Типы современных писателей
Здравствуйте, уважаемы читатели LITER-RM.RU. На связи с вами Алексей Музалёв. Мы уже много говорили о писателях, как стать писателем. В этой статье рассмотрим и определим типы писателей.
Типы писателей
Как нет в мире двух одинаковых снежинок, так не может быть и идентичных писателей. Однако есть некоторые сходства, которые их объединяет. Именно поэтому многие люди выделяют особые группы писателей. Другими словами, их типы. Никакой официальной информации по поводу такого разделения нет, поэтому представляю вашему вниманию некоторые классификации, которые в разрозненном масштабе имеются в Интернете. Авторы их – самые обычные люди, поэтому не стоит воспринимать их мнение, как единственно верное. Итак,
Олег Волков выделяет несколько параметров разделения, поэтому его классификация имеет следующих вид.
1. Текстовик или сюжетник.
Текстовик – этот человек, который создаёт безупречные тексты. Никаких вам скучных описаний, никаких нелепых грамматических и логических ошибок. Всё ярко, вкусно и интересно. Его проза – это искусное блюдо, которое хочется поглощать маленькими порциями, растягивая удовольствие. Обычно о таких авторах говорят: «Мне нравится его язык/стиль повествования». Может быть, вас не так уж заинтересовала основная мысль, вы могли разочароваться в концовке, но вы не считаете, что время чтения прошло даром: вы получили удовольствие от слов. Недостаток, как вы уже поняли, – безыскусность сюжета и неумение подогреть интерес читателя. Именно поэтому текстовикам рекомендуется написать подробный план, которого они и будут придерживаться во время работы.
Сюжетник, напротив, отличается глубоко и качественно продуманной фабулой. Для них нет запретных сюжетных ходов, и они не страдают от отсутствия фантазии. Они любят рассматривать самые различные темы, освещая их с самых неожиданных сторон. Огромное количество сюжетных линий уводит читателя в дебри виртуального мира и даёт возможность позабыть обо всём на свете. «Что же будет дальше?» – вопрошает читатель сюжетника и удовлетворённо вздыхает при очередном вираже мысли. Существенный минус – это сложности с обретением собственного текста, отсутствие эмоциональности и связанности. Увы! Таким писателям следует учиться формулировать свою мысль с помощью интересных образов. Этому посвящены отдельные статьи и различные книги.
2. Статик или динамик.
Статик – это автор текста, где происходит мало движений, действий. Вроде бы и сменяются эпизод за эпизодом, но у читателя складывается унылое ощущение бега на месте. Страницы идут, а ничего путного пока не попалось. Плюс любого статика – это детальное описание происходящего. Бывает, что их произведения описывают только несколько часов или целый день героя. Кстати, статиками можно назвать множество классических авторов. Однако реальность такова, что людям хочется больше всего-всего, поэтому в моде теперь динамики.
Динамик отлично захватывает читателя и кружит его по самым различным местам и сценам. Герои спешат, бегут, справляются с препятствиями, скрываются от погони, успевают обокрасть, влюбиться, жениться, погибнуть… Страсти хватает. Из минусов – слабый задний план или его отсутствие. Иной раз складывается ощущения, что герои живут на фоне белого листа. Как в книге Марка Леви «Семь дней творения».
3. Логик или мистик.
Логик именуется также математиком. Он любит порядок и чёткую последовательность действий. Всё происходящие аргументировано, и у читателя не остаётся никаких вопросов. Детективщик он, может, и прекрасный, да иногда читателю хочется чего-то необъяснимого и рокового. В противном случае, ему становится скучно.
Мистик плетут кружево необычного и непонятного. Читателей завораживает путаница мыслей и поступков. Он следит за героем и не всегда его понимает. Ему нравится домысливать и додумывать. Однако стоит избегать потока сознания, который сильно утомит достопочтенную публику и вызовет справедливое раздражение. В книге есть место случайному и непознанному, но всего должно быть в меру.
4. Мужчина или женщина.
Пожалуй, данный пункт может вызвать гвалт яростного сопротивления, но мы, напомню, всего лишь знакомимся с информацией. Итак, считается, что мужчины отлично повествуют обо всех чисто мужских действиях (война, драки, политика), но создают плоских героев, так как страшатся открыть себя миру и проявить сильные эмоции.
Женщинам отлично удаются любовные пассажи, но они чрезмерны в употреблении деталей. Их герои имеют богатый внутренний мир, но часто разумная ширь переходит в неразумную чёрную дыру, от которой приходится спасаться бегством. Одним словом, закрывать книгу и откладывать её далеко и надолго.
Андрей Яхонтов предлагает иное разделение:
1. Бессребреник. Эдакий писатель из народа, бескорыстный и простой. Никогда не мечтает о мировой славе и золотых горах. Лишнего не просит, хотя готов помочь другим писателям пробиться в мир литературы. Книги свои презентует весьма скромно, больше любит вещать на площади, нежели на официальных творческих вечерах. Охотно участвует в литературных конкурсах и робко принимает заслуженные награды, хотя и не кичится ими.
2. Правовед. Занимается исключительно законной справедливостью народа и себя. Вскрывает язвы общества и поднимает самые злободневные вопросы. Из него выходит отличный публицист, поэтому его очень жалуют в журналистских кругах. Однако верить ему особо не следует, так как он готов воспевать любого человека, который хоть отдалённо представляет собой потенциального спонсора.
3. Массовик-затейник. Презентация книги у него – это всегда шумное представление, фееричное и замысловатое. Он готов на всё, чтобы привлечь внимание к своей персоне, а также к своему творчеству. Любит проводить митинги и жаркие дискуссии, где играет, безусловно, первую роль.
4. Апокалиптик. Любит разглагольствовать о подступающем конце света и наполняет свои произведения (равно, как и свою жизнь) различными мистическими деталями. Произведения отличаются некоторой депрессивностью и безысходностью.
5. Обличитель/ниспровергатель. Готов обвинять всех и вся: народ, власть и всё, что происходит в мире. Не забывает, правда, всему этому противопоставить себя, грамотного и добропорядочного.
6. Затворник. Всегда прячется под чёрными очками, никогда не идёт на контакт с читателями, а если и идёт, то явно не раскрывает и сотой доли своего внутреннего мира. Он бежит от людей, как от огня, что, впрочем, не умаляет его таланта. Скорей всего, в его произведениях тоже всё скрывается под семью печатями.
7. Путаник. Это мастер головоломок и тайн. Из него выходит интересный детектевщик, и он нравится всем любителям подумать.
8. Тот, кому не о чем говорить. Увы, бывают и такие. Он способен выпускать завидное количество книг, находить толпы поклонников, но всё его творчество – это плацебо. Правда, красиво оформленное и доблестно приправленное.
Артём Васюкович и его классификация (отношение к творчеству – главный критерий).
1. Мечтатель. Всегда много говорит о своих творческих планах, но не способен окончить ни одного достойного произведения. Его ящик забит черновиками, но он всем и каждому рассказывает, что скоро напишет книгу.
2. Неуверенный. К сожалению или к счастью, но таких становится всё меньше. Раньше многие писатели боялись публиковать своё творчество, страшась негативных отзывов со стороны читателей. Сейчас, когда любое произведение можно опубликовать, где угодно и под каким угодно именем, этот страх не особо актуален. А значит, самый робкий становится отъявленным смельчаком. В рамках Сети, конечно.
3. Гениальный. Напропалую говорит о своих талантах, распространяет свои опусы и ни в коей мере не боится кому-то не понравиться. Он самоуверен, эгоистичен и атакует все публичные ресурсы, до которых может достать.
4. Начинающий. Пожалуй, это наиболее близкий нам тип. Вроде бы что-то создаём, да пока явно не хватает знаний и опыта. Что ж… Мы уже говорили о том, что всё в наших руках. Постоянная работа над собой, профессиональные курсы, объективная критика – и вот мы уже уверенно шагаем по литературному пути.
5. Мажор. Писатель, который не пробивает дорогу к славе потом и кровью. У него есть финансовые возможности или хороший спонсор. Он может выпустить какую угодно книгу, заплатить за её продвижение/рекламу и обеспечить себе настоящий (или всё-таки мнимый?) успех.
6. Самодостаточный. Писатель, который написал лишь одно произведение. Талантливое или не очень. Впрочем, пример А.С.Грибоедова впечатляет: его «Горе от ума» обеспечило ему место в Вечности. А ведь более он не написал (или не успел написать) ни строчки.
7. Раб. Автор серийных книг. Он подчиняется воле издателя и не властен выбирать то, что ему действительно интересно, близко и дорого. Он может зарабатывает хорошие деньги, но не ощущать своей писательской удовлетворённости.
8. Звезда. Писатель, который уже достиг оглушительного успеха, прославился на весь мир и заработал кучу денег. Его книги экранизирует, а тиражи явно зашкаливают и бьют все рекорды.
9. Бог. Речь идёт об авторе Гарри Поттера. Вот такая вот шуточная концовка с примесью правды от автора.
Наконец, хочется предложить классификацию некоего Хантера. Он выделяет:
1. Начинающий автор. Тот, кто только начал путь и явно это осознаёт, не питая ложных надежд и не выказывая смешных амбиций.
2. Авторёнок или «йуный аффтор» – самоуверенный писатель, верящий, что он бог писательства и претендующий на лавры. Не всегда, однако, эта слепая вера оправдывается.
3. Мастер. Скрупулёзный писатель, которому дорого всё: начиная от сути и заканчивая оформлением. Может, не всегда у него всё получается, но он явно старается.
4. Грамотей. Он выверяет текст на предмет ошибок, активно общается со словарями, но не всегда создаёт интересное чтиво с запоминающимися героями. Ему просто некогда, ведь он занят филологическими изысканиями.
5. Фантазёр. Этот писатель, напротив, отлично выстраивает сюжет, но не всегда замечает ошибки. Порой даже не может грамотно построить предложение.
6. Средненький. Всё у этого автора хорошо и складно. Может, нет грандиозного успеха и высоких почестей, зато они полностью удовлетворены своей работой.
7. Целевой. Достигает поставленной цели (например, написать любовный роман) и на этом успокаивается. Причём, цели «написать хороший любовный роман» может и не быть. А зачем?
8. Гибрид. Наконец, это смешанный тип, который выбирает в себя черты предыдущих.
Итак, друзья мои, на этом спешу закончить, чтобы дать возможность каждому поразмышлять над собственной персоной и, быть может, предложить нам своё видение писательского мира. Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Интересное разделения, некоторые моменты даже позабавили;особенно картинки из психологии(разговор 4х типов личности;)
-
Прочитала, принять данные классификации можно условно. Понятно, что все люди (писатели тоже) разные. А люди делятся на холериков, сангвиников, меланхоликов, флегматиков. Да плюс еще талант и работоспособность, амбиции и желание славы, денег, ум и грамотность, воспитание и комплексы, удача. Перемешиваем и получаем типы писателей.
Лирики, трагики, ужастики, шустрики (12 романов в год), нытики (все плохо), мечтатели (пишут в уме), фантазеры, увлекатели, завлекатели (вот дочитаете книгу …), обучатели, нудотики, талантища.
Надеюсь на чувство юмора читателей!
-
Настоящий писатель должен уметь писать в любом жанре и для любой аудитории.
-
Не совсем так. “Настоящий писатель должен уметь писать в любом жанре и для любой аудитории”. Загоняет в рамки.
А если это настоящий детский поэт. Или, например, Грибоедов, Достоевский…
Конечно, желательно, чтобы писатель имел образование, мог попробовать себя в разных жанрах. -
Не согласна! Писатель четко должен понимать – к кому он обращается, с какими мыслями, какая его аудитория… ПИсать детям это одно, дамские романы – другое, фэнзети – третье. КАждый писатель – прежде всего человек, с каким-то жизненным опытом, предпочтениями, знаниями, и вот пропуская через себя произведение, через призму самого себя и получается шедевр, тогда читатель верит – автор знает, о чем пишет. А если автор бросается из огня да в полымя, то результата никогда не будет. Ну, как ВЫ себе представляете автора, пищущего научную фантастику, и вдруг решившего – А напишу-ка я женский роман? Написать, конечно, можно, все мы грамотные люди, но каков будет результат? Будет ли интересно читателю? А самому автору? Как автор может писать то, что ему априори неинтересно, незнакомо…
Нет, автор определяется самостоятельно, и чем раньше, тем лучше. Он совершенствуется в своем творчестве, и именно поэтому каждое произведение все лучше и лучше, а если разбрасываться на разные жанры – толка не будет. -
-
-
Алефтина! Пушкин бросался-таки из огня да в полымя. Великолепная проза, идеальная поэзия, сказки для детей – таких или подобных никто в мире ещё не написал, драматургия… А эпистолярное наследие, а критика и прочее!!!
Лермонтов, Гоголь тоже бросались в полымя из огня. А Грибоедов – дипломат, автор одного гениального “Горя от ума”. Достоевский, просто сумасшедший гений…
Я согласен с Вадимом.
Настоящий писатель должен уметь писать!..-
Кто из нас сравнится хоть с кем-то из вышеперечисленных? Нам хотя бы в одной теме что-то стоящее написать. Уверена, получится у единиц… Все остальные так и будут прыгать, мня себя Пушкиными… Надо же быть адекватнее к себе, любимому, не правда ли?
-
Ключевое слово – настоящий…. Кто из нас может сказать такое про себя? Лично я – нет. Даже участвуя в конкурсе сколько было комментариев – типа, это написано по женски, это для детей, я ничего в этом не понимаю, потому что пишу только фантастику, и так далее. ТО есть получается авторы заявляли о своей неспособности писать что-то кроме своего жанра, и понимать то им трудно, а ВЫ говорите – должен уметь.
-
-
Кому должен? Настоящий писатель может пробовать, искать себя в разных жанрах. Если, конечно. захочет. Пушкин гений. А Маяковский, Есенин, Маршак, Барто? Первое, что пришло на ум.
-
Я просто универсал по жизни. Много умею в разных областях. И такие люди есть, есть конечно, узконаправленные специалисты. Я к ним не отношусь. Я быстро обучаюсь и много умею. Могу писать и стихи, и прозу. В любом жанре, но буду писать то, что людям нужнее и что лучше продается. А это сейчас – фантастика.
-
Многие из нас – универсалы, Вадим, хотя бы потому, что много читаем, знаем многие темы и можно написать, но по настоящему, чтобы от души пишется только то, что нравится, с чем ты знаком по собственному опыту, какие-то собственные переживания. И потом – качество написанного… должно быть во всех случаях высокое, иначе не прочтут, и не купят. Одно дело написать, другое – продать.
-
Ну, так и настроения разные бывают. Почему я должен писать все в одном стиле? Не хочу и не буду. Конечно, когда читатели и издатели ждут того же, любой писатель будет отдавать предпочтение им. Но, можно и нужно пробовать разные стили и жанры. Хотя бы в рассказах. Получился рассказ – сделал из него роман. ))
-
-
-
-
Никто ничего никому не должен!?
Обывательская точка зрения. Можете спорить – ваше право.
Строитель должен строить. И не просто строить, а строить красивые, прочные, удобные для жизни дома. А те дома, которые разваливаются, пропускают холод и влагу, построены людьми, которые никому ничего не должны!!! Полицейский должен охранять общественный порядок. А те выкрутасы с разными нарушениями со стороны моих коллег (я – бывший мент), это – плоды деятельности типов в форме, которые ничего никому не должны!..
Я оборачиваюсь к книжному шкафу и вижу тьму книг, написанных “авторами”, которые никому ничего не должны. Блевать тянет от их тягомотины, изложенной в их романах. Их издают, помня об их прошлых заслугах. Но они не писатели, а просто – авторы.
Нет, господа хорошие, писатель должен мне, читателю, предъявить в купленной мне книге то, что я от него ожидаю. И писатель ДОЛЖЕН периодически подтверждать своё звание – ПИСАТЕЛЬ.
И пусть писатель будет автором всего лишь одного гениального произведения, и больше не напишет ничего, он останется в памяти читателей гением. А если он начнёт ваять тягомотину, то это уже – БРАК.
Писатель должен писать хорошо и, если он продолжает писать, подтверждать это “ХОРОШО”…-
Согласен. Ильф и Петров навсегда останутся в памяти за людей за две небольшие в принципе книжечки… Именно поэтому я 10 лет не писал ничего. Писать банальщину не хотелось, а до оригинальных вещей не додумался. Всякое бывает.
-
Николай, я, как и вы, против наплевательского отношения к работе. Есть профессиональные обязанности. Их, безусловно, нужно выполнять качественно. А есть творчество, в котором нужно совершенствоваться. Никто не спорит. Слово “обязан” как то режет слух, заставляет выполнять обязательства.
-
А слово “ДОЛГ” заставляет отдавать долги. И тоже режет слух тем, кто не собирается их отдавать, ибо “ничего ни у кого не брал”. При всём этом забыв о родителях, которые вырастили, воспитали, вместе с учителями выучили… Это можно продолжать до… погоста. Но нужно помнить самому и прививать своим детям-наследникам понятие ДОЛГА. Это как светофор. Зелёный – проходи, а красный – стой, для раздумий и принятия самостоятельных решений – жёлтый. Мы должны соблюдать правила. Во всём. Если Вы не должны (никому ничего), то непременно Вас раздавит каток фатума. За батон хлеба и книгу в магазинах Мы должны заплатить. Деньги – мы должны заработать. Мужа, жену, детей мы должна (или обязаны) любить. Долг перед Родиной (например служба в армии) мы должны отдать… Ну да, скажут скептики, если бы наши деды не отдали долг родине 70 лет тому назад, ты мы бы – их внуки, сейчас пили бы “Баварское” пиво, а то вот хлебаем “Жигулёвское”… Да не было бы нас на этом свете в том качестве, которое мы имеем. А то, что это “качество”, в котором мы прибываем, недостаточно привлекательное для нас же, так это из-за того, что многие из нас так и думают, что никому ничего не должны!!!
-
Николай.
Многое из того , что вы сказали справедливо. Я сама очень люблю порядок и ценю нравственные ценности, выполняю обязанности в семье и на работе. Вопрос в том, что выполнять свои обязанности лучше не из под палки, не потому, что должен. А потому, всей душой желаешь так поступать, иначе не можешь. А самое главное – это тебе в радость. Есть такое понятие, как профессиональное выгорание. Человек долго и честно выполнял свой профессиональный долг. а потом устал, приболел, расстроился и т д. Но позволить себе расслабиться не может. Тогда организм сам дает сбой. Человек начинает просыпать, опаздывать, медленно думать, болеть, ненавидеть работу и т. д.-
Инесса! У нас речь идёт о писательском труде. Надоело марать бумагу, идите в школу преподавать литературу. Но, думаю, труд писателя должен быть не выгораемым. Если это работа (писать книги), то она должна быть любимой на всю жизнь. А если это хобби, то его можно отложить в сторонку и забыть, пока опять не потянет… марать бумагу. А если Вы имеете в виду какой-то другой вид занятий (например свой, не совсем любимый), то его нужно поменять на более привлекательный. Если Вы молоды, можно переучиться… Да мало ли что можно сделать, чтобы было приятно себе, любимому, и семье. А за одно и обожаемому хобби. Работаю сутки, а трое суток – творю… Это я не про себя…
А про себя – 33 года отпахал в органах, заработал пенсию, а теперь с ребятишками в литературных конкурсах “балуюсь”. В “Метафорической деформации” занят 3-е место. В августе выйдет сборник рассказов, участников, попавших в шорт-лист. Посему – нахожусь в приятном шоке…
-
-
-
-
Браво, Николай! Поддерживаю! Я тоже ценю профессионалов, которые отвечают за свою деятельность – не важно, в какой области, а уж в писательстве – тем паче. Мы же несем в мир, к людям свое мнение, мы ответственны за СЛОВО, которое вкладываем в умы детей и взрослых.
Я до сих пор помню одно произведение, которым зачитывалась в детстве, написанное советским писателем, но – увы, не запомнила его имени. Да и скорее всего был он неизвестен, а сколько лабуды в красивых обложках продают в магазинах? И за какие деньги? На этом фоне более всего неприглядно выглядят авторы, пишущие действительно хорошую, интересную современному человеку литературу, но они не в состоянии пробить брешь “ненужности”. Они не нужны редакциям, но нужны людям…
-
-
-
Алексей!
А в настоящее время что-то изменилось?
В книжных магазинах макулатуры полно. А будущих классиков нет. Ну разве что Прилепин и ещё пара наиболее издаваемых и читаемых. Правда, нужно признать то, что практически любого автора можно здесь найти и купить. Выбор есть… Впрочем, читателю всё равно кто пишет хорошие романы, сангвиник или холерик. Лишь бы было интересно… -
Николай! Рано или поздно вы должны были получить приз. Просто потому что долго “пахали”, больше меня даже. Писать умеете, немного научиться “вычитывать себя” и все, будете постоянно печататься. Я рад за вас. Жаль, но конкурс для призеров на следующий год – закрыт, я попробую в будущем году. А так – всех зову на “пролет фантазии” . Конкурс хороший, и компания там добрая. Два раза в год, без ограничений. Приз победителю – 100 долларов.
-
Всем здравствуйте, а я считаю что всё зависит от мышления.
-
Это Грибоедов-то больше ничего не написал?:) “Студент”, “Своя семья, или замужняя невеста”, “Молодые супруги”, “Притворная неверность”… Дальше продолжать? Прославился он, конечно, комедией “Горе от ума”, но утверждать, что “а ведь более он не написал (или не успел написать) ни строчки” – просто стыдно.
-
Мне, как человеку не относящему себя к писателям, хотя писать и приходится, больше всего понравилась первая классификация. Остальные можно применить к многим другим профессиям Ну и Джоан Ролинг протянули. Алохомора!
Нужно быть самокритичным, не врать самому себе, а тем более друзьям, знакомым, родственникам. Всё равно правда раскроется, как только они (читатели) прочитают наши опусы. И некоторые из них раскроют нам глаза, или просто скажут: это не моё, это никому не интересно, это графомания чистой воды… Мы согласимся с некоторыми критиками, но будем совершенствоваться, так как это нам интересно, но нужно сделать так, чтобы и другим тоже было интересно прикасаться к нашим мыслям, выраженным в словах и написанных на бумаге…
Алексей, спасибо за интересную статью!