Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM. Продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору». Мы ужа говорили о том, как подготовить рукопись для издательства (смотрите статью здесь). Теперь же — по просьбе нашего постоянного читателя — рассмотрим те  отдельные моменты, которые не затрагивались ранее. Итак, слово нашему постоянному автору рубрики — Ирине Смирновой...

готовим рукопись для редакции

 

К сожалению, мне часто попадаются люди, уверенные в том, что они талантливые писатели, а значит, грамматика русского языка им совершенно не нужна. Они считают, что пишут увлекательные и замечательные тексты, а это самое главное. Аргументов у них тоже предостаточно: писал же С.А.Есенин с ошибками, а А.С.Пушкин и вовсе на французском говорил лучше и свободнее, чем на русском. Однако оба вошли в историю и стали символами отечественной литературы.

Но давайте посмотрим на всё с другой стороны. Многие из нас, начинающих писателей, любят выкладывать свои шедевры в Интернет. Как говорится, явить себя и свой талант миру. А мир в лице скромных (и не очень) читателей должен переваривать нашу неразборчивую кашу из букв и найти в нашем тексте глубокий смысл, которым мы так гордимся. Лично мне делать это всегда лень. Произведение, наполненное орфографическими и пунктуационными ошибками, отторгает от себя, а неумело оформленные диалоги и прямая речь превращают чтение в самую настоящую пытку. Разве в здравом уме мы на неё пойдём сами?

А что если мы хотим отправить текст не просто читателю, а редактору? Мы таим в себе желание стать знаменитыми и очень удивляемся, когда наши рукописи остаются непрочитанными. А знаете почему? Опытному редактору достаточно одного быстрого взгляда, чтобы понять: читать дальше или нет. И оформление текста в принятии окончательного решения играет явно не последнюю роль. Итак, сегодня наша задача частично далека от литературы: мы учимся править тексты, устранять их изъяны и выверять все недочёты, которые подчас омрачают общее впечатление.

Сначала остановимся на основных правилах оформления:

1. Весь текст однозначно стоит выравнивать по ширине. Это и смотрится красиво, и читается легко. Прыгающие строки могут только раздражать и производить крайне негативное впечатление. Кажется, будто автор проявил небрежность и халатность, сделал некоторую отписку, которую попытался позиционировать как художественное произведение.

2. В любом тексте должны быть абзацы. Поток сознания – это, конечно, хорошо и интересно, но читать его сложно и не всегда возможно. Уже после нескольких предложений общая нить теряется, внимание рассеивается, а книгу хочется закрыть. Наверное, и вы сами с этим сталкивались. Но стоит помнить, что абзацы – это не просто хаотично выделенные красные строки. Каждый абзац должен быть логически завершён и содержать в себе какую-то мысль, действие, элемент сюжета. Если вы желаете выделить одно из предложений, то, превратив его в отдельный абзац, можно легко акцентировать на нём внимание читателей.

3. Межстрочный интервал – только полуторный. Именно он лучше всего подходит для чтения и восприятия.

4. Если в вашем произведении есть главы, то каждая из них должна начинаться с отдельной страницы. Да, в разных книгах встречаются различные варианты, но подумайте о том, что легче читается. Глава, которая начинаются сразу после окончания предыдущей, сливается с ней и не даёт временно перевести дух, отойти от одного действия, одной сцены. А ведь очень важно, чтобы чтение вашей рукописи было максимально комфортным. Не стоит экономить бумагу и гнаться за финалом.

5. Не допускайте сливания название главы (или её номер) с основным повествованием. Лучше сделать маленький отступ, ведь сплошной текст – это образец дурного тона. Отформатированный же текст производит благоприятное впечатление: его хочется читать и изучать. Можете попробовать на себе. Откройте

книгу, где нет разделения на главы и абзацы, и начните с ней знакомиться. Надолго ли вас хватит? Даже с точки зрения психологии такое чтение крайне затруднительно, чего уж говорить о литературной составляющей! Кстати, в названии глав точки не ставим.

6. Если вы решили проявить свои энциклопедические знания и наполнили своё произведение незнакомыми терминами, то вам понадобятся сноски. Однако их не должно быть слишком много, дабы редактор (как и читатель) не бегал взглядом от начала страницы к её концу. Это опять же сильно утомляет и угнетает. Наверное, поэтому мне всегда было тяжело читать «Божественную комедию» Данте. Там объём этих сносок, наверное, больше, чем сама книга. Но и век, друзья мои, соответствующий. Логично, что современному человеку нужны обширные комментарии. Мы же, писатели современности, должны думать о своих читателях и не пытаться забить их умы новыми сведениями, которые помешают общему восприятию нашего текста.

7. Не стоит заниматься ненужными выделениями. Читатель – это существо разумное, поэтому каждое слово, которое вы считаете важным, выделять жирным шрифтом или курсивом не надо. Такой приём используется очень редко и в исключительных случаях. Например, для того, чтобы передать удивление героя или подчеркнуть какие-то интонационные изыски. Но не более того.

8. Наконец, любители оригинальности должны помнить, что в оформлении рукописи лучше использовать классический шрифт и кегль. Times New Roman, 12 – это идеальный вариант в любом случае. Так вы точно будете уверены, что текст откроется на компьютере редактора и будет адекватным для дальнейшего ознакомления. С цветом тоже экспериментировать не стоит. Чёрный и чёрный. Если же вы решите проявить эксклюзивность и прислать текст синего или красного цвета, то будьте готовы к тому, что он сразу отправится к корзину. Думаю, объяснять причины не нужно.

Вот, собственно, то, что касается основных моментов. Далее мы подробнее остановимся на прямой речи, диалогах и других важных деталях.

Прямая речь

На самом деле с ней всё предельно просто, надо только запомнить несколько простых правил:

1. Прямая речь (П) всегда пишется с заглавной буквы и в кавычках.

2. Авторская речь (А или а) пишется с заглавной буквы только в начале предложения.

3. Существуют специальные схемы, которые позволят быстро и правильно расставить знаки препинания. Ваша задача состоит в том, чтобы разобраться, где находится прямая речь, а где авторская.

Если авторская речь идёт в начале предложения, то:

* А: «П».

* А: «П?».

* А: «П!».

* А: «П…»

В качестве иллюстрации приведём пример ко второй схеме:

Мальчик долго смотрел на отца, а потом спросил: «Когда же уже будет этот самый Новый год?».

Если авторская речь идёт после прямой, то:

* «П», — а.

* «П?» — а.

* «П!» — а.

* «П…» — а.

Проиллюстрируем четвёртую схему:

«Да, Новый год будет не скоро…» — задумчиво протянул Мишутка и отвернулся к окну.

Если авторская речь обрамляет прямую речь, то:

А: «П», — а.

А: «П?» — а.

А: «П!» — а.

А: «П…» — а.

Пример для первой схемы:

Ваня робко сказал учительнице: «Я сегодня, кажется, не готов», — а потом опустил глаза и стал разглядывать рисунки на парте, сделанные предыдущим классом.

Диалог

1. Каждая реплика диалога пишется с новой строки, а перед ней ставится тире (не путаем с дефисом, он короче).

2. Не ставим никаких кавычек, даже если очень хочется отделить речь героя от авторской.

3. Помните, что диалог – это разговорная речь. Реплики не должны быть слишком длинными, заумными и растянутыми.

4. С помощью диалога замечательно раскрываются характеры героев, а это значит, что речь персонажей не должна быть одинаковой. Один герой может говорить путано и непонятно, другой будет любить красивые обороты и станет тщательно подбирать слова, делая большие паузы. Чем разнообразнее выстроенный вами диалог, тем ярче и живописнее он будет смотреться в тексте.

5. Не стоит растягивать диалог на всю главу. Конечно, это только в том случае, если вы не задумали сотворить пьесу.

6. Диалоги должны быть содержательными. Мы уже неоднократно замечали, что в художественном произведении не должно быть воды и ненужных слов. Если без чего-то можно запросто обойтись, то и включать это в свою книгу не рекомендуется.

7. Наконец, не стоит использовать слишком короткие или слишком длинные реплики. Старайтесь найти золотую середину, позволяющую включить читателю воображение, но при этом не утомляйте его излишними и пустыми деталями.

Особые требования к заглавию книги

1. Лаконичность (не больше шести слов).

2. Оригинальность (не стоит ориентироваться на знакомые стандарты, ищите новые решения).

3. Соответствие общему содержанию (заголовок должен отражать главную идею рукописи).

4. Однозначное толкование (двойственность допускается лишь в пределах разумного. Например, «Мёртвые души»).

5. Отсутствие лишних слов.

Как правильно подписать рукопись?

1. Можно создать отдельный титульный лист.

2. Можно просто дать всю необходимую информацию в левом уголке перед началом текста.

3. Указываются, как правило:

— ФИО автора и его литературный псевдоним, который заключается в скобки.

— Название рукописи и жанр.

— Объём произведения (в качестве единицы берём авторский лист).

— Контактные данные (электронный адрес, телефон).

Лучше всего информацию изложить по пунктам в столбике.

На что ещё обращаем внимание?

1. Наличие колонтитулов (фамилия с инициалами и название произведение). Шрифт: Times New Roman, 10. Расположение: верхний левый угол.

2. Названия глав ставятся по центру. Допускается их размещение и слева.

3. Листы нумеруются обязательно, особенно, если вы сдаёте распечатанный текст. Нумерация производится в правом верхнем уголке страницы.

4. Рукопись не стоит сшивать, лучше использовать обычную скрепку.

5. Если вы оформляете стихотворение, то следует придерживаться следующих правил: между строками – одинарный интервал, а между строфами – двойной. При этом каждое стихотворение печатается на отдельном листе.

Конечно, все эти детали кажутся слегка утомительными. Кажется, что раз мы написали произведение, то нам уже должны аплодировать стоя, раздавая хвалебные речи. Но не тут-то было! Я люблю постоянно повторять, что в литературном мире мелочей нет. Искусство, как вы сами понимаете, не терпит халатности и невежества. А иначе это уже не искусство, а жалкая пародия на него. Мы же все хотим быть достойными служителями Музы, поэтому стоит много времени тратить и на то, на что тратить его обычно не хочется: читать, перечитывать, выверять и править. Можно, безусловно, оплатить работу корректора и получить готовый вариант для редактора. Но… Во-первых, не у всех есть средства на это. Во-вторых, корректоры – это тоже люди и могут ошибаться. В-третьих, мы же не отдаём своих детей на воспитание другим людям? А ведь каждый литературный текст – этот тот же самый ребёнок для автора, и он нуждается в кропотливой и въедливой работе, чтобы потом, через какое-то время, радовать нас своими успехами. Что посеешь, то и пожнёшь, господа. Давайте же сеять то, что принесёт хорошие плоды. Успехов Вам и Вашим творениям!