конфликт в литературном произведении

 

Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. В последних статьях мы уже подробно разобрали по полочкам все этапы развития литературного произведения (смотрите, например, эту статью). И имеем целостное представление о нём. Тема сегодняшней статьи – литературный конфликт. Литературный конфликт  – это очень мощная составляющая любого художественного произведения! Знать об этом начинающему писателю просто необходимо. Итак,

 

 

Конфликт в литературном произведении

 

Как булочка с изюмом обычно вкуснее простой сдобы, так и художественное произведение становится интереснее, когда в его основе лежит литературный конфликт. Вещь это, конечно, необязательная, но уж больно действенная. Особенно, если вы задумали создать нечто драматическое и душераздирающее.

 

 

Если заглянуть в перевод слова, то мы увидим нечто, не оставляющее никаких сомнений по поводу сущности конфликта. Он означает не что иное, как столкновение, борьба или даже бой. При этом не стоит понимать всё в буквальном смысле. Конфликтом можно назвать любое соприкосновение, любое противоречие, которое может протекать абсолютно мирно и спокойно. С помощью него отражаются различия между людьми: они по-разному думают, чувствуют, поступают и просто живут. Это вполне естественно, однако чаще всего автору данное различие становится крайне интересно, и он принимается его исследовать.

 

 

Классический конфликт – это столкновение доброго и злого начала, тёмного и светлого, красивого и безобразного, возвышенного и низменного, достоинств и пороков, грехов и добродетелей. Именно с помощью конфликтной ситуации автор не просто выстраивает сюжет, но и позволяет ему развиваться, преодолевая различные стадии нарастания.

 

 

Без конфликта мир художественного произведения (как и вся наша жизнь) был бы сплошным хаосом: в нём бы громоздились различные люди с их чувствами, переживаниями и взглядами. В нём бы сменялись природные стихии и отражались бы общественные явления. Но все они были бы лишены общего стержня, который и придаёт всему смысл.

 

 

Роль конфликта в литературе бесценна: ещё древнегреческие драматурги использовали всю его мощь, воплощая непреодолимые человеческие противоречия в своих героях. Но если позже многие конфликты имели определённый исход, они могли прийти к гармоничному завершению, то древние трагедии (на то они и трагедии) данной блажи не предусматривали. Еврипид, Софокл, Эсхил умели вскрыть глобальные противоречия человеческой природы и поместить своего героя в безысходность. Помните, как царь Эдип, став жертвой слепого случая, признаёт всё же свою вину и лишает себя зрения, дабы больше не смотреть на этот мир, который он случайно (именно случайно) опорочил? Пожалуй, для тех, кто хочет прочувствовать литературный конфликт, древнегреческие трагедии – идеальный вариант. Нигде вы больше не встретите столько страданий, столько отчаяния и столько вечных вопросов бытия, на которые, увы, нет ответа.

 

 

Конфликт – это волшебный пластилин, который позволяет установить определённую взаимосвязь между героями и выстроить задуманную композицию. Писатель берёт за основу какое-то противоречие и расставляет своих персонажей вокруг него: кто-то занимает одну позицию, кто-то – другую, а кто-то остаётся нейтральным. В любом случае, они будут относиться к одному и тому же по-разному, что позволит выстраивать определённые сцены и эпизоды, рассматривать проблему со всевозможных сторон и наиболее полно её проанализировать.

 

 

Конечно, помимо этого, у конфликта есть и другая функция: он заинтересовывает читателя. Скучно читать статичное повествование, где что-то, если и происходит, то явно без особых волнений и энтузиазма. Нет, хроники, например, заслуживают нашего внимания и бывают весьма любопытны, но… Всем нам в душе хочется яркого, буйного, страстного. Того, чего не даёт нам повседневная жизнь. Нам нравится вместе с героями томиться вопросами и пытаться искать выход из ситуации. Нам нравится ругать одного персонажа, спорить с ним, яростно протестовать его выходкам. И нам нравится соглашаться с другим, чьи мысли совпадают с нашими. Таким образом, конфликтная ситуация играет роль живой воды: она заставляет текст дышать, а читателя – слушать своё учащённое сердцебиение.

 

 

Любой конфликт не стоит на месте: он зарождается (из-за непонимания, лжи или чего-то ещё), развивается (сопровождаемый сомнениями, беспокойством, волнениями, сильными эмоциональными переживаниями), достигает наивысшей точки (когда все противоречия обнажаются, а чувства раскалены до предела), а потом идёт на спад (кто-то оказывается прав, а кто-то, как всегда, в стороне). Это позволяет автору выстроить динамичный сюжет с постоянными горками и поворотами, что, в свою очередь, увлекает читателя и создаёт отличный мотив для дальнейшего чтения. И чем острее и болезненнее будет конфликт, тем больше потрясений испытает читатель, а значит, останется вам благодарен. Всё-таки эмоции – это жизнь!

 

 

 

Виды конфликта в литературном произведении

 

Для того, чтобы правильно выстроить конфликт, следует знать, каким он бывает:

 

  1. Внутренний конфликт

    Если говорить более простым языком, то это борьба человека с самим собой. Мы всю жизнь что-то в себе подавляем, от чего-то бежим и чего-то боимся. Нам приходится выбирать между чувством и долгом, между местью и благородством, между горькой правдой и ложью во благо. Данный конфликт ясно показан у Шекспира в трагедии «Гамлет». Этот вечный вопрос: «Быть или не быть»…

  2. Личностный конфликт

    Онегин и Татьяна, Петр Гринёв и Пугачёв, Лиса и Журавль… Одним словом, это столкновение двух персонажей, которые пытаются отстоять свою точку зрения, своё мировоззрение. Они могут влюбляться, ненавидеть друг друга, расставаться и снова встречаться, вынашивать преступные замыслы и глубоко страдать. Закончиться такой конфликт может дружбой, миром и согласием. А может и гибелью одного из героев, физической или душевной.

  3. Внеличностный конфликт

    Наиболее трудное и запутанное понятие. Здесь нет двух явно противоборствующих сторон, зато главный герой вечно натыкается на какие-то препятствия. Он молча страдает, преодолевает трудности и приходит к тому финалу, какой заготовил ему писатель.

 

 

Считается, что для создания увлекательного чтива, необходимо развивать конфликт всех трёх видов. Здесь должен быть герой с внутренними противоречиями, у него должен быть явный противник мысли и поступков, а также ему необходимы случайные прохожие, которые будут чинить неприятность и играть роль барьера в сложной и упорной работе над собой и своей жизнью.

 

 

 Тип конфликта в литературном произведении

 

Существует и такая категория, как «тип конфликта». Тут нет никакой однозначности, поэтому чаще всего выделяют лишь главные: любовный, философский, психологический, социально-бытовой, символический, военный и религиозный. Думаю, тут не следует особо распространяться, так как и так всё понятно. Единственное, что следует помнить, так это о возможности вписывать в произведение конфликты различных типов. Наравне с любовным конфликтом может отлично соседствовать социально-бытовой, религиозный и философский. Сильно увлекаться ими, безусловно, не стоит, но вот 2-3 конфликта, хорошо прописанных и обработанных, явно могут сослужить автору добрую службу: читателю явно будет интересно смотреть за вашими коллизиями, которые развиваются в различных направлениях. Пишите под девизом: «Долой скуку» и «Да здравствует фантазия и мастерство». Будьте уверены, что у вас всё получится, если вы того захотите! Чем объёмнее ваш труд, тем больше конфликтов необходимо включать, дабы ни на секунду не отпускать читателя от своего рассказа.

 

 

А для того, чтобы сформировать у себя определённые умения и набраться опыта, читайте и перечитывайте добрую классику. Пушкин, Достоевский, Гоголь, Сервантес, Шекспир… Нет того имени в литературе, которое бы не привнесло в вашу жизнь начинающего литератора что-то новое и полезное. Читайте, исследуйте, пробуйте, и тогда ваш читатель обязательно будет с вами. Успехов!

 

 

Новости

1. Победительница нашего “Международного конкурса одного стихотворения – 2014″ Людмила Клочко – упоминает о нас, читает своё конкурсное стихотворение: https://youtu.be/w5VPa41DxoA?t=559

Кстати, вот, её полное интервью на белорусском TV: