развитие сюжета литературного произведения

О сюжете в литературном произведении мы уже вкратце говорили в этой статье. Теперь попытаемся развить эту тему шире. Итак, сегодняшний разговор в рамках рубрики «В помощь начинающему автору» о сюжете...

Сюжет в литературном произведении

Как сложно представить человека без скелета, так невозможно вообразить книгу, не имеющую сюжета. Точнее книги такие в литературном мире существуют и даже пользуются спросом, но не являются полноценным художественным произведением. Скорее это набор мыслей и фраз, которые ни к чему не привязаны и никого не обязывают. Когда же мы говорим о создании цельного текста, то роль сюжета невозможно переоценить.

Само слово «сюжет» заимствовано из французского языка и означает «предмет». Собственно, оно и понятно: мы легко может подставить к книге вопрос «что» и получить цепочку событий, последовательных действий. Попросту говоря, сюжет – это то, что можно пересказать или проиллюстрировать (чем художники охотно пользуются). Именно поэтому, когда речь идёт об обычном лирическом стихотворении, мы никогда не может ответить на вопрос, о чём оно. Всё потому, что оно лишено сюжета и выстроено, прежде всего, на чувствах.

 

 

этапы развития сюжета в литературе

Этапы развития сюжета в литературе

Любой сюжет в своей основе имеет конфликт, а конфликт, в свою очередь, развивается постепенно и имеет определённые стадии. В литературе это будет экспозиция (или пролог), завязка, развитие действия, кульминация, развязка и эпилог. Общим словом всё это можно назвать экспозиция, компоненты которой не только могут меняться местами (достаточно вспомнить «Героя нашего времени»), но и даже отсутствовать (например, пролог и эпилог не являются обязательными, хотя современные писатели их очень любят).

В последующих статьях мы будем подробно останавливаться на каждом из названных компонентов, поэтому сейчас рассмотрим их обзорно. Итак,

 

  1. Экспозиция. То, с чего начинается произведение. То, что мотивирует читателя на дальнейший ход повествования. То, что могло происходить год назад, десять лет назад с тем или иным персонажем. Иногда экспозиция напоминает миф о сотворении мира: именно она даёт толчок всему существующему, но ни на что особо не влияет. Бывает и так, что экспозиция перекликается с эпилогом или является эпизодом из середины книги. Одним словом, начинаешь читать, думать и ждать. Таковы первостепенные задачи пролога.
  2. Завязка. На этом этапе уже становится понятно, что конфликт не за горами. Точнее именно сейчас он и появляется: сначала потихоньку и незаметно, как будто пунктиром. А чуть дальше становится более явным и напряжённым. Обычно это встреча двух героев, которым суждено вместе пройти по дороге жизни и расставить все точки над i. Кстати, конфликт – это не всегда что-то плохое и резко негативное. Это лишь столкновение кого-то или чего-то: точек зрения, образов жизни, ситуация, людей и прочее. Любовь, между прочим, — это тоже конфликт. Да ещё какой!
  3. Развитие действия. Читатель уже втянулся в происходящее, знает, как зовут героев, чем они живут и как думают. Он уже понимает, в чём соль происходящего, но продолжает усиленно следить за развитием сюжета, заинтригованный и теряющийся в догадках. Как правило, данный этап – самая весомая часть книги, когда писатель ведёт читателя в свой воображаемый мир.
  4. Кульминация – это изюминка любого текста, это море эмоций, буря чувств и острые действия. Обычно у читателей уже горят глаза, они проглатывают страницу за страницей и не могут остановиться, даже если их ждут неотложные дела.  Нервы в данном случае напряжены до предела, голова разрывается от самых немыслимых предположений. Кто-то уже почти не дышит и вот… фейерверк! После чего можно наконец-то вспомнить, что нужно дышать.
  5. Развязка – это своеобразное открытие занавеса. Вы узнаёте, кто убил старушку, чей сын разбил вазу и кто писал анонимные письма героине всё это время. Напряжение потихоньку спадает, вы уже можете ровно вдыхать и выдыхать, сердцебиение выравнивается, а мысли проносятся следующим образом: «Надо же, я так и думал». Или: «Но как такое возможно?».
  6. Эпилог. Обычно здесь говорится о том, что происходило с героями дальше. Кто женился, кто влюбился и сколько детей завёл. Первые несколько абзацев посвящены главным героям, а дальше автор кратко обрисовывает дальнейшую жизнь второстепенных персонажей.

 

Сюжет и фабула… В чём различие?

 

Обычно эти два понятия путают и выдают одно за другое. Поэтому сначала обратимся к этимологии. Если слово «сюжет» буквально означало «предмет», то фабула ближе всего к глаголу «рассказывать» (если следовать латинскому языку).

И фабулу, и сюжет можно пересказать, но вопрос в том, как это сделать: фабула – это последовательность событий в их хронологическом порядке, сюжет же такого порядка не придерживается и может вмещать в себя события, происходящие в различные временные периоды.

Ещё одно существенное отличие состоит в том, что фабула – это сжатый пересказ самого главного, а сюжет может вмещать в себя помимо основных компонентов композиции, ещё и всевозможные лирические отступления (как у Гоголя в «Мёртвых душах» или у Пушкина в «Евгении Онегине»).

Наконец, третий пункт состоит в следующем. Фабула – это развитие непосредственно самого конфликта. А сюжет – это ещё и декорации, на фоне которого конфликт разворачивается.

 

Виды сюжета

 

Принято выделять концентрический сюжет и хроникальный. Данная классификация основана на отличии связей между событиями. Если в хроникальном сюжете главное внимание уделяется времени и его течению, то в концентрическом сюжете упор делается на психические факторы. Именно поэтому с первым сюжетом обычно имеют дело авторы саг и хроник, а второму отдают предпочтение писатели-фантасты, романисты и другие, для которых хронология событий не имеет принципиального значения.

В концентрическом сюжете всё просто и понятно: автор исследует только какой-то один конфликт, а элементы композиции легко выделить и назвать, так как они идут один за другим. Здесь все эпизоды будут иметь причинно-следственную связь, и весь текст будет пронизан чёткой логикой: никакого хаоса, никаких композиционных нарушений. Даже если в произведении будет задействовано несколько сюжетных линий, все события будут связаны между собой по принципу звеньев одной цепи. С хронологическим сюжетом всё обстоит несколько иначе: тут причинно-следственные связи могут разрываться или вовсе отсутствовать. К тому же, некоторых элементов композиции может просто не быть.

 

Основные сюжеты современной литературы

Многие знатоки литературного мира предлагали свои классификации основных сюжетов. Упомянем лишь некоторые из них.

 

  1. Аргентинский поэт и прозаик Хорхе Луис Борхес выделяет четыре основных мотива/сюжета:
  • поиск кого-либо или чего либо (себя, справедливости или родной матери);
  • самоубийство бога (остаётся без комментариев);
  • долгое возвращение (вспомним притчу о Блудном сыне);
  • штурм и оборона укреплённого города (война, завоевания и прочее, прочее, прочее).

 

  1. Очень интересная и необычная классификация у Карла Густава Юнга. Впрочем, что ещё можно ждать от психиатра! За основу он берёт известные архетипы.

 

  • Тень
  • Анима (женская душа, природа)
  • Анимус (мужская душа, природа)
  • Мать
  • Старик
  • Ребёнок

 

Звучит, как заклинание, однако!

 

  1. Наконец, на арену выходит некий Кристофер Буккер со своей неоднозначной и не менее интригующей семёркой.

«Из грязи в князи» (бывает и обратная ситуация);

Приключения

«Туда и обратно»

Комедия

Трагедия

Воскресение

Победа над чудовищем.

 

Впрочем, мне кажется, что каждый из нас способен порыться в архивах своей памяти, подключить аналитический ум и выделить свои основные сюжеты по материалам мировой литературы.

 

Конечно, это не вся информация о сюжете, но, как было сказано в одном старинном предании, ещё не вечер…