Пополнения словарного запаса русского языка
Здравствуйте, уважаемые читатели! Статьёй о словарном запасе русского языка мы открываем новую и важную для нас (надеемся, и для вас тоже) рубрику – “В помощь начинающему автору”. В прошлой статье был задан вопрос на 500 руб. Полного правильного ответа пока нет. Частично каждый автор комментария прав, но, по нашему, опять-таки субъективному мнению, правильного ответа нет. В следующей статье будет ответ. Но это предисловие пусть натолкнёт вас на мысли о нём. Приятного прочтения. До новых встреч!
Во имя пополнения словарного запаса русского языка…
«Выражай смертными
словами бессмертные вещи»
Лукреций
В наше время всё больше людей стало называть себя писателями и поэтами, претендуя на высшее звание служителя муз. Но с чего начинается литература? Собственно, с того же, с чего в своё время начался мир. Вспомните: «сначала было слово».
К сожалению, современный темп жизни существенно влияет и на темп нашей речи, что в свою очередь сказывается на её качестве. Но если обычного человека это может устраивать, то для литератора – это явно недопустимо. Художник слова не может владеть классическим (типичным, минимальным, банальным) набором наречий и писать при этом проникновенные стихи. Думаю, что «розу-мимозу» срифмовать может каждый, а вот выбрать в качестве рифмы «метаморфозу» уже будет гораздо сложнее.
Для того, чтобы ваше произведение жило полноценной жизнью, оно должно состоять из всего многообразия слов, которым славится наш родной язык. И тут возникает естественный вопрос о том, как же расширить свои лексические рамки, как повысить словарный запас? К счастью, есть несколько эффективных способов.
- Не бойтесь заглядывать в словари! Действительно, часто во время чтения мы сталкиваемся с незнакомыми словами и пропускаем их мимо, так как они не мешают нам уловить общую суть. Это в корне неправильно. Следует не только заострить внимание на этом слове и узнать его значение, но и по возможности включить его в свой активный лексический запас, которым вы пользуетесь изо дня в день. Можно даже составить блокнотик незнакомых или интересных слов, куда будут вписываться сложные слова, требующие запоминания. Правда, этот способ известен своей непродуктивностью. Поэтому лучше включите новое слово в несколько вечерних диалогов, поясните его другим. Усвоение так произойдёт гораздо лучше и быстрее.
- Конечно, ничто так не развивает лексический запас, как чтение книг. При этом лучше не выбирать совершенно непонятные и замысловатые тексты. Пусть в них будет небольшой процент знакомых слов, но зато они останутся в вашей памяти. Это будет гораздо лучше того, когда ваш взгляд посекундно спотыкается на непонятных словах, а потом вы и вовсе откладываете книгу, потому что она кажется крайне непонятной и скучной.
- Очень хорошо проводится работа с пословицами и поговорками. Особенно акцентируйте внимание на тех, где есть незнакомые слова. Попытайтесь провести параллель с вашей жизнью, применить народную мудрость к той или иной житейской ситуации. Слова должны жить, а не покоиться на чердаке вашего сознания. Не бойтесь пускать в свою речь новые обороты, пусть и сначала они кажутся неуклюжими. Пройдёт совсем немного времени, и эти некогда сложные и непонятные слова совершенно естественно войдут в ваше очередное произведение. Пусть потом у других будет стимул открыть для себя новые словесные грани!
- Самое интересное в том, что многие незнакомые нам слова, нам уже давно известны! Просто мы не используем их в своей речи и постепенно забываем. Отсюда следует, что нужно не только гнаться за количеством новых слов, но и научиться пользоваться уже имеющимися запасами. А то получается, что мы ищем воду в пустыне, когда внутри нас зарыт целый колодец.
- Есть ещё несколько упражнений, которые помогают перевести пассивный запас в активный. Например, игра с небольшим текстом, в котором вы первоначальные слова заменяете синонимами. Посмотрите, что получилось. Попробуйте создать несколько вариантов такого переделанного текста. Главное, чтоб его содержание оставалось сохранным. Это значит, что вы на правильном пути. Также можно выбрать для себя те слова, которые вы знаете, но не используете. Составьте с ними небольшое связное высказывание. Проиллюстрируйте для себя написанное. Таким образом, у этих слов есть больше шансов остаться в вашем ежедневном активе.
- Не забывайте про аудиокниги. Если вы вынуждены несколько часов проводить в дороге, а читать никак не получается, то можно слушать интересные рассказы, повышая свой лексический запас и вспоминая уже известные слова, которые почему-то забываются в суете дней.
- Наконец, один из главных ключей к успеху – это общение! Живое или виртуальное, но оно должно быть весьма содержательным. Ищите себе интересных собеседников и единомышленников, обменивайтесь зажигательными мыслями и помогайте друг другу расширить словарные рамки.
Вот увидите, что как только вы всерьёз зададитесь целью овладеть богатством родного языка, рутинная работа станет увлекательным делом. Слова заживут внутри вас, вы почувствуете себя гораздо эрудированнее и талантливее, а ваше творчество станет ещё более искромётным и завораживающим. Не бойтесь раскрыть глубину жизни с помощью слов, ведь это и является главной задачей любого литератора!
Скачать толковый словарь русского языка (С.И. Ожигов и Н.Ю. Шведова) можно вот по этой ссылке.
Кроме того, существует масса упражнений, методик и пособий по повышению словарного запаса русского языка. Например, методическое пособие Н.В. Ивановой, в котором имеются практические упражнения: скачать по этой ссылке.
Друзья! Богатый выбор книг, пособий, методичек ПО ЯЗЫКОЗНАНИЮ, рассчитанных на широкий круг читателей можно выбрать на этом мега-популярном сайте. Читайте, совершенствуйте в области языкознания и, конечно, пополняйте словарный запас!
С уважением, Liter-RM.
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
По-моему, для начинающего автора всё очень хорошо уже изложено в статье: наша читательница и автор статьи не плохо описала бич начинающих – скудный словарный запас (это, наверно, больше относится к делающим первые шаги). Санди, согласен, но для начала нужно приобрести Толковый словарь. А уже потом – словари синонимов, антонимов, омонимов и т.д.
-
Извините конечно,но лично мне словари, только помощники в не многом. Я пишу то,что мне диктует, сердце и душа. Мозг обрабатывает сюжет и !!!.
-
А вот и контр-аргумент: “Гений – это 99% процентов пота и 1% вдохновения” (Томас Эдисон) Но никак не наоборот!
-
Гениальность, это когда все отлажено работает. Ум, талант,идея,вдохновение и т.д.,в одной упряжке. Гениально гремучая смесь. Может родится что нибудь, сверх прекрасное. По крайне мере, это мое личное суждение.
-
-
-
-
-
Здравствуйте,привет,салют!!! Русский язык самый богатый, на своего рода словечки. Только русский,может названо присущее,разными именами. Например друг- (Кент,кореш и т.д.),все русские,без исключения,поймут о чем речь. Возьмите слово и вспомните всех его смысловых товарищей…
-
Его БОГатство не во всяких там жаргонизмах, сленгах и т.д. – этого мусора в любом языке хватает…
-
-
Перенесите пожалуйста этот,типа комментарий,на конкурс стихотворения. Буду очень признателен!!! Ручка,тетрадка, вокруг кружит МУЗА. Но нет вдохновенья, мозги,как медуза. Пытаюсь найти,подходящую тему, но натыкаюсь, на прочную стену. Смотрю в потолок,на часы,на картину, а МУЗА смеется-Что тянешь резину? – Ты же ПОЭТ,собери свои мысли, они у тебя,как сосульки повисли… Достань свой талант, прислушайся к чувству. И подари,ШЕДЕВР искусству…
-
Его нельзя перенести. Можно только удалить.
-
Карта памяти
-
-
-
Я тут недавно,идейку пытался навязать. Про конкурс текста песни. Пусть это будет,скажем так… Устанавливаем тему ( например про любовь ), поощрение ( не за лучшее,а за три лучших ) и оценивать все тексты, по шкале, от 1, до 10 баллов. Сколько баллов присвоить, выбор, за любым желающим. Может попробуем, а?
-
Да, можно попробовать… Но лучше сами песни (по одной от каждого автора) в исполнении разместить на сайте и позволить читателям (слушателям) проголосовать… Я уже предлагал здесь, в Саранске, бардам… Как этот вариант?..
Да и о средствах на призовой фонд надо подумать :). Но это наша забота.-
Мы же поэты, а не певцы!!! Что-бы такое сварганить, надо быть еще и композитором, да и музыку с песней, где ваять? Я все же утвержден на идее текста песен. Привлеките продюсеров,пускай профинансируют, а взамен, тексты песен на выбор, глядишь и найдется для них, что нибудь такое..
-
согласна. например: у меня есть текст песни. но как я могу написать музыку, без специальных знаний, да и голос желает оставлять лучшего
-
Но если вы пишите песни, наверно, предполагается какой-то мотив. И тексты песен без музыки как могут сравниться со стихами?!
-
конечно мотив есть, но его изобразить в ноты может только знающий человек
-
-
-
-
Я не против, очень даже за!!! Только мне кажется, что три текста это много.А это интересно будет,занятно даже .Если решатся на такое, будем ожидать интересную тематику.
-
-
Друзья! Вы, если не имеете собственного блога (сайта), можете разместить в строке, вместо сайта, ссылку на вашу страницу в сой.сети.
-
Я совсем недавно стала сочинять стихи, а тексты для песен ,вообще еще зеленые. Несмотря на это, мне самой очень нравятся.По поводу словарей, я не заглядывала в него со школы.Сочиняю на разные темы и пишу то, что мозг диктует.
-
Когда читаешь хороший текст песни и если он к душе,то и ритм и мотив,складывается сам собой и у каждого читателя,свой. В принципе, это изюминка конкурса. Даже стишок хороший,просится что-бы его ПРОПЕЛИ.
А на серебряном пруду,
два белых лебедя,кружат.
В красивом танце,по утру.
Цветет вокруг,вишневый сад.
Здесь птицы арии,поют
И дымкой стелется туман
………..
……….
Напойте, что получится???-
Да, действительно…
-
-
Друзья! Идею конкурса песенных текстов, все его технические моменты надо тщательно продумать… На это надо время. Если и проведём его, то никак не в этом и даже не в следующем месяце. Хотя…
-
Хочу еще добавить. Если конкурс текста песен,все же состоится, то пусть все выглядит так…Заходишь на сайт и вот они,сразу все на виду,а не спрятанные под заголовком и главное, анонимно. Заходит человек на сайт,глядь,тексты. Где чей? Читает,и оценивает. Пометка должна быть,под каждым текстом. Типа…поставьте балл. А то бывает прочитают,отметят для себя” хорошо,красиво! ” и до свидание, следующее читать,ради развлечения.
-
В ноты не надо заморачиваться. Текст понравился, ставь 10, так себе, 5, отстой, держи 1, все.
-
Почему,все стихи оценивают как те из 19 века,да это классика,но время не стоит на месте,почему мы пользуемся интернетом,а не можем по новому писать стихи-по молодежному,мы пишем так,как общаемся.Почему мы должны писать не так,как говорим.Значит литература стоит на месте?Или же мы будем ее развивать.Придерживаться к правилам нужно,работать над каждым словом-да,но употребление старословесного стиля,думаю,не к чему.Новое время-новые стихи!
-
А кто-то призывал к употреблению архаизмов??? Это и хорошо, что в творчестве употребляются слова, присущие сегодняшнему времени. И “по-новому, по-молодёжному” в вашем понимании – это как?…
-
“Любовь на ПМЖ” – это новые стихи нового времени?
Мне кажется, что есть понятия и ценности, актуальные во все времена. И если мы позволяем себе использовать бесценные для каждого человека слова рядом с убогими сокращениями, пригодными только для разговорного стиля, то грош нам цена.
Никто не мешает избирать нейтральные слова, добиваться простоты стиля и ясности мысли. Никто не призывает возвращать церковнославянскую лексику и говорить высоким стилем Державина. Но есть элементарные правила речевой культуры, которых следует придерживаться, чтобы сохранить высокий статус литературы.
-
-
“Пусть в них будет небольшой процент знакомых слов” – видимо, опечатка. – “незнакомых”?
“Художник слова не может владеть классическим (типичным, минимальным, банальным) набором наречий и писать при этом проникновенные стихи. Думаю, что «розу-мимозу» срифмовать может каждый, а вот выбрать в качестве рифмы «метаморфозу» уже будет гораздо сложнее.”
– с этим трудно согласиться. Розу-склерозу – не менее оригинально. Ну и что? Чего тут сложного…
“горные вершины” Лермонтова – гениальный стих. Но без всякой хитровыдуманной лексики.
В корне неверно простоту зачислять на автомате в примитив.
Богатство словарного запаса никак не означает умения этим богатством правильно распорядиться. И ненужное оригинальничанье портит стих ничуть не меньше, а пожалуй даже больше, чем банальности.
Со стихами нужно вообще быть осторожнее – книжные слова там часто уродуют стих. А разговорные – оживляют.Безусловно соглашусь с тем, что автору следует много читать. Но не только. Стихотворцу всегда следует помнить стихи – речь звучащая. Не менее важно – слушать, слышать живую речь.
Первый пункт – заглядывание в словари, я бы вообще поставил не на первое и не на второе место. На последнее, только как справочник.
Ибо словарь дает только слово, но практически ничего о его оттенках, употреблении, итд.
Да словари, собственно, именно как справочники и создаются, а не как пособия для освоения языка. -
Когда я писала о минимальном словарном запасе, я имела в виду лишь те слова, которые мы используем ежедневно. В стихотворении Лермонтова есть и “мгла”, и “тьма”, и “долины”. Это действительно простые слова, но часто ли мы слышим их в повседневной речи? Точно ли мы знаем, чем тьма отличается от мглы? Можем ли дать чёткое определение? К сожалению, лично я часто сталкивалась с ситуацией, когда человек не может подобрать синоним или просто не знает значение слова, которое кажется очень простым.
А словарь действительно нужен. Хотя бы для того, чтобы уточнить, в том ли значении используется данное слово. А то иногда очень нелепо получается, когда человек недопонимает сущность того, что пишет. -
Как пополнить словарный запас? Больше читать. Я нередко сижу со словарем.
-
Согласна! Почаще заглядывать в словари – непременно!
-
Если начинающий литератор, то лучше всего подойдет словарь синонимов. А то молодые писатели очень “любят” повторяться, тавтология – их бич.