Сюжет произведения
Сюжет литературного произведения
Книга – это не только ваши бесконечные оригинальные идеи и мысли, это не только словотворчество, умелое или не очень. Это ещё и события, действия, увлекательное чтиво… Одним словом, сюжет. И сюжет книги должен захватывать с первых мгновений, цеплять всё время и не отпускать до самого конца. «Чем же всё может закончиться?» – это лучший вопрос, который может задать читатель, поглощающий очередную порцию литературы. Вот только сюжеты, как известно, на дороге не валяются. И писателям иной раз приходится хорошенько поломать голову, чтобы изобрести для своей публики нечто лёгкое и интересное.
Как придумать сюжет?
Существуют определённые советы, которыми иной раз можно воспользоваться, дабы порадовать себя и невидимую аудиторию вкусным творческим продуктом. Итак,
- Живите полноценной и яркой жизнью. Согласитесь, что, чем больше мест вы посещаете, чем больше людей узнаёте, чем больше путешествуете и видите что-то новое, тем вам проще будет писать. Книга – это в каком-то смысле отражение внутреннего и внешнего мира автора, его опыта, мудрости, впечатлений. Сложно писать о других городах, если вы не выезжали за пределы своей малой родины. Невозможно писать о каких-то профессиях, открытиях, технологиях, если вы редко выходите из дома и замыкаетесь в узком кругу близлежащих лиц. Обращали ли вы внимание на список благодарностей, которые обычно современные авторы предлагают в конце книги? Если их внимательно проанализировать, то мы увидим, что для написания своего текста, они встречались со многими знающими людьми, изучали различные сферы жизни, лично проходили какие-то эксперименты и осваивали новые действия. Если в вас нет желания что-либо открывать, то лучше литературным творчеством не заниматься, ибо даже для фантазии нужна благодатная почва.
- Фантазия. Это палочка-выручалочка на все времена. Литература хороша тем, что позволяет создавать целые миры и фактически примерять на себя роль бога. Может быть, трудиться вам приходится не шесть дней, а гораздо дольше, зато с очевидным не поспоришь: сначала было Слово. Как вы этим Словом распорядитесь, дело ваше. Только не стоит ограничивать свои вдохновенные порывы: фантазия нужна не только для придумывания фантастических шедевров. Она же помогает создать обычных героев, реальные ситуации и неожиданные (хоть и правдоподобные) развязки. Знание реальной жизни в совокупности с плодами воображения явит миру очередной эксклюзив, а вам подарит удовлетворение от проделанной работы. И не стоит думать, что все сюжеты уже были изобретены до того, как вы стали прикусывать перо. Быть-то они, может, и были, да ведь тут всё дело в том, с какой стороны посмотреть на происходящее, какой оттенок ему придать и как закончить. Одним словом, даже из самой банальной истории можно родить нечто сверхъестественное. Главное, не перегибать палку.
- Интернет (а также телевидение, газеты и знакомые). Сейчас в Интернете мы можем посмотреть новости и узнать, что происходит в мире. Некоторые новости явно просятся на бумагу в качестве готового сюжета. И не стоит это игнорировать. На самом деле нет ничего оригинальнее нашей повседневной жизни. Какие только ситуации не возникают! Какие только перлы не производят люди, которые, на первый взгляд, ничем не отличаются от нас с вами! А иногда новость бывает с продолжением. И если вас зацепил какой-то сюжет, то не лишним будет несколько дней посмотреть за развитием той или иной истории. Как её закончить, будете решать только вы. Придумаете ли вы свой вариант или позаимствуете уже готовый, роли не играет. Главное, не проходите мимо интересных историй и занимательных фактов. Когда я теряю вдохновение, мой знакомый делится со мной своими поэтичными, но научными знаниями. Например, в последний раз он говорил о том, что каждые десять лет воздух перемешивается. И делал акцент на том, что, возможно, сейчас я вдыхаю тот воздух, которым дышал Александр Грин, завершая «Алые Паруса» или Антуан де Сент-Экзюпери, подводя итоги «Маленького принца». Конечно, это не готовый сюжет, но, возможно, хороший толчок для его рождения.
Построение сюжета
Лучше всего начинать своё произведение с того эпизода, который вы и планируете развивать в дальнейшем. Это позволит читателю сразу войти в курс дела, ухватиться за ключевые моменты и начать тонуть в вашем рассказе (повести, романе и так далее). Когда вы заманили читателя и заинтересовали, можно вернуться и к предыстории. Что привело героя к этому? Как он жил до того злополучного момента? Описывать это можно сразу и подробно (если вы уверены, что не потеряете внимание читателя), а можно рассыпать по произведению мелкими деталями и только в конце собрать некую единую мозаику прошлого. Ход этот очень хороший, потому что большинство людей бросают чтение уже после 10-15 страниц, которые показались им нудными и пустыми. Заинтересовав же человека своим героем и той ситуацией, в которой он очутился, можно немножко выдохнуть и перевести дух. Но только недолго.
Грамотно используйте и пошаговый план, схему, по которой будете выписывать сюжет. Рекомендуют руководствоваться системой цепочки, когда одно событие вытекает из другого. Вместе с действиями меняется герой, становится более мудрым или теряет последние остатки ума. Одним словом, развитие сюжета – это не только смена декораций и выбранных вами глаголов. Это ещё и эволюция персонажа. Как правило, главный герой, теряя всё самое дорогое и совершая трагические ошибки в самом начале, к концу книги начинает иначе смотреть на жизнь и беречь те крохи, которые ему милостиво посылаются судьбой.
Конечно, вы можете быть нетипичным автором и перескакивать от одной сцены к другой без всяких причинно-следственных связей. Но… Во-первых, вы сами вскоре запутаетесь, не сумев реализовать первоначальный замысел (при условии, что он был). Во-вторых, вы запутаете читателя, который вскоре устанет следить за вашими хаотичными движениями и бросит чтиво на полпути. В-третьих, книга ваша будет соответствующим образом оценена в среде критиков и признана, как слабое произведение, имеющее низкую художественную ценность.
Используя различные приёмы и уловки, всегда помните о том, что жизнь, как правило, линейна. И всё в ней взаимосвязано, поэтому нет причины разрушать естественный ход событий только потому, что вам захотелось выделиться. Выделяться стоит несколько иначе.
Несколько полезных рекомендаций:
- Описания событий следует грамотно чередовать с диалогами и монологами. Книга, которая держится только на описаниях – скучна. Книга, выстроенная только на диалогах, – сложна для восприятия. Относительно второй можно привести в пример произведение «Где валяются поцелуи». Я читала много восторженных отзывов о ней, но народ крайне жаловался на то, что там одни диалоги, а это усложняет восприятие.
- Не стоит утяжелять текст подробностями, но помнить о ценности деталей необходимо! Выделите несколько элементов, которые способны создать нужное настроение или раскрыть характер героев.
- Если вы приготовили улётную развязку, интригуйте читателя на протяжении всего произведения! Чуточку намекайте ему, давайте повод для размышления, включайте различные загадки и таинственные образы… Пусть читатель ёрзает на кресле, грызёт карандаш и судорожно проглатывает ваш текст, дабы скорее добраться до конца и подтвердить свои мысли.
- Если вы автор, то, безусловно, всё знаете. Вы можете точно сказать, когда герой счастлив, а когда он печален, но! Не надо использовать прямой текст. Подключайте чувства, дайте читателю вместе с героем пережить его радость или горе. Книга вызовет в этом случае больше сильных эмоций, а значит, и вас запомнят с лучшей стороны. В этом плане буквально на днях меня впечатлило произведение Марка Леви «Похититель теней».
- Не помешают вам и несколько оригинальных героев. Даже если вы пишите что-то классическое и банальное, не лишайте публику возможности познакомиться с необычной и выдающейся личностью. Людей всегда привлекает всё неожиданное, не вписывающееся в общие представления и рамки. Наделите одного из героев эксклюзивностью, развивайте его историю. Вот увидите, это будет очень эффективным и грамотным ходом. Бывает так, что второстепенные персонажи нравятся больше, чем главные. Прорисовывать, конечно, надо и тех, и других, но если по вашей задумке герой ни чем не выделяется, то пусть рядом с ним будет маленький красный огонёк, который привлечёт внимание публики.
Об этапах развития сюжете читайте в этой статье.
Да, возможно, книгу написать – это целое искусство. Но если вы решили стать писателем, значит, вы уверовали в свой потенциал, уверовали в свой талант и постоянное желание учиться. Что ж… Остаётся пожелать вам вдохновения, мудрости и бессмертных сюжетов, которые являются отличной пищей для круглого стола авторов и читателей. Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Мне вспомнился фильм “Карнавальная ночь”. Нужно, чтоб музыка вела, но вместе с тем не уводила).
Легко придумать идею, начало и концовку. А вот середина частенько провисает. И чем больше рассказ, тем сильнее это заметно. Ну, у меня так) -
Алексей! Я, может, много чего знаю, что-то умею, но когда до дела доходит – как все эти знания применить, и начинаются трудности. Руки опускаются. Как говорится – горе от ума. Так что я пока никак не выбьюсь из общего ряда таких же графоманов. Может быть, потому что ответственность давит (меня лично), хочется ничего не упустить, рассказать, увлечь, в общем – наверно слишком серьезно отношусь к творчеству, и это зажимает, а потом проскальзывают нелепые ошибки, которые я сама не всегда сразу замечаю. Я слишком критичный человек. На сайте уже заметили…
Вам спасибо.
-
Ну, я то всерьез, а как получится – посмотрим. Спасибо за поддержку, она очень важна, когда сомнения одолевают.
Кстати, а что там с конкурсом комментаторов? Народ писал, да не просто так, а с эмоциями, страстями, да еще какими! Извините, если залезла в “не свой огород”… -
Угу…
-
Алексей! Ваши статьи для начинающих писателей, таких как я и мои коллеги, полезны. Это – начальная школа. Многие из нас и представления не имеют о том, что такое сюжет литературного произведения. Более или менее понятно в детективе: преступление, преступник, сыщик и… (?) …в конце сыщик нейтрализует преступника и следует наказание. Как у Фёдора Михайловича – преступление и наказание. А вот что там в середине, и как там всё происходит, нужно придумать, или подсмотреть, или спросить у полицейского. Лучше всего, радует редакторов и издателей экшен. Так и говорят, экшена маловата. Это как “хрена недостаёт в холодце”. И вот сиди и придумывай этот самый экшен. Потому что, если подсмотреть или спросить у мента или копа, то картинка или рассказ будут скучными. Тут-то читатель и на 2-й страничке отнесёт нашу нетленку в… А вот придумать интересную историю с погонями, перестрелками, выпивками, девушками в саунах и прочими изысками, и тиснуть всё это между первой страницей и последней, то тогда – сначала редактор, а потом и издатель – одобрят вашу “ахинею” и пустит её на печатный станок. Потому что в настоящее время это востребовано. Думаю, и в фантастике та же последовательность. Но здесь всего лишь вымысел, который и называется фантастикой. А в современных детективах, за исключением документальных и автобиографических историй, всё та же фантастика. Думаю, что в любовных романах, а также в исторических повествованиях, а тем паче в приключенческих сагах, везде должен быть экшен. То есть активное действие по всему полю повести (романа, рассказа).
Только врать здесь не нужно. Нужно писать только правду и ничего кроме правды. Например, как у Дюма. Как у того же Крапивина. Как У Беляева и Братьев Стругацких. И что бы читатель не восклицал: ну это же было на Марсе, а на Земле такого быть не может. А у Рея Бредбери в “Марсианских хрониках” на Марсе живут люди, которые бросаются спасать Землю, потому что они люди. И этому веришь! -
Мне кажется, назрела надобность в новой статье – “Как написать экшэн”, или “Как удержать внимание читателя”.
На самом деле даже если есть план произведения, то в середине часто “зависаешь”. Надо какие-то действия описать, да так, чтобы все живенько и интересно, и наверно какие-то правила есть, а мы про них понятия не имеем, и поэтому “плывем”, или “изобретаем велосипед”. Именно скука и вялость повествования, может, даже с интересным сюжетом и новыми героями, делают произведение нечитаемым. Вот и задаемся вопросом: – Как взбодрить нетленку? -
Отличная статья, спасибо
Отличная, своевременная статья! Начинающие писатели как правило и сталкиваются с трудностями в развитии сюжетной линии. По себе знаю, как сложно удержать внимание читателя, это еще надо постараться так написать, чтобы произведение не казалось скучным, статичным, а герои безликими. Конечно, все приходит с опытом, и надо трудиться не покладая пера, и порой наваливается депрессия от собственной никчемности, бездарности и графоманства, но надо помнить – и это пройдет, и если желание писать никуда не делось, то научимся.
Спасибо за поддержку и науку.