сюжет литературного произведения

Сюжет литературного произведения

Книга – это не только ваши бесконечные оригинальные идеи и мысли, это не только словотворчество, умелое или не очень. Это ещё и события, действия, увлекательное чтиво… Одним словом, сюжет. И сюжет книги должен захватывать с первых мгновений, цеплять всё время и не отпускать до самого конца. «Чем же всё может закончиться?» – это лучший вопрос, который может задать читатель, поглощающий очередную порцию литературы. Вот только сюжеты, как известно, на дороге не валяются. И писателям иной раз приходится хорошенько поломать голову, чтобы изобрести для своей публики нечто лёгкое и интересное.

 

 

Как придумать сюжет?

Существуют определённые советы, которыми иной раз можно воспользоваться, дабы порадовать себя и невидимую аудиторию вкусным творческим продуктом. Итак,

 

  1. Живите полноценной и яркой жизнью. Согласитесь, что, чем больше мест вы посещаете, чем больше людей узнаёте, чем больше путешествуете и видите что-то новое, тем вам проще будет писать. Книга – это в каком-то смысле отражение внутреннего и внешнего мира автора, его опыта, мудрости, впечатлений. Сложно писать о других городах, если вы не выезжали за пределы своей малой родины. Невозможно писать о каких-то профессиях, открытиях, технологиях, если вы редко выходите из дома и замыкаетесь в узком кругу близлежащих лиц. Обращали ли вы внимание на список благодарностей, которые обычно современные авторы предлагают в конце книги? Если их внимательно проанализировать, то мы увидим, что для написания своего текста, они встречались со многими знающими людьми, изучали различные сферы жизни, лично проходили какие-то эксперименты и осваивали новые действия. Если в вас нет желания что-либо открывать, то лучше литературным творчеством не заниматься, ибо даже для фантазии нужна благодатная почва.
  2. Фантазия. Это палочка-выручалочка на все времена. Литература хороша тем, что позволяет создавать целые миры и фактически примерять на себя роль бога. Может быть, трудиться вам приходится не шесть дней, а гораздо дольше, зато с очевидным не поспоришь: сначала было Слово. Как вы этим Словом распорядитесь, дело ваше. Только не стоит ограничивать свои вдохновенные порывы: фантазия нужна не только для придумывания фантастических шедевров. Она же помогает создать обычных героев, реальные ситуации и неожиданные (хоть и правдоподобные) развязки. Знание реальной жизни в совокупности с плодами воображения явит миру очередной эксклюзив, а вам подарит удовлетворение от проделанной работы. И не стоит думать, что все сюжеты уже были изобретены до того, как вы стали прикусывать перо. Быть-то они, может, и были, да ведь тут всё дело в том, с какой стороны посмотреть на происходящее, какой оттенок ему придать и как закончить. Одним словом, даже из самой банальной истории можно родить нечто сверхъестественное. Главное, не перегибать палку.
  3. Интернет (а также телевидение, газеты и знакомые). Сейчас в Интернете мы можем посмотреть новости и узнать, что происходит в мире. Некоторые новости явно просятся на бумагу в качестве готового сюжета. И не стоит это игнорировать. На самом деле нет ничего оригинальнее нашей повседневной жизни. Какие только ситуации не возникают! Какие только перлы не производят люди, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от нас с вами! А иногда новость бывает с продолжением. И если вас зацепил какой-то сюжет, то не лишним будет несколько дней посмотреть за развитием той или иной истории. Как её закончить, будете решать только вы. Придумаете ли вы свой вариант или позаимствуете уже готовый, роли не играет. Главное, не проходите мимо интересных историй и занимательных фактов. Когда я теряю вдохновение, мой знакомый делится со мной своими поэтичными, но научными знаниями. Например, в последний раз он говорил о том, что каждые десять лет воздух перемешивается. И делал акцент на том, что, возможно, сейчас я вдыхаю тот воздух, которым дышал Александр Грин, завершая «Алые Паруса» или Антуан де Сент-Экзюпери, подводя итоги «Маленького принца». Конечно, это не готовый сюжет, но, возможно, хороший толчок для его рождения.

 

 

Построение сюжета

Лучше всего начинать своё произведение с того эпизода, который вы и планируете развивать в дальнейшем. Это позволит читателю сразу войти в курс дела, ухватиться за ключевые моменты и начать тонуть в вашем рассказе (повести, романе и так далее). Когда вы заманили читателя и заинтересовали, можно вернуться и к предыстории. Что привело героя к этому? Как он жил до того злополучного момента? Описывать это можно сразу и подробно (если вы уверены, что не потеряете внимание читателя), а можно рассыпать по произведению мелкими деталями и только в конце собрать некую единую мозаику прошлого. Ход этот очень хороший, потому что большинство людей бросают чтение уже после 10-15 страниц, которые показались им нудными и пустыми. Заинтересовав же человека своим героем и той ситуацией, в которой он очутился, можно немножко выдохнуть и перевести дух. Но только недолго.

Грамотно используйте и пошаговый план, схему, по которой будете выписывать сюжет. Рекомендуют руководствоваться системой цепочки, когда одно событие вытекает из другого. Вместе с действиями меняется герой, становится более мудрым или теряет последние остатки ума. Одним словом, развитие сюжета – это не только смена декораций и выбранных вами глаголов. Это ещё и эволюция персонажа. Как правило, главный герой, теряя всё самое дорогое и совершая трагические ошибки в самом начале, к концу книги начинает иначе смотреть на жизнь и беречь те крохи, которые ему милостиво посылаются судьбой.

Конечно, вы можете быть нетипичным автором и перескакивать от одной сцены к другой без всяких причинно-следственных связей. Но… Во-первых, вы сами вскоре запутаетесь, не сумев реализовать первоначальный замысел (при условии, что он был). Во-вторых, вы запутаете читателя, который вскоре устанет следить за вашими хаотичными движениями и бросит чтиво на полпути. В-третьих, книга ваша будет соответствующим образом оценена в среде критиков и признана, как слабое произведение, имеющее низкую художественную ценность.

Используя различные приёмы и уловки, всегда помните о том, что жизнь, как правило, линейна. И всё в ней взаимосвязано, поэтому нет причины разрушать естественный ход событий только потому, что вам захотелось выделиться. Выделяться стоит несколько иначе.

 

Несколько полезных рекомендаций:

  1. Описания событий следует грамотно чередовать с диалогами и монологами. Книга, которая держится только на описаниях – скучна. Книга, выстроенная только на диалогах, – сложна для восприятия. Относительно второй можно привести в пример произведение «Где валяются поцелуи». Я читала много восторженных отзывов о ней, но народ крайне жаловался на то, что там одни диалоги, а это усложняет восприятие.
  2. Не стоит утяжелять текст подробностями, но помнить о ценности деталей необходимо! Выделите несколько элементов, которые способны создать нужное настроение или раскрыть характер героев.
  3. Если вы приготовили улётную развязку, интригуйте читателя на протяжении всего произведения! Чуточку намекайте ему, давайте повод для размышления, включайте различные загадки и таинственные образы… Пусть читатель ёрзает на кресле, грызёт карандаш и судорожно проглатывает ваш текст, дабы скорее добраться до конца и подтвердить свои мысли.
  4. Если вы автор, то, безусловно, всё знаете. Вы можете точно сказать, когда герой счастлив, а когда он печален, но! Не надо использовать прямой текст. Подключайте чувства, дайте читателю вместе с героем пережить его радость или горе. Книга вызовет в этом случае больше сильных эмоций, а значит, и вас запомнят с лучшей стороны. В этом плане буквально на днях меня впечатлило произведение Марка Леви «Похититель теней».
  5. Не помешают вам и несколько оригинальных героев. Даже если вы пишите что-то классическое и банальное, не лишайте публику возможности познакомиться с необычной и выдающейся личностью. Людей всегда привлекает всё неожиданное, не вписывающееся в общие представления и рамки. Наделите одного из героев эксклюзивностью, развивайте его историю. Вот увидите, это будет очень эффективным и грамотным ходом. Бывает так, что второстепенные персонажи нравятся больше, чем главные. Прорисовывать, конечно, надо и тех, и других, но если по вашей задумке герой ни чем не выделяется, то пусть рядом  с ним будет маленький красный огонёк, который привлечёт внимание публики.

 

Об этапах развития сюжете читайте в этой статье.

Да, возможно, книгу написать – это целое искусство. Но если вы решили стать писателем, значит, вы уверовали в свой потенциал, уверовали в свой талант и постоянное желание учиться. Что ж… Остаётся пожелать вам вдохновения, мудрости и бессмертных сюжетов, которые являются отличной пищей для круглого стола авторов и читателей. Успехов!