курс для писателей Виктора Кротова

 

Недавно нашёл на просторах интернета интересный литературный курс, рассчитанный, как я понял, на начинающих авторов, на детей, на тех, кто только что ощутил в себе желание заниматься письменным словом. Кстати, ранее мы уже давали краткий обзор литературных школ и курсов. Автор данного курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт...

 

 

Курс бесплатный. Для удобства я разместил все занятия курса на одной странице. Я буду дополнять её очередными уроками, поэтому добавьте её в закладки, чтобы всегда можно было попасть сюда.

 

Занятие первое. «Что такое сочинять. Краски писателя»

Три незадания к первому занятию:

1. Попробуй составить ОГЛАВЛЕНИЕ к своему, пусть небольшому, «СОБРАНИЮ СОЧИНЕНИЙ»: то есть перечисли в особом файле всё, что ты успел к сегодняшнему дню сочинить. Даже если ты ничего никогда не сочинял, что ж – придумай небольшой рассказик или сказочку. Пусть это будет первая строчка в оглавлении твоего «собрания». Не оставаться же ему пустым.

2. Постарайся, чтобы всё тобой написанное было введено в компьютер и хранилось в особой папке – вместе с оглавлением. Продублируй эту папку (запиши на диск или на специально выделенную для этого флешку).

3. Подбери к каждому из слов ЯБЛОКО, ЧУДО, ЛЕНЬ самые привычные для них эпитеты. Хотя бы по три-четыре эпитета для каждого. А после этого найди для каждого из этих трёх слов СВОЙ эпитет, подходящий к слову, но непривычный, не очень-то употребительный. Кстати, можно придумать самому и ДРУГИЕ СЛОВА, к которым опять подобрать привычные эпитеты и свой, необычный. Можешь считать это таким расширенным упражнением, а лучше – игрой.

 

Занятие второе. «Афоризм-определение: законченное литературное произведение за одну минуту»

Три незадания ко второму занятию:

1. Придумать определения для слов: СЛОВО, СОЧИНИТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ, ВООБРАЖЕНИЕ, ФАНТАЗИЯ. Заметь, что второе слово схоже с третьим, а четвёртое с пятым. Но определения их должны быть, разумеется, разными. Заодно и сам уточнишь, чем же эти слова различаются.

2. Составить перечень слов (это называется СЛОВНИК), которые ты хотел бы определить по-своему. И... ну, сам понимаешь, понемногу определяй их. Сколько должно быть слов в этом словнике, из которого постепенно получится твой СЛОВАРИК, решать тебе самому. Тем более, что его всегда можно расширить.

3. Это незадание вытекает из предыдущего. Сделай книжку – СЛОВАРЬ СВОИХ АФОРИЗМОВ-ОПРЕДЕЛЕНИЙ. Большую или маленькую, но – свою. Не забудь придумать для неё название! Его можно, кстати, выбрать из определений, входящих в этот словарь.

 

Занятие третье. «Сочинительский ДОМ»

Три незадания к третьему занятию:

1. Попробуй сочинить небольшую историю – рассказ или сказку – не забывая про ДОМ. Посмотри, помогает ли тебе эта напоминалка.

2. Возьми какую-нибудь историю известного автора и проверь, присутствуют ли в ней Действие, Образ и Мысль. Какой из этих трёх опор автор уделяет больше внимания? Заодно постарайся заметить, как проявляются какие-то другие из тех свойств, о которых мы говорили на этом занятии.

3. Сочиняешь ли ты сам афоризмы-определения? Если нет, я потормошу тебя: предложу определить ещё пять слов. А если да, пусть они будут дополнением к твоему словнику. Вот эти слова: ДУША, МОБИЛЬНИК, ПЕТУХ, ПРИЗВАНИЕ, СМАРТФОН.

 

Занятие четвертое. «Сочиним-ка сказку. Волшебные палочки сочинителя»

Незадания к четвертому занятию:

1. Хочешь сочинить сказку наверняка? Для этого ты будешь просто отвечать на вопросы, так что она не может у тебя не получиться. Сами вопросы, конечно, не надо повторять в сказке. Они вообще останутся нашим секретом. А сказка будет – твоей.

Да! Только не забудь, что в сказке должно быть что-то небывалое. Сам придумай, где оно должно появиться.

Вот и вопросы:

— Кем был твой главный герой? Как его звали? Как он выглядел? С кем дружил?

— Куда он однажды отправился? Зачем? Один или с кем-то вместе?

— Что с твоим героем неожиданно приключилось? Как это произошло?

— Чем это было ужасно? Почему ему это ОЧЕНЬ не понравилось?

— Как он себя повёл? Что стал делать? Чего хотел этим достичь?

— Что ему помешало в его намерениях? Какое новое происшествие?

— Как герой преодолел все препятствия и достиг цели?

— Что главное он понял из своего приключения?

2. Теперь попробуй сочинить сказку совсем сам. Постарайся, чтобы она была не похожа на предыдущую. И главный герой пусть будет совсем другой.

3. Как насчёт афоризмов-определений? У меня есть для тебя новые слова: АКТРИСА, БУДУЩЕЕ, ЖУЛИК, ПРИКЛЮЧЕНИЕ, ШКОЛА. Надеюсь, ты определяешь и свои слова тоже.

 

Занятие пятое «Игры и жанры»

Незадания к пятому занятию:

1. Напиши для себя список жанров, о которых ты знаешь. Жанры в жанре пусть там тоже будут. И проза, и афоризм, и афоризм-определение... Возле каждого жанра, который ты уже попробовал, поставь, скажем, галочку. Если считаешь, что ты уже в нём освоился, поставь не галочку, а плюс. Да, это твой плюс! А возле жанра, который ещё не пробовал, поставь... восклицательный знак. Значит, надо попробовать.

2. Используй этот список как программу действий: замени хоть один  восклицательный знак на галочку, хоть одну галочку на плюсик. Можно постепенно продолжать эту свою программу и дальше. А когда заметишь свой жанр, обведи плюсик кружочком. Это твой особый плюс.

3. Пополню твой словник для афоризмов-определений. А ты, определяя эти слова, пополнишь свой словарик. Эти слова я выбираю не случайно, а чтобы ты попробовал разное. Сегодня ты обнаружишь среди них не только существительные. Интересно, сумеешь справиться с глаголами? Вот они: ПИСАТЬ, СОЧИНЯТЬ, ДУМАТЬ. Ты уже определял (надеюсь) похожие существительные, но пусть теперь будут совсем другие определения. Старайся каждый раз это делать по-новому. Вот ещё пара слов: ГОРЕ и РАДОСТЬ.

 

Занятие шестое. «Верлибр: свободный стих»

Незадания к шестому занятию:

1. Сочини верлибр. Если тебе нужна тема, то вот тебе три варианта:
— Или о самом ярком своём детском воспоминании.
— Или о любимом живом существе (можно и о человеке).
— Или о том месте, где ты чувствуешь себя лучше всего.
А если выберешь тему сам, вообще замечательно – это четвёртый вариант.

Можно перебрать все четыре – и сочинить четыре верлибра! Почему бы и нет? Не обязательно в один день.

2. Вспомни какой-нибудь из самых живописных своих снов. Или придумай его. Опиши его прозой, в небольшом тексте, меньше чем полстранички, пусть даже в одном абзаце. А потом попробуй сделать его верлибром: раздели на небольшие строки; измени их, чтобы складно звучали; переставь если надо. И не забудь придумать название. Если уверен, что оно не нужно, поставь вместо него звёздочки.

3. И не забудем про афоризмы-определения. Вот новые слова: ВДОХНОВЕНИЕ, КНИГА, ЛИТЕРАТУРА, НАСТОЙЧИВОСТЬ, Я.

 

Занятие седьмое. «Сочиним-ка рассказик»

Незадания к седьмому занятию:

1. Давай ТЫ СОЧИНИШЬ РАССКАЗИК. О чём сам захочешь. Я тебе опять помогу своими вопросами, но об этом никто знать не обязан. К тому же ты можешь ДОБАВЛЯТЬ ИЛИ ИЗМЕНЯТЬ что захочешь. А на какой-то вопрос и НЕ ОТВЕЧАТЬ.

И если в сказке у нас было что-то небывалое, то здесь пусть будет только ТО, ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ.

Начнём с вопросов о главном герое.

— Где он жил и с кем? Какого он был возраста, как его звали, как он выглядел?

(Это можешь быть и ты сам. Но тогда нам о тебе хорошо бы знать эти основные вещи. Кстати, их не обязательно выкладывать все сразу, можно постепенно.)

— Какая не совсем обычная вещь однажды ему досталась? Как это произошло?

— Какие случились не совсем обычные события, связанные с этой вещью?

— Какие трудности возникли у героя из-за этой вещи?

— К кому он обратился за помощью?

— К каким новым событиям и проблемам привела эта помощь?

— Удалось ли решить эти проблемы и как?

— Чем закончилась эта история?

— Чему она научила героя?

2. Теперь напиши ещё один рассказик, уже сам. Скажем, о чём-нибудь, что было особенно ИНТЕРЕСНОГО ДЛЯ ТЕБЯ за последние месяцы.

3. А вот новая порция слов для твоих афоризмов-определений: ЕДА, ОБЕЩАНИЕ, ТВЁРДЫЙ, ХЛЕБ, ЮГ. Сочиняешь определения? Кому-нибудь показываешь? Показывай обязательно. Это часть писательской работы.

 

Занятие восьмое «Малые стихотворные жанры»

Незадания к восьмому занятию:

1. Посочиняй двустишия. Будь ВНИМАТЕЛЕН К РИФМЕ: чтобы она была ПОБОГАЧЕ и чтобы СМЫСЛ в ней какой-нибудь был.

2. Сочини ТРИ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ. Одно со СМЕЖНОЙ рифмовкой (как бы два двустишия), одно с ПЕРЕКРЁСТНОЙ (рифмуются строки 1-3 и 2-4) и одно с ОПОЯСЫВАЮЩЕЙ (рифмуются строки 1-4 и 2-3). Присмотрись, какой вариант тебе больше нравится.

3. Новая порция слов для афоризмов-определений: ЗЕБРА, ИНТЕРЕСНЫЙ, РОБОТ, УРАГАН, ЧЕШУЯ.

 

Занятие девятое «Свободное русскоязычное трёхстишие»

Незадания к девятому занятию:

1. У тебя будет, как на соревнованиях по лёгкой атлетике, три попытки – непременно успешных! В каждой из попыток ты ответишь на три вопроса, которые помогут тебе ощутить, как может строиться трёхстишие. Ответ на первый вопрос – это первая строка, на второй – вторая, на третий – ну, сам догадайся! Постарайся, чтобы твои ответы-строки были не очень длинными, складно звучали и певуче переходили друг в друга.

Итак, первая попытка.

Вопрос для первой строки:
— Что ты увидел? Постарайся, отвечая, не использовать слово «увидел». Можно сказать не «я увидел странное дерево», а просто «странное дерево».

Вопрос для второй строки:
— На что было похоже то, что ты увидел? Постарайся обойтись без слова «похоже». Можно сказать «как», «словно», «будто», а можно попробовать обойтись и без этих слов.

И вопрос для третьей строки:
— Что ты почувствовал или о чём подумал, увидев это? Сами слова «почувствовал» и «подумал» тоже не обязательно использовать.

Вторая попытка.

Первая строка:
— Что случилось? Слово «случилось» тебе не нужно.

Вопрос для второй строки:
— Что при этом вспомнилось? Без слова «вспомнилось» тоже можно обойтись. Можно сказать, например, «когда-то», или «раньше», или «в детстве». Или ещё как-нибудь.

Третья строка:
— Что общего в том, что случилось и что вспомнилось?

Это было второе трёхстишие.

Теперь третья попытка.

Спрошу для первой строки:
— Что происходит? Заметь, что здесь вопрос задан в настоящем времени. Это не значит, что он относится прямо к тому моменту, когда я тебя спрашиваю. Понятно, что ты смотришь наше занятие или текст незадания. Настоящее время – лишь способ выражения, а речь может идти о том, что было давно или недавно, но не сейчас. Как будто ты снова погружаешься в то время, о котором говоришь.

Вот для второй строки вопрос:
— Что при этом чувствуешь? Конечно, и без слова «чувствую» можно обойтись.

Третий вопрос:
— Что ты в это время заметил? На что упал взгляд? Наверное, это как-то связано с твоим настроением, с отношением к происходящему, но об этом не обязательно говорить прямо. Поищи какую-то картинку, которая это выразит.

Да, между прочим. Если тебе захочется придумать название для какого-то из своих трёхстиший – придумай. А если не захочется, поставь три звёздочки вместо названия. Так обычно принято.

2. Снова афоризмы-определения, но я задам их меньше, а поработать придётся больше.
Как так? А вот так.
Всего три слова задам: ЦЫПЛЁНОК, ЭХО, ЯГОДА.

Зато предлагаю тебе самому придумать ещё три слова, которые интереснее всего определить, по-твоему. И – определить их!

 

Занятие десятое «Эссе»

Незадания к десятому занятию:

1. Попробуй написать эссе. Если тема не придёт сама – что ж, займись кладоискательством.

2. После первой попытки написать эссе, предлагаю вторую, с помогающими вопросами. Напоминаю: это наш с тобой секрет, никому про эту небольшую помощь знать незачем. И ещё напоминаю: в любой момент ты можешь управиться с эссе по-своему, не обращая внимания на какой-то вопрос. Да хоть и на все.

— Вспомни какой-нибудь примечательный случай из своего раннего детства.
— Что ты испытывал тогда, когда это произошло?
— Бывают ли у тебя теперь похожие переживания?
— Как ты относишься к этому случаю сейчас?
— Можно ли сказать, что он тебя чему-то научил? Чему?
— Как ты назовёшь это эссе, чтобы возбудить интерес у читателя?

3. Придумай сам пять слов, для которых сочинишь свои определения. Интересно, если эти слова будут связаны с темой твоего эссе, первого или второго.

 

Занятие одиннадцатое. «Что делать с написанным?»

Незадания к десятому занятию:

1. Помнишь, ещё на первом занятии я предлагал тебе составить список своих сочинений. Сделал ли ты это? Продолжаешь ли добавлять туда то, что написал нового? Если да, то считай, что первое незадание выполнено. Если нет, то сделай это сейчас.

2. Составь своё сегодняшнее «Собрание несочинений». Свой план на будущее сочинительство. Который будет понемногу выполняться и меняться вместе с тобой.

3. Собери вместе все слова, для которых ты успел придумать афоризмы-определения, в свой словарик.

4. Напиши список слов (словник), для которых ты хотел бы со временем сочинить афоризмы-определения. Это будет вполне достойная часть «Собрания несочинений». И полезная подсказка для их придумывания.
 

Занятие двенадцатое. «Сочинительство и чтение»

Незадания к двенадцатому занятию:

1. Попробуй вести лектотеку, хотя бы столько времени, чтобы там оказались записаны десять-двенадцать прочитанных книг. А если успеешь заметить, как это здорово, — веди лектотеку и дальше.

2. А вот теперь я прощаюсь, желаю тебе всего самого лучшего и предлагаю последнее в этом видеокурсе незадание:
ПИШИ!.. СОЧИНЯЙ!..

Источник курса: http://nsportal.ru/ap/ (проект для одарённых детей «Алые паруса»)

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Уважаемые друзья, предлагаю обсудить литературный курс Виктора Гавриловича Кротова. Пишите в комментариях свои мнения.