нечто новое, освоить следующую ступень мира, покорить очередной Эверест. Есть такие замечательные понятия, как Муза, вдохновение, наитие, но разве поэт – это только тот, кто слышит голос неба и более ничего не делает? Разве поэт – это не тот, кто постоянно трудится, находится в поиске новых форм и оригинального содержания? Давайте же подумаем, что нам нужно для того, чтобы пробудить поэтический дар и начать складывать строки, словно ноты, выводя мелодию души. И всё-таки одного “хочу стать поэтом” мало. Не забывайте, что работа со словом – это титанический труд.
- Не всегда поэтами рождаются. Ими становятся день ото дня. Возможно, что-то закладывается с детства: важна позиция родителей, атмосфера дома и прочие детали, формирующие наши самые первые представления. Однако большинство людей не сразу берутся за ручку и бумагу, их надо к этому подталкивать. Я, например, впервые пришла в школьный литературный кружок классе в 6-м. Пошла нехотя, подталкиваемая мамой и наставляемая преподавательницей русского языка и литературы. Писала лишь прозу, а первое стихотворение попробовала лишь через несколько лет. И тут, как будто родник открылся. Слова стали складываться в мелодичные строки не только тогда, когда я к этому особо стремилась. Они настигали меня в вагоне метро, на платформе в ожидании электрички, на уроках физики и химии, а также во сне. Да, я иногда просыпалась от того, что в голове моей крутились невысказанные мысли: я бросалась к листку бумаги и начинала просто судорожно записывать то, что слышала внутри себя.
- Увидеть мир с другой стороны. Постичь те стороны жизни, которые обычно скрываются от нас. Поэзия начинается не со слов, а с состояния души. Наверное, именно поэтому люди часто начинают творить после сильных эмоциональных потрясений: после потери близкого человека, после какой-нибудь душевной драмы и так далее. Неудивительно, почему так многочисленны стихи подростков. Подростковый возраст – это как раз тот этап, когда всё воспринимаешь слишком остро, постоянно впадаешь в крайности и решаешь порушить все устои, сложенные до тебя. Я до сих пор верю, что поэзия не рождается на ровном месте, она прорастает на острых выступах наших мыслей и чувств. Сначала эти острия действительно нужно ощущать или имитировать. Мне было легче раздуть маленькую обиду до гигантской волны ненависти ко всему миру, написать стихотворение и вернуться к себе. То же самое и в счастливые моменты: ощущаешь эйфорию, окунаешься ещё глубже в мечты и пишешь, пишешь, пишешь… Потом проходит время, ты перечитываешь стихотворение и не веришь, что могла писать так сильно, так проникновенно. Впрочем, стихи можно хорошо писать и по велению разума. Например, для конкурсов, когда задана конкретная тема. Раньше мне приходилось перелистывать свои архивы и выбирать то, что удовлетворяло запросам жюри, потом мне стало интереснее для каждого конкурса рождать отдельное стихотворение, уникальное, неповторимое. И много моих любимых строф зародилось именно тогда, когда в моей жизни внешне не происходило ничего необычного. Зато в душе бушевала буря эмоций, вызванная той или иной темой.
- Играем с образами. Человеку дан замечательный дар: умение фантазировать, представлять. Почаще отвлекайтесь от суеты, не зацикливайтесь на поверхностном значении того или иного слова, попытайтесь подбирать метафоры и сравнения, развивая их сущность. Таким образом, ищется не только очередная тема, но и вдохновение, так необходимое для рождения очередного шедевра.
- Не забываем о постоянном поиске совершенства. Недостаточно просто раз и записать стихотворение. Хотя иногда оно и кажется безупречным, стоит перечитать его несколько раз. Особенно через пару дней, недель или даже месяцев. Порой то, что кажется нам идеальным, оказывается сырым и недоработанным. Таков порядок вещей. После пика вдохновения начинаются трудовые будни поэта. И этого не надо бояться, этого не стоит избегать.
- Постепенно учимся у более опытных. Вся жизнь – это учение, это борьба за свет в конце своих усилий и творческих мук. Нам следует больше читать классиков, больше общаться с другими поэтами, чьи произведения уже получили признание и высокую оценку. Необходимо читать и слабые стихи, чтобы научиться видеть разницу между талантом и графоманством, между силой и ограниченностью, между поэзией и бумагомарательством.
- Постоянно выслушиваем критику. Причём, оцениваем её адекватно: не верим каждому замечанию, но и не игнорируем их. Берём всё на заметку, сравниваем мнения и находим золотую середину, позволяющую продолжить работу по достижению совершенства.
- Превращаем поэзию в игру. Нет, друзья мои, это не святотатство. Настоящий поэт может писать как серьёзные, возвышенные стихи, так и шуточные, лёгкие. Разве Пушкин не писал эпиграммы наравне с элегиями и сонетами? Почаще пишите поздравления в стихах, развлекайте себя лимериками и весёлыми четверостишьями. Можно иногда беседовать стихами, переписываться ими (кстати, такая практика мне очень нравилась). Стихи должны прочно войти в вашу жизнь, разум, душу. Рифма, созвучие, чувства должны стать вашими постоянными спутниками, ведь только так можно действительно чего-то добиться. Отдайтесь всецело поэтическому делу, и результаты скорей всего вознаградят вас за это.
- Почему Пушкин стал поэтом? Рок или случайность? Сейчас мы именуем его гением, называем солнцем русской поэзии и не представляем, что он мог быть кем-то иным. Конечно, не всем суждено достичь той славы и того уровня, которыми известен Александр Сергеевич, однако у каждого из нас есть шанс стать поэтом и чего-то достичь. И пусть поэзия для вас – это не способ заработать денег и сорвать верхи успеха, а способ самовыражения, вы явно на верном пути. Идите вперёд, никогда не останавливайтесь на достигнутом и постоянно ищите, ищите, ищите. Возможно, это и есть ваша судьба. А может, стихи окажутся просто любимым делом, которое скрасит одиночество и поможет преодолеть суетные невзгоды. И то, и другое имеют право на существование. И то, и другое – это достойно.
- Как стать известным поэтом? Сейчас это стало проще простого. Раньше приходилось пробиваться в журналы и газеты, получать отказы издательств и насмешки окружающих. В наше время всё это осталось, но возможностей стало больше. Например, Интернет. Теперь каждый поэт может создать свой сайт или блог, собирать группы единомышленников и становиться центром внимания. Да, конкуренция в этом деле достаточно высока, но если вы действительно что-нибудь из себя представляете, то когда-нибудь вас обязательно заметят и оценят. Главное, не сдаваться, а постоянно действовать. Не забывайте и про литературные конкурсы. Участвовать в них очень просто: достаточно заполнить заявку и отправить своё творение, соответствующее установленным требованиям. В случае выигрыша, как правило, вы не только получаете приз, но и имеете публикацию в альманахе, газете или любом другом издании. Впрочем, даже если вы проиграете, вы всё равно сказали своё первое слово, которое однажды сослужит вам верную службу. Итак, будьте всегда полны стремлений и новых сил для творчества и борьбы за него! Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Я стихи не очень люблю, но думаю другим этот пост будет полезным
-
Алекей, честно признаться на время ушла из блоггинга и давно к вам не заходила. Зашла и удивилась Дизайн супер!!!
Классная статья! Моё мнение, что поэтом нельзя стать – им надо родиться. Одним даётся один талант, другим другой и надо просто найти своё в этой жизни.
Можно просто писать под эмоциями стихи, это сможет каждый. Но, без начального таланта будет тяжело.
-
С новым годом))) Возможно и так, могу согласиться. Но, в стихах должна быть частица души. Я тоже могу писать стихи, но считаю это просто небольшим увлечением. То есть могу написать одно в месяц или несколько, а потом год не писать. Как то так. Наверное, если не идёт от души, то по заказу трудно. Как то даже на сайте Стихи для Людей (stihidl.ru) публиковала стихи
-
У вас на картинке ошибка, вместо слова “Хочу…” у вас “хчу…”.
-
Алексей! Так где же можно опубликовать свой нетленный сонет и получить порцию адреналина от коллег? Я куда-то послал одно “стихотворение” – и что?!
Пожалуйста, направьте меня в нужное “русло”. -
Прочла, надеюсь поможет. Спасибо.
-
Поэтом стать – великий труд. Мне неизвестен идеальный поэт, во всех произведениях есть свои помарки. Мои стихи ужасны только потому, что я не умею их писать. Я делаю это так, между делом, приходит в голову строка. К ней цепляется следующая, и пошло поехало. Вскоре передо мной уже четыре четверостишия, которые для меня не очень плохи. А как узнать, насколько хорошо ты пишешь? СПРОСИТЬ У ДРУГИХ. Этим я обычно и занимаюсь.
-
-
С 16 лет пишу стихи – выражаю так душевные переживания. Соответственно, специально их писать я не училась, но все, кто читал, хвалили и говорили что нужно публиковаться. И вот сейчас задумавшись над этим, понимаю, что для публикации нужно, чтобы они были не только душевные, но и правильные. Вот пытаюсь получить информацию с интернета …только не так просто самой с ней разобраться, как оказалось)) Как мне кажется, то без критики со стороны и указания на ошибки и недоработки, самому сложно разобрать свои промахи.
-
Именно так, Алёна, нередко натыкаешься на одиночество в этом деле. Написал, а дальше, что? Кто проверит? Кто поможет? Никто кроме тебя и не поможет, а, если это мой стих, то исправлений вряд ли дождется. Не люблю переправлять уже написанное, это мне кажется варварство: разрывать рифмы и менять первоначальные слова.
-
-
Большое спасибо за интересную статью, точнее интересные и познавательные статьи!!!
У меня стихи рождаются тоже в основном под воздействием эмоций и переживаний.
Иногда жалею, что я очень впечатлительна, но может именно из-за того, что я пропускаю все через себя, а с людьми не всегда хочу делится переживаниями, это выливается в стихи.
Я раньше не особо задумывалась, как их правильно писать. А попав на ваш сайт решила, что пора поучится в этом деле, совершенствоваться никогда не поздно. Хотя пишу стихи в основном для себя! -
Привет, тут можно написать стих?
Во-первых, я – читатель-фантаст. То есть, потребитель всего того, что нафантазировали творчески воспитанные, обученные в университетах, раскрученные СМИ и различными литературными изданиями, производители: поэты, прозаики, эссеисты, журналисты… Почему фантаст? Да потому, что “потреблять” творчество современных “производителей” без своей личной читательской фантазии практически не возможно. А ведь как хочется отыскать в океане книг чего-нибудь душещипательного. То есть интересного, полезного для ума, для познания непознанного, для получения истинного наслаждения. Наслаждения природой, описанной в рассказе; верной дружбой, как у мушкетёров; чистой, без излишеств, любовью, как в сонетах Петрарки. Нет же, раскрученные производители предлагают нам, потребителям только то, что хорошо продаётся. Спрос делает предложение. А мне кажется, что бизнес и творчество (в данном случае литературное) не совместимы. Предлагаемый Алексеем Музалёвым Литературный проект, как мне кажется, должен послужить начинающим поэтам и прозаикам своего рода университетом, где молодым и не очень молодым литераторам помогут выйти на дорогу, ведущую к храму. Или к Олимпу, где пасутся Пегасы. Автор предложенной статьи (к сожалению имя не указано, но ясно, что это – женщина) убедительно доказывает нам, что творчество молодых должно работать на будущее России. Талантливых молодых литераторов у нас в стране много. На литературных сайтах и блогах озвучиваются списки числом в десятки тысяч и более авторов. Их можно читать. Их нужно читать. Нужно критиковать ласково и нежно. Ибо по-настоящему талантливые, чаще всего, имеют тонкую натуру. Их можно обидеть грубостью и бестактностью.
Алексей, думаю, что ваше дело правое и мы, читатели, вас поддержим. Мы ещё не разучились читать… и ещё, графоманим втихаря и будем вам надоедать своей “стряпнёй”.