избегать литературных штампов

Избегать литературных штампов и выработать способность к авторской оригинальности, гармонично вписывающейся в контекст литературного произведения — это, пожалуй, одна из главных примет талантливого начинающего писателя.

О литературных штампах

Мы неоднократно говорили, что в художественном произведении должно быть всё прекрасно и гармонично, что этого необходимо добиваться в том числе и посредствам индивидуального авторского стиля (обязательно просмотрите вот эту статью, перейдя вот по этой ссылке). Но, как правило, отвлекаясь на грандиозные вещи, мы пропускаем такие обороты, как «она побледнела и задрожала, как осиновый лист» или «её голубые глаза цвета неба», или «мороз крепчал, а зима уже обходила свои владения». Что же это за крайне знакомые словосочетания? Не узнали? А ведь именно их именуют литературными штампами и всячески избегают серьёзные писатели.

Возможно, всё дело в оригинальности. Всё уже давно написано-переписано, поэтому от очередного автора ждут чего-то свежего и бодрого. Когда же жюри конкурса или издатели знакомятся с рукописью, они не будут читать её до конца, если уже на первой странице встретят привычные образы и слова.

Все мы учились понемногу, но кто-то так и остался на уровне подражания, а кто-то смог переработать полученные знания и вывести новый тон, новое сочетание классических цветов. Может быть, первое искусное сочетание слов и входит в десятку лучших, но когда каждый стремится использовать его в своём тексте, то всё прекрасное легко переходит еле заметную грань и становится безобразным.

Безобразны произведения, состоящие из воды. Иногда, читая очередной «шедевр» так и хочется убрать несколько пустых абзацев или даже глав. Переливание из пустого в порожнее в литературе — дело явно губительное. Читатель теряет не только нить рассказа, но и всяческий интерес к дальнейшему повествованию. Он меланхолично зевает и начинает заниматься более привлекательными делами, нежели чтением непонятных и запутанных строк. Бывает порой ощущение, что у литератора есть необходимый объём, который он должен наполнить. При этом качество содержимого в счёт не идёт. Такая погоня за размером не красит автора и не добавляет ему профессионализма.

Безобразны те стихи, которые держатся на банальных словах и рифмах. «Вовочка-футболочка» подойдёт только к незатейливой танцевальной песенке, которая нужна для создания фона общего веселья. Когда же мы говорим о качественной и глубокой литературе, то должны понимать, что любой изъян будет виден, словно чёрное пятно на белом полотне. Стихотворение само по себе достаточно мало по объёму, поэтому в нём должно быть только самое важное и ценное. Если можно что-то убрать, то следует это сделать. Если можно что-то заменить, то не стоит даже сомневаться. Каждое слово должно быть истинным сокровищем, исполненным смысла и глубины.

Наконец, безобразны те работы, которые не прошли тщательную проверку автором, которые остались по какой-то причине неотшлифованными, пыльными и ненужными. Их авторы могут неоднократно заявлять о своей гениальности, о своих талантах, но их тексты так и останутся в кладовке человеческого интереса, куда складывается различный хлам со слабой надеждой когда-нибудь всё это разобрать.

Литературный штамп – это не просто банальное слово или словосочетание. Это может быть целый сюжет или какая-то определённая мысль, которая известна всем и каждому. К этому нелицеприятному явлению литературы относят и неправильно подобранные рифмы. Например, считается недопустимым рифмовать слова одной части речи с одинаковым составом слогов. Не приветствуются и такие рифмы, как «розы-морозы», «любовь-кровь» и «бесконечность-вечность». Рифма – это очень хрупкое сочетание, на котором, собственно, и держится всё стихотворение. Именно те слова, на которых делается акцент, должны подвергаться тщательному анализу и самой суровой критике. Банальные рифмы хороши для детских стишков, которые созданы для запоминания. Когда же речь заходит о взрослой лирике, то в силу вступают иные права и обязанности. Другие цели и задачи.

Мы не будем говорить, о том, кому в литературе сложнее: поэтам или писателям. Скажу лишь то, что в большой повести несколько неудачных оборотов (если они, конечно, не в самом начале) можно и пропустить, увлекшись занимательным повтором сюжета. В стихотворении же таких поблажек не существует. Стоит читателю однажды натолкнуться на убогую рифму или каверзный оборот, как стихотворение справедливо считается испорченным, неудачным. Впечатление сразу смазывается, несмотря на то, что само по себе творение очень даже хорошо собой.

Недавно я читала письма возмущённого человека, который превозносил свои литературные таланты и жаловался на то, что его не пропускают в массы. Ошибка была исправлена, а его стихи стали доступны публике. Надо признаться, что мне хватило первых строк, чтобы понять для себя: дальше я читать не хочу и не буду. Не хочется никого осуждать, не хочется обсуждать чужие ошибки, но, согласитесь, глупо хвалиться собой, когда ты объективно не написал ничего значительного? Когда в стихах нет ритма, но есть корявые рифмы – разве это стоит того, чтобы звать читателей, привлекать к себе их внимание? Пожалейте же своих слушателей, своих зрителей, начинающие прикусыватели пера. Конечно, даже начинающим авторам хочется получить критику, знать мнение окружающих. Но зачем же строить из себя великих мастеров, когда за душой нет даже одного достойного стихотворения?

Всё сходится к тому, что надо долго и упорно трудиться, и только потом выносить свои труды на общий суд. А до этого следовало бы проверить их на степень новизны. Если поискать в Интернете информацию о литературных штампах, то можно легко обнаружить, что многие люди озабочены тем, как от них избавиться, как вдохнуть в своё произведение свежую силу. И никто не даёт им дельного совета. Много статей посвящено тому, что же такое литературные штампы. Это мы уже осудили. Но вот как отличить банальщину от меткого крылатого выражения? Как переработать свой текст, чтобы он засверкал и залучился?

Приходится до всего додумываться самому. Почему-то люди делятся своим опытом неохотно, хотя сейчас существует множество различных литературных сайтов. Казалось бы, общайся с единомышленниками, учись анализировать чужие ошибки и предотвращать свои… Но нет. Проще оценить работу по принципу: нравится – не нравится, нежели порассуждать на заданную тему о том, как что-то сделать лучше. А может быть, когда мы начнём работать совместно, мы поднимем литературное творчество на новый уровень и сможем достигнуть небывалых высот. Были же раньше литературные салоны, существовал Цех поэтов. Сейчас, безусловно, тоже можно найти всякие объединения, вот только опыт показывает, что цели у них уже немножко другие. Например, издать альманах. И при этом неважно, какой уровень у собранных творений. Важно, чтобы авторы все сбросились и смогли оплатить услуги печати. Или, например, учат тому, как выгодно продать своё произведение. Бесспорно, это важно и нужно. Но почему никто не предупреждает, что перед этим надо создать действительно качественную вещь, а не просто зацепить читателя на какой-то один приёмчик?

Побороть литературные штампы – это значит очистить себя и своё творчество от примитивности. Это значит, поверить в себя и в свою уникальность, попытаться пойти новым путём, где пока ещё нет проторенных дорожек. Куда проще включить в книгу эльфов и заколдованных принцесс, нежели создавать новых героев. А ведь и эльфы, и вампиры, и гоблины тоже когда-то были новыми. Они тоже пришли к нам из недр человеческой фантазии. Зачем же нам мусолить то, что есть? Когда создаёшь нового героя или поворачиваешь сюжет под непривычным градусом, никогда не имеешь гарантии, что всё получится. Но уж если получится, то это будет успех на года (или даже века). Я уверена в том, что многие современные книги в жанре фэнтези уже через год будут вытеснены такими же, которые в свою очередь также забудутся. Однако можете ли вы себе представить, чтобы ушли в небытие такие шедевры, как «Хроники Нарнии» с могущественным Асланом или «Властелин колец»? Пожалуй, даже Гарри Поттер будет существовать ровно так же, как существует до сих пор Чебурашка, Карлсон и другие любимые нам герои.

Стремиться к новому – вот залог личного (если не общественного) успеха. Пусть пока ваши изыскания не оценены по достоинству, но вы внутри себя знаете, что вы попытались. Пусть какой-то образ оказался не до конца прорисованным, у вас будет возможность это исправить. Но если ваш текст держится на известных героях и сюжетных линиях, то даже если вы сейчас успешны, вам нечего будет оставить потомкам. Да и личные достижения в данном случае равны нулю. Разве сложно скомпоновать всё то, что уже существовало до вас? Гораздо сложнее выдумать целый мир или изобрести новую дорожку средь опасных зыбучих песков искусства.

Эксперименты хороши тем, что всегда ведут к результатам. Да, часто бывают и ошибки. Но это лишь очередные ступеньки к приобретению собственного опыта. Ломоносов, Жуковский, Пушкин, Гоголь… Все они остались в истории только потому, что сделали нечто новое и улучшили старое. Любые изменения, которые происходят под вашим руководством, — это и есть развитие искусства. Сидеть же на одном месте и жонглировать литературными штампами – это удел новичков или самоуверенных писак.

Люди же понимающие никогда не остановятся на одном месте. Они будут ежечасно избавляться от сорняков, приводя сад своего творчества к должному виду. И в этот сад, уж будьте уверены, будет действительно приятно войти. А если вы вдруг обнаружите лишнюю травинку или увядший цветок, то настоящий писатель всегда засмущается, извинится и избавится от изъяна при первой же возможности.

А теперь представьте себе другой сад. Вас заманивают туда сладкими речами и криками: «Я лучше всех». Иногда даже просят оплатить входной билет. А когда вы, разочарованно озираясь по сторонам, пытаетесь протестовать, вас гонят с позором и кричат вслед, что это вы не способны оценить истинное искусство. А сад здесь абсолютно не виноват. Почувствовали разницу?

Как избавиться от литературных штампов – дело каждого. Но выход всё равно один – причёсывать и отделывать свой текст, выверяя каждое слово в нём. Проверяйте мысли и героев, сюжеты и пейзажи, предложения и словосочетания. Не бойтесь дополнительных трудов. Не ищите лёгких путей. Искусство вечно только потому, что не боится трудностей и новых дорог. Оно всегда открыто жаждущей душе, но злится, когда его используют исключительной в личных целях. Будьте же благоразумны и думайте не только о себе.

 

Наши новости:

1. Увидел свет 11 номер Всероссийской литературной газеты «ЛиТТера» (читать).