Литературная критика. Литературная рецензия
Продолжаем рубрику “В помощь начинающему автору”. Мы уже говорили практически обо всех литературных жанрах: о повести, о романе, о рассказе, об очерке, о эссе… Сегодня поговорим о критике. Так как стать литературным критиком, как написать критическую статью, рецензию?..
Легко ли быть критиком? Или как стать критиком
Литературная критика – важная составляющая литературы. Мы часто сталкиваемся с такой ситуацией, когда нам необходимо дать свою оценку тому или иному произведению искусства. В частности, речь идёт о литературе. Иной раз мы бываем весьма субъективны и считаем, что имеем право поливать некачественными отбросами чужие тексты. Кому от этого лучше? Ну выпустили пар, перевели дух, обидели человека…. Что дальше? А дальше – тупик! Встаёт вопрос, как стать критиком. Не просто научиться критиковать, а давать объективную профессиональную критику.
И вот для того, чтобы ваше мнение было влиятельно и авторитарно, следовало бы овладеть искусством конструктивной критики. Она и другому человеку поможет обратить внимание на свои недостатки (и достоинства), и вас самих научит не бросаться словами на ветер, а чётко излагать свои мысли, к которым хотелось бы прислушиваться.
Занимательно то, что само слово «критика» будет означать не что иное, как «искусство разбирать и судить». И зародилась она в тот момент, когда на суд читателей вышло самое первое произведение. В разные времена задачи критики менялись, статус её отличался нестабильностью, но постепенно термин «литературная критика» стал фактически фундаментом для художественной литературы и литературоведения. Он объединил в себе практику и теорию, позволил человеку расширить горизонты собственного видения той или иной действительности, созданной автором.
К жанрам литературной критики следует отнести собственно саму критическую статью, рецензию, критическую монографию и обзор. Остановимся подробней на первых двух.
Лтературно-критическая статья
Из огня да в полымя
Даже если вы считаете критикуемое произведение никуда не годным, не стоит сразу набрасываться на несчастного автора и строить из себя уязвлённого читателя-гурмана. Для того, чтобы критика была полезной, стоит самому держать лицо и сохранять спокойствие. Для начала следует поговорить немножко о писателе. Что это за человек? Какие его произведения уже известны? Если это начинающий автор, то следует об этом упомянуть. Одно дело оценивать тех, кто выпускает ежегодно по несколько книг, но совсем другое – разнести в пух и прах того человека, который только вступил на тернистый литературный путь. Проявляйте максимум уважения и понимания, будьте тактичны и вежливы. Никто не просит скрывать правду и выдавать желаемое за действительность, но помните, что каждый из нас с чего-то начинал. И наша задача – помочь сделать эти первые шаги горе—писателю и научить широкую публику здраво смотреть на литературные вещи.
Субъективное мнение
Критическая статья, конечно же, не должна быть лишена эмоций. Единственное, что они не должны расплёскиваться и наводить хаос. Однако эмоциональная окраска вашей статьи играет не последнюю роль. При этом не старайтесь писать шаблонно: «Это ужасно, отвратительное произведение, сухой текст, уродливые образы» и всё в таком духе. Следует, как можно подробнее описать все свои мысли и чувства, которые вызвало у вас это произведение. Остановите внимание на деталях. Так будет видно, что вы вникли в суть написанного, попытались разобраться в нём, исследовать проделанную работу. Когда я впервые отнесла свои рассказы учителю литературы в колледже, то очень волновалась. До этого меня все хвалили, говорили, какая я умница и прочее, прочее, прочее. Несомненно, мне это было очень приятно, но в глубине души всегда жило сомнение, так ли это. Разве могла я быть безупречна, делая только самые первые шаги? И вот учитель оставил меня после пар, положил мою большую красную папку на стол и посмотрел на меня. Пожалуй, в этот момент я была готова услышать самые страшные слова в моей жизни. Но он этого не сказал. Он не назвал меня никудышной, не сказал, что я зря трачу время. Просто указал мне на то, что все мои герои слишком однобоки, что все они похожи на меня. А потом сказал об одном произведении, выделив единственную деталь: «Вот этот зонтик. Это действительно стоящая вещь. Но он кажется единственным трёхмерным персонажем в произведении. Как пластилиновая деталь, налепленная на картину. Понимаешь»?
Стоит ли говорить, что вышла я достаточно успокоенная. Я знала, над чем мне надо работать и к чему стремиться. Если бы мне тогда сказали, что всё отвратительно, я бы вряд ли продолжала писать дальше. А если бы и писала, то в той манере, в которой двигалась. А это значит, что я никогда не достигла бы ничего путного. Впрочем, и мой путь только начинается.
Позитивное мнение
Обязательно выделите то, что вам понравилось. Пусть это будет несколько неординарных метафор или неожиданная мысль. Пусть это будет яркость стиля или экстравагантность повествования. Всё, что угодно. Но не думайте, что если статья критическая, значит, надо только ругать. Напротив, если есть что-то достойное, зацепитесь за это. А всё, что не так, скажите на фоне этого. Создайте благоприятную атмосферу для того, чтобы вас услышали.
Знаете, когда речь идёт об агрессивных критиках, я сразу вспоминаю несчастного Мастера, который сжёг свой роман. Сжёг свой чудесный роман просто потому, что кто-то посчитал себя выше остальных. Возможно, именно ваше мнение, ваша точка зрения сыграет свою судьбоносную роль. Представляете, какая это ответственность? Поэтому если не чувствуете в себе сил и желание выделять хорошее, подберите себе другой объект для проверки своего острословия.
Непосредственно о критике
Когда вы рассказали об авторе, акцентировали внимание на сильных моментах повествования, можете начинает критиковать. Да-да-да, расскажите о том, что явно не удалось, подумайте, чего не хватило писателю. Откройте его замысел, в очередной раз проведя параллель со своими ощущениями. Выражайтесь точно и ясно, но при этом так, чтобы обида автора не закрывала его от вас. Попытайтесь показать своё расположение, проявите всю свою находчивость. Станьте другом и единомышленником, а не высокомерным писакой, который сам не написал ни слова, но при этом готов громить всех и каждого. Протяните руку помощи тому, кто, возможно, в ней нуждается. Я убеждена, что если бы у нас было больше конструктивной критики, нам не пришлось бы читать столько слабых произведений, чьи авторы либо не знают о своих недостатках, либо пишут назло всем ранее им встречавшимся критикам. Теперь мы выяснили, как пишется литературно-критическая статья.
Литературная рецензия
Рецензия – один из основных и самых знакомых нам жанров литературной критики. Начнём с того, что это слово нам часто встречалось во время учёбы. Помните, как рецензировали ваши первые дипломные проекты? Я помню. Ничего лишнего, всё строго по делу. При этом несколько важных замечаний, которые помогают избежать ошибок в дальнейшем.
С рецензией на художественный текст всё получается тоже примерно так. Литературная рецензия весьма сжата, стройна и гармонична. При этом отличается особой ёмкостью и содержательностью.
Выделим основные принципы написания рецензии:
- Полярность вашего изложения. Как и критическая статья, рецензия нуждается в том, чтобы вы показали не только недостатки произведения, но и его явные (или скрытые) сильные стороны. Поверьте, они есть в каждом объекте. Всё зависит лишь оттого, готовы ли вы их увидеть.
- Объективность. Здесь уже обилие эмоций ни к чему. Вы вправе высказать своё мнение, но оно должно подкрепляться здравыми аргументами, выстроенными в логической последовательности.
- Фактичность. Всё должно основываться на реальных фактах. Никаких голословных обвинений и мыслей, пусть вы в них и трижды уверены. Подкрепляйте свои размышления научными изысканиями, опирайтесь на знания литературоведения. Проявите себя знающим человеком, а не торговцем сомнительной лавки.
- Широта. Рассматривайте произведение с разных точек зрения. Разглядывайте разные стороны написанного. Не зацикливайтесь на том, что видно и так. Попробуйте заглянуть глубже в замысел автора, поставьте себя на его место. Почему он так написал? Что он хотел выразить, но не смог?
- Рефлексия. Адекватно оценивайте свои возможности и способности. Имеете ли вы право на резкое осуждение или навязчивые рекомендации? Задача рецензента: раскрыть сильные и слабые стороны работы. Избегайте прямолинейности и однозначности. Всегда оставляйте место для свободных размышлений на ту или иную тему. Редко, когда есть только чёрные и белые тона. Вся наша жизнь – это спектр всевозможных оттенков. Будьте благоразумны.
Чего не стоит делать, когда садитесь писать рецензию?
- Проявлять излишнюю оригинальность. Всё-таки литературная критика – серьёзная область, которая требует не менее серьёзного подхода. Слепить пару фраз в комок и бросить в автора, может каждый. Но достоин ли он высокого звания критика?
- Быть развязным. Соблюдайте уважение к тому, чьё произведение анализируете. Уважайте и проделанный труд, даже если вас он только раздражает. Автор – это не ваш ближайший друг или родственник. Обращаться к нему стоит официально, даже если он младше вас по возрасту и не имеет того успеха, которого достигли вы.
- Не занимайте подробным пересказом. Кстати, это типичная ошибка школьников и студентов. Подвержены ей и взрослые люди. Ваша задача – раскрыть содержание, а не изложить его по-своему.
- Однозначность позиции. Как уже было сказано не стоит быть категоричным в целом, но свою позицию обозначить следует. Вы действительно имеете право на своё мнение, но при этом не выдавайте его за единственно правильное. Будьте деликатным критиком.
- Не путайте рецензию с отзывом. Рецензия требует подробного анализа. Вы должны обратить внимание на название произведения, исследовать его композицию и структурные компоненты. Остановитесь отдельно на героях, исследуйте авторский стиль. Соотнесите форму и содержание, рассмотрите определённые детали и не забудьте про общий взгляд на текст. Одним словом, играйте с масштабом и не пытайтесь отделаться ничего не значащими фразами.
- Всегда держите в голове, что критика – это искусство. А это значит, что ваш язык должен быть безупречным. Смешно и нелепо, если вы критикуете чужое произведение, не заботясь о том, чтобы в своей работе избежать грамматических и стилевых ошибок. Уж если вы берётесь судить, то для начала не ударьте в грязь лицом. Забудьте о дурном тоне и сквернословии. Никаких вульгарных выпадов. Почему-то мне критическая заметка напоминает фехтование. Красивые жесты, отточенные движения и постоянный диалог, от которого веет изяществом.
- Не занимайтесь пропагандой. Если вам что-то очень не понравилось, не стоит настаивать, чтобы все срочно отложили книги в сторону и перестали читать данного автора. Вполне вероятно, что пройдёт совсем немного времени, и вы будете в первых рядах людей, ожидающих очередного бестселлера того, кого ещё недавно ругали. Возможно, вы сами решитесь начать литературную карьеру и столкнётесь с первыми отзывами. Вы думаете, они все будут исключительно положительными? Вы говорите, что сможете пережить любое злословие? Как бы ни так! Все мы люди, все мы должны быть друзьями друг другу. Мне кажется, что если мы научимся сотрудничать, у нас у всех будет больше шансов на развитие и улучшение всех сфер жизни. В том числе и искусства. Вот, что из себя представляет литературная рецензия и чего не стоит делать при её написании.
Да, нелёгкое это дело… критиковать! Важно чётко осознавать свои задачи и понимать, что вы делаете и для чего. Просто поругаться можно и на каком-нибудь форуме себе подобных. Хотите дать добрый совет? Милости просим. Ведь все мы, начинающие литераторы, связаны одной нитью, одним дыханием Музы. Так будем же деликатны в литературной критике или в простой оценке чьих-то трудов. Успехов вам, друзья!
Онализ, обзор, рецензирование литературного творчества:
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Вы точно прокомментировали ту статью, о которой пишите?
-
Разумеется. Могу пояснить – все то, что требует автор от критика – даже по отношению к серьезному анализу стиха классика нереально. Я вот делал анализ стиха вознесенского “сага”. Но отнюдь не столь всеобъемлюще, как рекомендует тут автор.
А по отношению к начинающим все это выглядит издевательством над критиком. Человек высокой квалификации обязан за бесплатно в лепешку расшибаться и угождать неумехе ради стиха, который который чаще всего и бумаги потраченной на него не стоит. И тратить гораздо больше времени и сил чем автор на написание своего “шедевра”.
Критик вполне вправе указать только на наиболее грубые, по его мнению, ошибки (если посчитает нужным – объяснить). И вовсе не обязан искать подходы к обидчивым неумехам.
Автор путает отдел технического контроля и диагностики с психотерапевтическим кабинетом.
Забота об обидчивых – это детская педагогика, а не ремесло критика.-
Да, жёсткий Вы критик – сразу видно Но по отношению к начинающему автору надо быть, думаю, аккуратнее. Хотя, если талант есть, никто не в силе его сломать или удержать. А с другой стороны, талантливые люди весьма ранимы…
-
Как говорил Писарев – не бойтесь ударить – то, что прочно – не разобьется.
Наивысших спортивных достижений добивались подопечные жестких тренеров.
Ведь для того, чтобы достичь многого, нужно ясно себе представлять свой реальный уровень. И не делать себе скидок. Очень часто – просто необходимо вышибить из человека дурь – завышенные представления о себе.
Многажды сказано: 1% таланта и 99% труда.К сожалению тут путаница.
Одно дело – ремесленно ориентированные авторы, желающие учиться и потеть и готовые перешагнуть через мелкое самолюбие. Здесь критик должен быть безжалостным.
И никакие специальные подходы не нужны.
Другое – люди, пишущие стихи для кухонного употребления и рассчитывающие на поглаживания, а не совершенствование. Но таким, если по серьезному, никакие критики не нужны. И тратить силы и время квалифицированных людей на пляски с бубном вокруг таких авторов – бессмысленно.И наконец – квалифицированных аналитиков и так кот наплакал. А искать среди них ангелов во плоти – бесперспективно.
-
-
-
-
-
Спасибо, Тимофей, за чёткую позицию. Во многом, если не во всём, согласен с Вами!
Робко предлагаю – сотрудничать с нашим блогом -
В принципе не против, но не совсем понимаю, чем могу быть полезен.
(и об этом, наверное, – лучше по мылу) -
Ну стукните вы человека по голове, бросите правду в глаза, а где гарантия того, что вы не ошиблись? А человек может быть очень робким, забросит он своё литературное дело, и не загорится новая звезда. Вот хвалят многих писателей сейчас современных: реклама, ажиотаж….Читаю – дело тёмное. А иной раз берёшь единичную книгу какого-нибудь самоучки и зачитываешься, оторваться не можешь. А редакции не берут, ибо они всё массовый запрос удовлетворить пытаются.
Кто такой критик? Человек, обычный человек, который пытается оценить чужое произведение. Если мы почитаем критику на “Горе от ума” Грибоедова, то увидим совершенно противоположные мнения. И кто прав из них?
А указать только на грубые ошибки и миновать детали – это не профессионализм, а формальная деятельность. Нет времени, так лучше не браться. А если мне ученики приносят свои творения, так я буду вчитываться, вдумываться. От меня ведь ждут не только “нравится-не нравится, работай над стилем и пропиши образы”. От меня ждут реальной помощи. И если я хочу помочь искусству, то потребуется затратить много времени и сил. Лучше помочь одному самосовершенствоваться,нежели отвергнуть сотни новичков и говорить, что все они бездари.
Мне кажется, что у нас вся проблема в том, что мы перестали учить.-
Весомый контраргумент.
-
“у нас вся проблема в том, что мы перестали учить.”
-никак не могу согласиться!
Проблема в том – что перестали учиться.
Перестали уважать знания.
Знающих людей пренебрежительно именуем “ботаниками”. Высмеиваемыми в масс-медиа.
Перестали уважать учителей.
Ученики подходят к учебе с убеждением, что не им это надо, а преподавателю.
Да и как уважать, если ставка доцента в моем регионе – половина от средней зарплаты?Я полагаю, один из факторов быстрого прогресса в Японии, Китае, Корее – традиционное уважение к учености, к учителям.
Традиционно, чтобы попасть в обучение к гуру – кандидат в ученики готов пройти порой весьма нелегкие и “унизительные” испытания. И в процесе обучения – терпеть “странности” и “грубости” со стороны сенсея.
И уж в голову не придет ученику самому выставлять какие-то требования – как его надо учить.Такое впечатление, что Вы путаете физкультуру и спорт.
Искусство, если подходить с серьезной целью, как и любое серьезное занятие – не богадельня для убогих.
Физкультурнику никакие аналитики не нужны.
А в спорте – нечего делать безвольным, болезненно самолюбивым и убогим, не умеющим “держать удар”.В престижные вузы – конкурсы в десятки человек на место. И потом – безжалостно отчисляют не желающих или не умеющих учиться. На кастингах – отбирают единицы из сотен.
И это – нормально. Так и должно быть.
Любое серьезное дело никогда не было приютом для мимоз. Автор, ступивший на серьезный путь НЕИЗБЕЖНО встретится с непониманием противодействием, провокациями, подсиживанием, предвзятостью, грубостью итп.п.с. а насчет нра/ненра – это не ко мне. Разумеется, претензии должны быть содержательными.
-
-
Только что вернулся с семинара, проводившегося у нас, в Саранске, и прочитал этот комментарий. Такая же полемика произошла сегодня и у нас. Как критиковать – казнить или миловать, журить или приглаживать…
Всё-таки, если автор назвал себя груздем, должен лезть в кузов. Если автор представленных произведений претендует назвать свои творения литературой, то должен быть готов к серьёзной критике. Но и серьёзный критик возьмётся критиковать лишь то, что достойно настоящей критики.
Автор должен быть готов не только к хлопкам в ладоши, но и к тому, что в него могут полететь помидоры.
Но, повторюсь, это при условии, что автор претендует на причастность своих произведений к литературе. -
если автор считает себя ПИСАТЕЛЕМ, то жалеть, я думаю, его не нужно
-
Я считаю, что критик должен понимать, что его слова могут остановить неисправимого графомана или убить начинающего писателя. Быть критиком сложно, нужно самому очень много прочесть. Это работа, за которую тебя некоторые ненавидят.
-
мне сказали, что критик – это демон во плоти
Почему бы и нет?-
Несомненно!
Обо мне вот говорили, что я фашист хуже Гитлера!
-
-
Дело в восприятии критики, а значит в самом человеке.
-
Дело в банальном – любому человеку похвала приятнее чем критика.
Всегда приятнее получать пятерки а не двойки.
Но только дурачки и инфантильные деточки (или те. кому обучение просто нафинг не нужно) будут подыскивать себе учителя по щедрости на пятерки. а не по компетентности и требовательности.-
Да, это схожесть всех людей. А жаль…
-
Самое забавное, что сколько не объясняй убежденному, что у него ошибка, ничего не выйдет, только виноват останешься. Еще скажут, что цепляешься.
-
-
-
-
Я собралась поучаствовать в конкурсе, нужно написать рецензию на литературное произведение. Прочитала эту статью, все точки зрения принимаю. У меня был опыт, как начинающим поэтам подсказать. На одну девушку я потратила пол года, почти каждый вечер по 1,5 часа. Пришлось и самой порыться в интернете, что-то поизучать. Конечно, когда мои ожидания не были удовлетворены, я испытала разочарование от зря потраченного времени и сил. Но зато в дальнейшем я увидела прогресс в её творчестве. Слово, сказанное мною для неё не оказалось тщётным. Уча других мы учимся сами. Если он бездарь, то твой талант будет в том, чтобы человек ПОНЯЛ, что писать стихи – не его дело, а чтобы он поискал себя в другом. Спасибо всем, я взяла много полезного для себя.
-
Вам не кажется, что зря Вы ищете оправдания бесполезно потраченным усилиям. Вы уверены, что это именно Ваши пляски с бубном вокруг автора помогли ему расти? Или просто некий прогресс в силу нарастания опыта писания?
Вокруг меня вот никто не плясал и ничему не обучал, неконкретных уничтожающих отзывов хватало. И ничего, прогрессировал.
Ну а из конкретных претензий всегда старался что-то извлечь.
Вам не кажется, что было бы куда полезнее потратить Ваши силы и время на занятия с тем, кто ХОЧЕТ учиться?
Мне вот доводилось проводить мастер-классы по доработке и доводке стихов. Так одни люди переделывали свой стих по 20 раз, а кое-кто взбрыкивал или просто ничего не делал. И на кой черт мне было бы заботиться о таких, уговаривать и искать подходы?
Повторюсь, на мой взгляд, тащить за уши визжащих и упирающихся “талантов” – бессмысленное и вредное занятие. Только укрепляющее убеждения, что учение нужно учителю, а не ученику.-
Согласна я Вашей точкой зрения. Среди из тех немногих, кто близко в моём окружении, единицы, кто СПОСОБЕН и ЖЕЛАЕТ слушать и исправляться. Но вот так, чтобы подхваливать бездарных, просто потому, что мы в одной упряжке, против моей совести. А попробуй не похвали? Что будет? Вот и пытаешься их как-то вытягивать, дотягивать. Но вот как тут быть? А ведь в одной упряжке…
-
-
К сожалению, статья относится к области ненаучной фантастики. Создается впечатление, что автор плохо представляет что он пишет, о чем и для кого. Вместо реальности автор витает где-то в высших сферах.
Рекомендации автора частично может и имеют смысл – но в серьезной литературоведческой работе, со стихами классиков. А если иметь в виду работу со стихами не очень опытных авторов – статья скорее вредная.
К сожалению, развернутые комментарии объем отзыва не позволяет.
Ответная статья, навеянная этой, размещена на
http://stihi.ru/2014/05/14/1298