персонаж в литературе и его точка зрения

Как мы уже говорили, настоящее произведение должно нести в себе некую смысловую нагрузку. Пусть она будет не слишком тяжёлой, но её наличие – это один из признаков истинной литературы. Конечно, писатели порой пишут интуитивно и не задумываются, как изложить свою позицию читателю, чтобы тот её понял. Но всё же некие теоретические сведения и правила существуют. И хорошо бы изучить их  до того, как появится желание что-либо нарушить. Особенно знания о точке зрения пригодятся начинающим творцам, который только вступают на тернистый путь мысли.

 

Какие же точки зрения существуют? И о чём следует помнить?

 

  1. Говорит автор! Он всё знает, всё умеет и может доступно разъяснять все свои мысли и переживания. Достаточно лишь вспомнить лирические отступления Н.В. Гоголя в «Мёртвых душах», как сразу становится понятно, где перестаёт говорить Чичиков, а вся идейность переходит в руки писателя. При таком положении дел писатель абсолютно свободен в своих высказываниях и чувствует себя истинным режиссёром. Именно поэтому Пушкин так открыто заявляет о своей симпатии к Татьяне Ларине и уводит нас по следам Евгения, когда мы настроились на другую волну.

Проблем с такой точкой зрения не возникает, правда, у читателя может зародиться некоторое сомнение… А, собственно, как этот самый невидимый автор догадался, что чувствует героиня и о чём думает главный злодей? Получается некая наигранность, искусственная реальность. Невозможно же в реальной жизни залезть в голову к человеку и прочитать его, как географическую карту? Наверное, именно по этой причине есть любители повествования от первого лица. Всё-таки оно более правдоподобно и искренне.

 

  1. Говорит герой! Собственно, здесь тоже всё просто. Есть некий персонаж, который делится с невидимыми читателями своими страданиями и радостями, мечтами, неудачами, смелыми идеями и гениальным планами. Однако герой уже не может быть всемогущим в плане предугадывания дальнейших событий и вскрытия тайников души. Он может только догадываться, анализировать, предчувствовать, но никак не утверждать, что его подруга стопроцентно его любит и уверена в его искренних ответных чувствах. Непременный плюс же – это близость героя к читателю, который видит в нём себя самого. Отсюда получается, что чтение становится более душевным и пронзительным. Главное, помните, что употребляя в своём тексте «я», вы не обязаны рассказывать исключительно о себе любимом. А то получается некая нудная автобиография, лишённая многих интригующих красок. Употребляя «я», вы просто на время вживаетесь в другого человека, перенимаете его образ мысли, его поведение, поступки, слова. Никто не запрещает вам вкладывать в него частичку себя, но не забывайте и о художественном вымысле. Просто списывать картины с жизни, естественно, можно, но будет ли это интересно вашим читателям и вам самим?

 

  1. Внутренняя точка зрения позволяет избежать местоимения «я», но сохранить стороннего героя для ведения повествования. Этот персонаж, будто взирает на всё со стороны, описывает события от третьего лица, но при этом сохраняет доверие читателя, представляющего рассказчика настоящим очевидцем. Правда, тут автору придётся особо постараться и усвоить несколько моментов.

А). Вся информация о повествователе должна даваться косвенно. Он может сам рассказать о своей жизни, например, в каком-нибудь умело спланированном диалоге.

Б). Когда автор позволяет герою увидеть и оценить ту или иную ситуацию он должен учитывать не только его личные качества, но и менталитет, уровень образованности и социальное положение. Вполне естественно, что нищий и миллионер воспримут кражу пиджака по-разному. Также играет свою роль и возраст. Человек в 18 лет и в 65 смотрит на мир с огромным различием. У одного пока всё впереди, другой же уже ориентируется непосредственно на личный опыт и житейскую мудрость.

В). Кстати, очень интересно, когда внутренних точек зрения несколько. Вспомните, известное произведение М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Мы видим несчастного и многоликого Печорина с разных сторон. О нём рассказывает и автор, и Максим Максимыч, и даже он сам посредством дневниковых записей. Впрочем, стоит всё-таки учитывать масштабы своего творения. Глупо будет в маленький рассказик вмещать несколько героев с несколькими мнениями. А вот для более крупного произведения – это вполне приемлемый вариант. Из современных подобных книг могу назвать произведение Джоджо Мойес «До встречи с тобой», где многие главы ведутся от лица разных персонажей, что позволяет расширить видение одной и той же ситуации. Но заметьте: именно главы! Никакой адекватный писатель не станет менять точку зрения в пределах одного эпизода, иначе это уже будет эмоциональный и идейный хаос под названием «С ума сойти».

Г). Не надо путаться в собственных описаниях. Если вы используете внутреннюю точку зрения, то должны понимать, что герой будет видеть и замечать только то, что способен увидеть или заметить в данный момент. Не надо пытаться вложить в его уста огромное количество информации и превращать его в киборга, способного оперативно обработать сразу несколько её потоков. Ваш герой – это обычный человек, лишённый пророческого дара и сверхъестественных способностей. Если он сидит в комнате, то он не знает пока, что через пару минут в его дверь постучит сосед, которого он не ждал. Если, например, героиня будет расстроена и рассеяна, то она вряд ли заметит, что у неё потекла тушь, особенно, если рядом нет зеркала. Да, вы, как писатель, видите гораздо больше. Но это нужно тщательно скрывать, чтобы не смазать общее впечатление от вашего текста.

Д). Как можно потренироваться в подобном повествовании? Придумайте какую-нибудь маленькую сценку и опишите её глазами различных персонажей. Например, дерутся на улице два человека. Молодая девушка будет восхищённо взирать на побоище, обращая внимание на атлетическое сложение одного из противников. Проходящий мимо нищий заметит, что у одного из дерущихся выпал кошелёк, который обязательно надо незаметно присвоить. Пожилая женщина будет причитать и говорить о том, какое безобразие происходит средь бела дня. А профессиональный боксёр оценит точность удара и пригласит в конце действия одного из мужчин заниматься борьбой всерьёз. Важно понять, что все мы, в силу разных причин, видим одно и то же событие очень по-разному. Мы замечаем различные детали, обращаем внимание на то, что нам близко. Герои – это люди, которых мы встречаем день ото дня. Они должны походить на нас, ведь только тогда нам будет интересно продолжать знакомство с ними.

 

  1. Вы, вы, вы или повествование от второго лица. Чаще всего такой приём используется в различных художественных зарисовках: Идёшь по свежему осеннему лесу, вдыхаешь ароматы трав и понимаешь, что на земле можно отыскать рай…

Возможно встретить его и на различных педагогических тренингах. Коли же мы говорим о крупных  литературных формах, то в них такое никогда не встречается. Не получается вести длительный разговор с местоимениями «вы» и «ты», даже если ты первоклассный профессионал. Хотя, кто знает, может и это скоро разовьётся. Написал же Бернар Вербер свою «Книгу путешествий»!

 

  1. Повествование от третьего лица, но с максимальной объективностью. Представьте себе, как герой описывает происходящую перед ним сцену, однако не раскрывает внутренний мир героев. Он просто подмечает различные внешние детали, на основании которых думающий читатель может о многом догадаться сам. Лично мне такое выражение точки зрения никогда не попадалось. Всё же авторы стремятся донести до своей публике что-то определённое и не всегда нужно уповать только на сообразительность читающей аудитории.

 

Неважно, какую точку зрения вы выберите и кому доверите её выражать. Главное, чтоб ваше произведение было достаточно осмысленным, ведь нет ничего хуже, чем потратить кучу времени на чтение, чтобы так и понять, что хотел сказать автор. Заранее подумайте, что вам ближе: третье лицо или всё же первое. Если вы наделяете точкой зрения какого-то персонажа, то следует его правильно выбрать. Не всегда это будет главный герой. Второстепенные также имеют право на собственную позицию. Как правило, точка зрения персонажа – это ваше личное убеждение. Но если так случается, что вы, пройдя по страницам романа, вдруг что-то поняли, пришли к  каким-то другим выводам, то почему бы не внести эти изменения и в своё произведение? Не надо притягивать убеждения за уши только потому, что на каком-то этапе вы заблудились в лесу познания. Жизнь достаточно многогранна, а люди – это всё-таки не роботы, запрограммированные на одно лишь верное решение и один способ поведения.

Чем живее будет ваш герой, чем искреннее будут его мысли, тем успешнее будет и ваш текст, в который вы так много вкладываете. Пусть литература – это условный мир, но живёт он по нашим человеческим правилам. А это значит, что каждый имеет право на ошибку и исправление этой ошибки. Не бойтесь показаться ветреным или неправым. Бойтесь показаться искусственным и неправдоподобным. Вот такого читатели точно не прощают, ведь никому не нужны жалкие подделки. Оставайтесь самим собой, вдыхайте жизнь в своих героев и пусть они живут параллельно вам. Пожалуй, признак мастерства кроется в примере с А.С.Пушкиным, когда он признался, что его любимая Татьяна Ларина вышла замуж помимо его воли, совершенно случайно. И будто бы нет никакого автора. Есть только другая действительность, где живут обычные люди и совершают обычные действия. Успехов вам!