Этапы развития сюжета
О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье. Теперь попытаемся развить эту тему шире. Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики “В помощь начинающему автору” о сюжете…
Сюжет в литературном произведении
Как сложно представить человека без скелета, так невозможно вообразить книгу, не имеющую сюжета. Точнее книги такие в литературном мире существуют и даже пользуются спросом, но не являются полноценным художественным произведением. Скорее это набор мыслей и фраз, которые ни к чему не привязаны и никого не обязывают. Когда же мы говорим о создании цельного текста, то роль сюжета невозможно переоценить.
Само слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Собственно, оно и понятно: мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Попросту говоря, сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать (чем художники охотно пользуются). Именно поэтому, когда речь идёт об обычном лирическом стихотворении, мы никогда не может ответить на вопрос, о чём оно. Всё потому, что оно лишено сюжета и выстроено, прежде всего, на чувствах.
Этапы развития сюжета в литературе
Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).
В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,
- Экспозиция. То, с чего начинается произведение. То, что мотивирует читателя на дальнейший ход повествования. То, что могло происходить год назад, десять лет назад с тем или иным персонажем. Иногда экспозиция напоминает миф о сотворении мира: именно она даёт толчок всему существующему, но ни на что особо не влияет. Бывает и так, что экспозиция перекликается с эпилогом или является эпизодом из середины книги. Одним словом, начинаешь читать, думать и ждать. Таковы первостепенные задачи пролога.
- Завязка. На этом этапе уже становится понятно, что конфликт не за горами. Точнее именно сейчас он и появляется: сначала потихоньку и незаметно, как будто пунктиром. А чуть дальше становится более явным и напряжённым. Обычно это встреча двух героев, которым суждено вместе пройти по дороге жизни и расставить все точки над i. Кстати, конфликт – это не всегда что-то плохое и резко негативное. Это лишь столкновение кого-то или чего-то: точек зрения, образов жизни, ситуация, людей и прочее. Любовь, между прочим, – это тоже конфликт. Да ещё какой!
- Развитие действия. Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем они живут и как думают. Он уже понимает, в чём соль происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, заинтригованный и теряющийся в догадках. Как правило, данный этап – самая весомая часть книги, когда писатель ведёт читателя в свой воображаемый мир.
- Кульминация – это изюминка любого текста, это море эмоций, буря чувств и острые действия. Обычно у читателей уже горят глаза, они проглатывают страницу за страницей и не могут остановиться, даже если их ждут неотложные дела. Нервы в данном случае напряжены до предела, голова разрывается от самых немыслимых предположений. Кто-то уже почти не дышит и вот… фейерверк! После чего можно наконец-то вспомнить, что нужно дышать.
- Развязка – это своеобразное открытие занавеса. Вы узнаёте, кто убил старушку, чей сын разбил вазу и кто писал анонимные письма героине всё это время. Напряжение потихоньку спадает, вы уже можете ровно вдыхать и выдыхать, сердцебиение выравнивается, а мысли проносятся следующим образом: «Надо же, я так и думал». Или: «Но как такое возможно?».
- Эпилог. Обычно здесь говорится о том, что происходило с героями дальше. Кто женился, кто влюбился и сколько детей завёл. Первые несколько абзацев посвящены главным героям, а дальше автор кратко обрисовывает дальнейшую жизнь второстепенных персонажей.
Сюжет и фабула… В чём различие?
Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).
И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.
Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).
Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.
Виды сюжета
Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.
В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.
Основные сюжеты современной литературы
Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.
- Аргентинский поэт и прозаик Хорхе Луис Борхес выделяет четыре основных мотива/сюжета:
- поиск кого-либо или чего либо (себя, справедливости или родной матери);
- самоубийство бога (остаётся без комментариев);
- долгое возвращение (вспомним притчу о Блудном сыне);
- штурм и оборона укреплённого города (война, завоевания и прочее, прочее, прочее).
- Очень интересная и необычная классификация у Карла Густава Юнга. Впрочем, что ещё можно ждать от психиатра! За основу он берёт известные архетипы.
- Тень
- Анима (женская душа, природа)
- Анимус (мужская душа, природа)
- Мать
- Старик
- Ребёнок
Звучит, как заклинание, однако!
- Наконец, на арену выходит некий Кристофер Буккер со своей неоднозначной и не менее интригующей семёркой.
«Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);
Приключения
«Туда и обратно»
Комедия
Трагедия
Воскресение
Победа над чудовищем.
Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.
Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
ДА, нужно правильно уметь “творить” текст без этого никак!
-
-
Спасибо, согласна, что об этом нужно знать или хотя бы иметь представление.
-
Анечка! Прямо для Вас сделали подарок! Отличная статья, прямо бери, конспектируй (я уже это сделала), и применяй. Почему я переписываю – вроде, есть же компьютер… Да и зачем – все уже это я давно знаю… Никогда не поздноучиться, и лишним повторение не будет. А еще мне так лучше запоминается. Мой личный опыт. Тут дело вкуса.
А вот про сюжеты в литературе можно еще посмотреть. Мне кажется – для новичков это замудренно.
Кстати, Аня, а теперь проверьте свои рассказы – что пропущено, какая стадия, и поймете, почему были такие оценки.-
Первая часть статьи для меня не новость))))словно вновь очутилась на паре по аналитическому чтению, но все же память так сказать “обновила” свою)))))))))а вот о Основных сюжетах современной литературы прочитала впервые)))). да настроюсь морально, выберу время чтобы никто не отвлекал и начну корректировать ошибки
-
-
Хорошая статья!
Ещё нужно набраться терпения и прослушать все лекции, добавленные к ней в приложении.
И с выпускниками Литературного института можно здороваться при встрече на равных…
Ну, не всем, конечно, а некоторым из нас…
-
О, комментарии теперь вновь отправляются сразу)))))))
-
Отличная статья как раз для начинающих писателей
-
А есть ли в мировой литературе примеры, когда классические схемы развития сюжета попросту ломались?
-
Возможно)))Часто бывает что в произведениях нет эпилога или пролога, основной костяк сохраняется. У Моэма новеллы шикарные, некоторые такие что мозг сломать можно, и не понятно ни где кульминация, где развязка.Может быть это тот самый пример, о котором вы спрашивали))))
-
-
Анна! Нам бы всем хотя бы приблизиться к линейному тексту, написанному без ошибок, в теме заданного жанра, и с сюжетом, не переписанным откуда-то. Вот это – уже удача, а ломка стереотипов в литературе – пусть этим занимаются литераторы, и другие умные люди.
-
всем есть чему учиться, и к чему стремиться))))))))
-
Учиться и стремиться – важно, но важнее – знать то, что надо тебе лично и в этом совершенствоваться. Например, есть люди, закончившие лит.институт, отлично пишущие, но нашедшие себя именно в критике. Они отлично видят текст, сразу понимают, куда надо двигать автора, или не надо… НЕ каждый автор может критично посмотреть на свое произведение. Критики нам в помощь!
-
-
-
Хорошая статья!
Легкий стиль, много воздуха и прозрачности.
Но мое мнение слегка “против течения” – все же “сюжет” больше похож на “смирительную рубашку” для начинающих, или “красные флажки” для опытных авторов… Ибо события можно связывать не только временем, чувствами или знаниями, но и воздухом свободного размышления читателя… (птица летает – не зная законов аэродинамики) смотря для кого пишется книга.
познавательная статья, и впрямь в помощь начинающему писателю))
Особенно интересны основные сюжеты литературы))))