что такое соавторство

Соавторство: что следует знать?

 

Что же такое написание произведения в соавторстве?.. Достаточно часто нам приходится брать в руки книги, на обложках которых красуется сразу несколько фамилий. При этом в соавторстве могут творить не только супруги или друзья, живущие по соседству, но и два талантливых человека, которые и вовсе живут в разных городах или странах. И, наверное, всегда остаётся загадкой, как удалось двум людям, разным по определению, создать нечто динамичное и выдающееся. На самом деле нет ничего невозможного, когда в дело вступают истинные знатоки литературного дела. Мы же, начинающие прикусыватели пера, попробуем проникнуть в сокровенные тайны СОтворчества и СОдружества.

 

  1. Обоим авторам должно быть интересно! Они оба крайне заинтересованы в общем деле и прикладывают максимум усилий, чтобы всё получилось выше всех похвал. Конечно, объединяться надо только тем людям, которые привыкли к определённому жанру. Так, например, детективщик ищет детектившика, а фантаст – фантаста. Тут уж, действительно, каждому своё. Я уже несколько раз упоминала известные фамилии Буало и Нарсежака, теперь же в качестве примера можно вспомнить знаменитых братьев Стругацких
  2. Авторы должны быть равны. А это значит, что никто никого не подавляет и не одерживает верх в силу каких-то личных и профессиональных причин. Литературное произведение не должно превращаться в спор оппонентов или в выяснение, кто здесь главный. Текст – это нечто целостное и гармоничное, поэтому не допускается создавать заранее обречённые творческие союзы. Например, когда один человек – уже известный писатель, а другой только начал свой путь. Помочь другу или знакомому – это похвально, но лишь за пределами искусства, где всё должно быть безупречно. Соавторство в литературе напоминает ситуацию, когда урок ведут сразу два преподавателя. Стоит одному говорить чуть громче и выразительнее, как он переманивает на себя внимание аудитории, а его собрат остаётся в стороне. В книге же вы не увидите, чей голос и кому принадлежит, но зато можете ощутить неровные поверхности, об которые постоянно будете спотыкаться. Радости такое чтение не доставит, а написание подобных книг – пустая трата времени.
  3. Единство стиля. Если один писатель привык писать широкими и размашистыми предложениями, как Л.Н.Толстой, а другой пошёл по стопам А.П. Чехова, утверждая, что талант проявляется в простоте, то лучше им не образовывать литературного союза во избежание масштабных разочарований. Опять же стилистические различия разобщают текст и превращают его в набор эпизодов, а не в единое художественное произведение, способное унести в очаровывающий мир условной реальности.
  4. Общие цели и задачи. Соавторы должны смотреть в одном направлении и иметь сходные взгляды на литературу и всё, что с ней связано. Очень легко может возникнуть такая ситуация, когда один человек свято верит в идеалы высокой литературы, а другой пишет исключительно для заработка, не особо заботясь об общем качестве своих трудов. Кто-то будет ждать своих избранных читателей, которые снизойдут до понимания, а кто-то захочет вести за собой массы, не отягощая массовый ум трудными, хоть и прописными истинами. Лучше заранее узнать своего будущего соавтора, примерить его убеждения к своим, а потом уже решать, стоит ли тратить время на совместный труд. Не надо забывать и о личной совместимости. Текст надо не только создать, но и достаточно долго править, причём, общими усилиями.
  5. Соавторство – это общение, это диалог! Недостаточно просто писать свои главы и пересылать другому в надежде, что это и есть плодотворный творческий союз. Авторы должны постоянно обсуждать свои новые идеи, делиться задумками по поводу поворота сюжета или создания очередного колоритного персонажа. Любое разногласие, любая несогласованность могут нарушить единую цепочку текста и превратить его в хаос. Когда я беру в руки книгу, я не особо задумываюсь, сколько у неё создателей. Мне интересно, чтобы повествование раскрыло новую реальность, в которой я и буду жить ближайшие несколько часов. А уж потом, если произведение оказалось достойным, я и почитаю историю его создания, выяснив, что трудился над ним не один человек.
  6. Отыскать соавтора, значит, –  найти родственную душу. Понимать друг друга с полуслова – это очень важно в литературном мире, который держится на только на рациональных позициях, но и на интуиции. Наверное, на первых порах лучше писать со знакомыми людьми, в чьих силах и талантах вы уверены, ведь работа вдвоём – это достаточно сложный психологический процесс. Здесь нужно будет учитывать не только профессиональную составляющую, которая ещё недавно зависела только от вас. Вам придётся научиться совместно принимать важные решения, договариваться о деталях и делиться сокровенными мыслями.
  7. Два вида соавторства. И замечательно было бы сразу выяснить, какова ваша дальнейшая работа. При нераздельном соавторстве писатели создают некое целостное произведение и не претендуют на самостоятельное авторство той или иной главы. А вот раздельное соавторство – это написание книги, например, в двух частях, каждая из которых принадлежит отдельному лицу.

 

Рассмотрим способы нераздельного соавторства:

  • Один – воображение, другой – слово. Да, необязательно писать обоим. Достаточно вместе продумать общий план действий, чтобы потом несколько разбить свои обязанности. Известно, что одни люди мастерски описывают, другие – гениальные выдумщики. Главное, понять, устраивает ли вас такой вариант работы, и кто к чему больше довлеет. Естественно, что надо использовать все свои умения, чтобы произвести на свет очередной рукописный (ныне печатный) шедевр.
  • Один из двух. Точнее соавторы будут реализовывать один и тот же замысел, после чего выберут лучшие идеи и ходы, создав некий синтез. Правда, такая работа не лишена недостатков, ведь трудно предугадать, с какой скоростью каждый из авторов справится с главой или другим каким-то фрагментом. Тут уж индивидуальные особенности, против которых не пойдёшь. Да и времени подобная работа будет требовать гораздо больше, ведь сначала надо будет создать два черновых варианта, а только после этого месить их в один. Вот такие изыски литературной кухни!
  • Линейное творчество возможно в том случае, когда в произведении два главных героя, от лица которых и ведётся рассказ. Писать здесь будет достаточно просто. К тому же, не надо будет особо задумываться о разнице в стилях. Напротив, эта разница нужна, чтобы подчеркнуть различия между персонажами.
  • Шахматное творчество: ход за ходом, а предложение за предложением. Вот так штрихами и создастся настоящий текст, полноценный и полновесный. С диалогами вообще замечательно: каждый берёт на себя реплики одного из персонажей. Таким образом, творчество превращается в некую замечательную ролевую игру, которой мы обычно баловались в детстве. Подобным способом писать можно и на расстоянии друг от друга, благо теперь есть Интернет с отличными чатами.
  • Фрагментарный способ подразумевает написание произведения отдельными эпизодами, сценами, главами… Правда, работать тут нужно динамично, а не так, что один со своей задачей справился, а второму всё некогда добраться до рукописи. Лучше оговорить сроки выполнения заданного объёма, адекватно оценивая свои силы и возможности. И после чётко поставленных условий, не стоит ссылаться на лень и различные дела. Всё-таки написание книги – это не просто баловство, это труд, это работа. И Муза, как известно, не любит тех, кто ею пренебрегает. Лучше работать по чуть-чуть, но каждый день, нежели писать по двадцать страниц, но раз в полгода. Такая затяжная работа явно не приведёт к успеху.
  • Инсценирование напоминает шахматный метод. Только здесь можно полностью вживаться в свой персонаж, проигрывать сценки в реальной жизни и тут же записывать наиболее удачный вариант на бумагу. Наверное, данный способ не подходит мастеровитым писателям и людям пожилого возраста (хотя, кто знает?). А вот молодым писателям, которые пока ещё не лишены всяких чудачеств, должно быть интересно. Получается некий спектакль в режиме живого времени. Важно лишь не переигрывать и не забывать о художественной ценности текста.

Конечно, в соавторстве, несмотря на многочисленные трудности и возможные промахи, есть и значительные плюсы. Например, если вы ленитесь писать ежедневно, как вы изначально задумывали, то ваш соратник будет вас подталкивать, ожидая всё новых и новых свершений. Во-вторых, если вдруг начался кризис вдохновения, то две головы лучше, чем одна, найдут новое творческое решение. Но это не значит, что теперь надо всю ответственность перекладывать на чужие плечи. Помните, что вы со своим соавтором находитесь в равных условиях. А если речь и идёт о поддержке, то следует говорить о ней, как о взаимоподдержке и взаимопомощи. Вы оба заинтересованы в конечном результате, поэтому каждый будет стараться, как может, не злоупотребляя силами другого.

В-третьих, творить в соавторстве – это увлекательно. Чем-то даже напоминает эксперимент, что очень хорошо подстёгивает писательское воображение и дарит свежую порцию адреналина. Вы можете изучить обоюдные маленькие хитрости, обменяться опытом и пополнить свой багаж новыми знаниями.

Можно ли творить в соавторстве новичкам, не рискуя погубить свой талант? Думаю, что можно. Какая разница, как оттачивать своё словесное мастерство, если от этого будет ощутимый толк? На самом деле соавторство, даже если оно не прославит сразу своих творцов, – это очередное хорошее упражнение для собственного развития. Не надо бояться рисковать и пробовать нечто новое. Я уверена, что на первых порах писатели могут создать нечто удивительное, что вселит в них уверенность, заставит поверить в себя. Кто-то приходит к соавторству спустя годы после индивидуального творчества, которое достигло успеха. А кто-то начинает с соавторства, а позже встаёт на свой самостоятельный путь в большой литературе.

Для меня соавторство – это одна из попыток познать себя и ощутить дополнительные литературные возможности. Это новый виток собственного развития и очередная ступень в завоевании писательского пьедестала. Пожалуй, соавторство нужно попробовать, чтобы уже потом кричать, моё это или не моё, помогло оно мне или нет. Успехов вам, друзья!