Литературный редактор
Здравствуйте, дорогие читатели Liter-RM! И снова, надеюсь, порадуем вас очередной статьёй рубрики “В помощь начинающему автору”. Мы уже много говорили о том, как следует развивать свой писательский дар, что из себя представляет тот или иной литературный жанр и о мн.др… Теперь надо бы обратить нам внимание на то, как важно аккуратно заявлять о своём творчестве (кстати, об участие в литературных конкурсах мы уже рассказывали – статья здесь) людям… Рано или поздно каждый автор сталкивается с коллизией писатели – редакторы. Какие же проблемы могут подстерегать нас, начинающих писателей, в формировании этих взаимоотношений?.. Слово нашему постоянному автору…
“Писатели редакторы”
Поисковый запрос “писатели редакторы” ежемесячно имеет около 2000 обращений только в поисковой системе “Яндекс”. Это свидетельствует о том, что рано или поздно писатели начинают призадумываться об отношениях с редакторами… Это происходит тогда, когда вы приходите к мысли о том, что ваше произведение должно увидеть свет. Начинается длительная и тесная работа с литературным редактором. Стоит заранее разузнать о редакторской деятельности, чтобы потом не изводиться от обид и не говорить, что посторонние люди лезут не в своё дело. Говорят, что быть писателем трудно, но редактором быть не легче. Редактор должен не только выполнять свою работу, но и уметь общаться с творческими людьми, которые не всегда охотно идут на контакт.
Во-первых, не стоит путать редактора с рецензентом, который просто указывает на достоинства и недостатки текста и даёт рекомендации, опубликовывать его или нет. На редакторских же плечах ответственность гораздо больше, ведь именно от этого человека будет зависеть, насколько качественные произведения дойдут до читателей. И здесь дело до личных симпатий никак не доходит: только профессиональный интерес.
Во-вторых, следует чётко представлять себе спектр редакторских задач, который поражает своей широтой. Редактор не только напрямую общается с автором, но и контролирует всех людей, которые задействованы в работе по изданию книги: это и оформительский сектор, и корректорская правка, и отдел вычитки. Если хоть одну деталь упустить, то книга уже не будет образцом совершенства. А ведь именно к этому стремится каждый редактор, так как он не просто выпускает очередной набор букв, а создаёт настоящее произведение искусства, которое должно быть приятно держать в руках, листать и читать.
Конечно, в особом контроле редактора нуждаются новички в писательском деле. Вот тут людям надо всё подробно рассказывать и показывать. Однако даже матёрым писателям требуется редакторская помощь. Именно редактор является главным критиком литературного произведения, именно он укажет на сырые места и проследит, чтобы они были доработаны. Никто не застрахован от ошибок, поэтому не надо думать, что известные писатели обходятся без тесного общения с редактором. Безусловно, знающий человек схватывает все замечания мгновенно и добросовестно исправит все недочёты, но ведь и он не всегда увидит их сам, не всегда поймёт, где оступился, а где надо немножко сбавить темп.
Каждый литературный редактор – это отменный филолог, который не позволит безграмотному человеку прикрывать своё невежество авторской прихотью. В том случае, если писатель отдаляется от литературной нормы и использует, например, просторечные выражения, редактор обязан найти этому стилистическое объяснение. Если же автор использовал слово, ничем не мотивируя это, то оно будет безжалостно отвергнуто. И это факт, спорить с которым абсолютно бессмысленно. Поэтому каждому писателю стоит заранее прочитать свой текст и посмотреть, насколько он соответствует современным языковым нормам. От откровенных ляпов лучше отказаться самому и найти им достойную замену. Таким образом, писатель несколько облегчит работу редактора и ускорит появление своей книги.
Одна из главных сторон редакторского дела – это тесное общение с автором. А это требует великого труда, ведь все писатели индивидуальны. Поэтому редактор сначала очень аккуратно выясняет, какой перед ним человек и мастер. Он никогда не будет мешать творческому процессу и вторгаться в него в тот момент, когда писатель, повинуясь интуиции, движется вперёд к намеченной цели. Действительно, очень важно избрать тот момент, когда редакторские замечания будут актуальны и приняты к сведению.
Всех авторов можно условно разделить на две категории.
- Авторы, оседлавшие Пегаса. Они радостно мчатся по полю фантазии и рассыпают слова на благодатную почву. Как правило, такие произведения пишутся очень быстро и являются образцом совершенства. Конечно, это великое везение. Так бывает не всегда и не во всём. Да и вряд ли объёмный труд можно написать на одном дыхании без дальнейшей правки. Как правило, мы имеем дело со второй категорией.
- Авторы-трудоголики. В тот момент, когда у писателя есть определённые идеи, он реализует их на бумаге в виде отдельных эпизодов или чернового варианта большого произведения. И потом с этим черновиком приходится трудиться не то, чтобы несколько дней, иногда процесс растягивается на недели, месяцы и даже годы.
Как уже можно было догадаться, сложнее редакторская деятельность даётся с авторами второй категории, чьи произведения нуждаются в тщательной доработке. Что может сделать сам автор на этапе правки и вычитки? Очень и очень многое. Например, чётче прописать эпизоды и выразительнее представить свой основной замысел. Следует заранее отметить для себя идеи, которые непременно нужно донести до читателя. Читатель не всегда понимает туманные намёки и не всегда способен разгадать замысловатый ребус. Потом писатель начинает возмущаться, что его не понимают или понимают превратно. Кто виноват? Ответ очевиден. Следует так выстраивать свой сюжет, чтобы после последней главы ни у кого не осталось никаких вопросов. Если они только не риторические.
Необходимо также уделить внимание художественным средствам, не допустить применение лишних приёмов. Важно, чтобы в новоявленном тексте не было лишних слов. Что есть произведение? Часть хаотичной жизни, вставленная в рамку и объединённая общей идеей. Писатель использует язык только по назначению, так как слово для него – это инструмент. Вы же не будете красить стены веником только потому, что это оригинально? Можно сравнить литературное произведение с комнатой, чей интерьер продуман до мелочей и где каждый предмет будет на своём месте. Если же в тексте много неуместных деталей или ненужных выражений, редактор обязательно обратит на это внимание и попросит устранить недостатки. И к этому надо быть готовым, чтобы потом не возмущаться, как это вас, такого одарённого, попросили сложить раскиданные повсюду вещи на полочки.
Редактор журнала – друг…
Надо воспринимать литературного редактора, как друга, помощника и своего первого читателя. Именно он помогает автору взглянуть на своё произведение не со стороны создателя, а извне. Так, как его потом увидят миллионы людей, взявшие в руки книгу. Действительно, проблема многих авторов – это нежелание выходить за рамки самого себя. Они мнят себя богами, и вместо того, чтобы усиленно работать, назначают себе седьмой день отдыха. Но ведь до окончания трудовой недели, ой, как рано! Впереди ещё так много работы, которая направлена на улучшение произведения, его облицовку и шлифование. Желанный отдых наступит только тогда, когда литературным текстом будет доволен и писатель, и редактор. Порой до этой обоюдной радости приходится идти долго-долго. Однако все усилия того стоят. Согласитесь, что если каждый писатель начнёт выводить в свет всё, что ему заблагорассудится, мы просто потонем в пучине сырых текстов. Разве вы никогда не замечали, что только что написанное произведение почти всегда кажется идеальным? Но проходит несколько месяцев, мы перечитываем его снова и, к сожалению, обнаруживаем то там, то здесь изъян, который стремимся устранить. И это вполне естественно. Работая же с редактором, мы ускоряем это отрезвление, правда, не всегда готовы к нему психологически. А как же иначе, ведь нас ещё окрыляет творческая эйфория, а нам тут говорят, что это и то надо доделать или переделать. Как тут не возмутиться и не начать отстаивать свои права? Конечно, никто не утверждает, что редактор всегда прав. Однако автору следует доверять ему и пытаться встречать его слова не критикой, а пониманием. Не обязательно со всем соглашаться, но иногда достаточно просто отбросить своё великое «Я» и посмотреть на текст несколько отстранённо. Видите, редактор журнала – не такой уж и злодей. Просто сейчас он видит то, что вы, возможно, заметите только через некоторое время.
Иногда редактор может стать и мудрым учителем, который научит юного творца видеть свои недостатки и позже самому их исправлять. Сотрудничество с редактором бывает очень разным. Кто-то издаёт уже десятую книгу под его началом, а кто-то только пришёл на личную встречу в ожидании чуда.
Как мы уже замечали, работа с новичками всегда более трудоёмкая. Человек, только зашедший в редакцию, ещё не совсем понимает, чего от него хотят, он теряется. Ему надо помочь. И задача редактора – это доходчиво объяснить все свои требования к изданию рукописи. Чем понятнее он будет, тем проще будет ему работать с этим автором в следующий раз. Как правило, люди не останавливаются на одном произведении. Уж если они заглянули в редакцию, то явно хотят продолжить свою литературную деятельность. Конечно, есть и исключения. Кому-то достаточно только одной книги. Между прочим, у Александра Сергеевича Грибоедова, кроме «Горе от ума» больше ничего не было, однако это не помешало ему прославиться и войти в историю русской литературы наравне с А.С. Пушкиным и М.Ю. Лермонтовым.
Кстати, следует учитывать, что редактор не только может попросить доработать, но и просто отвергнуть произведение. И здесь тоже нет ничего необычного. Просто к печати допускаются сильные произведения, имеющие определённую смысловую нагрузку и эстетическую ценность. Если вы приходите со своими набросками и даже не удосужились их перечитать, то уповать на чудо особо не надо. Конечно, если только вы не являетесь гением, способным за ночь создать шедевр, не требующий дополнительных усилий.
Для того, чтобы сотрудничество с редактором журнала или интернет-ресурса было благоприятным, писателю необходимо:
- Заранее выверить свой текст, проверить его на наличие ошибок и недочётов, проанализировать слабые стороны и устранить слабые.
- Научиться слушать и слышать все замечания, которые будут излагаться редактором.
- Адекватно реагировать на возможную критику (кстати, вот, друзья, статья о литературной критике – читайте здесь)и настроить себя на дальнейшую доработку текста.
- Понимать, что слабое произведение никогда не поступит в печать. Правда, это возможно только в том случае, если вы издаёте книгу на свои собственные средства. Вот только подумайте, нужно ли вам на всеобщее обозрение выставлять откровенно недостойный продукт? Или всё-таки надо немного поработать над собой и своим детищем?
- Отстаивать своё мнение только тогда, когда она объективно справедливо.
Авторы, никогда не забывайте ставить себя на место читателя или редактора. Подумайте, что важнее: ваши личные амбиции или всё-таки качественный уровень литературы в нашей стране? Пожалуй, амбиции можно удовлетворить и без помощи искусства. А вот если вы заинтересованы в том, чтобы поднять литературу на новую ступень, явить миру своё новаторское произведение, то не отчаивайтесь, даже после самой суровой редакторской критики. Не опускайте руки, работайте и работайте, пока ваш текст не засверкает каплей свежей росы на литературном поле. Всё в ваших силах!
Чтобы не пропустить обновления нашего блога и информацию о старте нового конкурса, подпишитесь!
До новых встреч на страницах нашего блога Liter-RM
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Спасибо, автору статьи.
-
Полезная статья. Хорошо бы бы развить её дальше. Сделать цикл. Кто за?
Автор, оседлавший пегаса, это мощно))