Писатель-фантаст Александр Бажанов

 

Литературный проект LITER-RM.RU рад приветствовать вас, уважаемые читатели блога. На связи с вами Алексей Музалёв. В прошлой статье я рассказывал о постепенном формировании “Школы писательского мастерства“. В рамках этого мы уже запустили проект “Разбор, анализ, рецензирование литературного творчества” (подробнее >>). Сегодня же предлагаю вашему вниманию интервью с одним из тренеров нашей команды, писателем Александром Бажановым (Санди Саба).

 

 

Итак, слово интервьюеру и  интервьюируемому…

 

 

С чего началось увлечение фэнтези?

Для начала надо определится, что такое фэнтези? Потому что как такового «чистого» фэнтези очень мало. В классическом понимании – это мир существ кельтской или какой-либо иной мифологии. Но все же мы живем в России, у нас есть своя мифология. Например, никто не помнит, что родоначальником русского фэнтези был даже не Гоголь, а Александр Вельтман (на сто лет раньше Толкиена). Поэтому отвечу – увлечение фэнтези началось со сказок бабушки, потому что фэнтези – по большому счету – это те же сказки, только для взрослых, «утяжеленные» более разветвленным сюжетом. Потому как миф, сказка, легенда – жанры очень близкие, граничащие друг с другом. «Вий» Гоголя так и называется «фантазия». А замечательные сказки Гауфа? «Понедельник начинается в субботу» Стругацких тоже по сути нечто среднее между сказкой и фантастикой. И само собой разумеется, когда читаешь и любишь такой жанр, то и самому хочется написать что-нибудь эдакое.

 

Александр Бажанов

 

 

Ваш первый фэнтези рассказ?

Сложно ответить из-за нечеткого определения «что такое фэнтези». Повесть «Ужасное привидение деревни Трофимовки» все же ближе к фантастике. А вот роман «Волшебная чаша гномов» – это, конечно, фэнтези.

 

 

Какие фэнтези книги произвели на вас впечатление? Каких писателей?

Если сделать скидку на пограничность жанра, то «Вий» Гоголя, «Семья вурдалаков» А.К.Толстого, «Понедельник начинается в субботу» Стругацких, сказки Гауфа (потому что все же по содержанию ближе к фэнтези), конечно же, Толкиен (сага «Властелин колец»), Клайв Льюис («Нарния», «Пока мы лиц не обрели», да и все, что есть у этого автора). Обязательно надо отметить скандинавских сказочников – Г.Х.Андерсен, Туве Янсон, Астрид Линдгрен, Сельма Лагерлеф. Из наших еще назвал бы малоизвестных Елену Хаецкую (сказки о подменышах, французский цикл – стилизация под средневековое фэнтези) и Далию Трускиновскую (ее «Шайтан-звезда» – стилизация в стиле арабских сказок «1001 ночи – самое лучшее из этого ряда, что читал). Всем советую сатирико-философские романы о Жихаре Михаила Успенского  В нашей республике очень хорошее фэнтези пишут Александр Зевайкин и Наталья Рузанкина, хотя, конечно, у них не совсем «чистое» фэнтези. У Рузанкиной обычно сюжет происходит в двух мирах – современном реалистическом и сказочном, а Зевайкин больше фантаст, чем фэнтезийщик.

 

Русскоязычные писатели Мордовии

 

Каких писателей фэнтези Вы читали?

В добавку к тем, что назвал: Сага о Ведьмаке Сапковского, «Земноморье» Урсулы Ле Гуин, прозу Катнера, Хайнлайна, Саймака. Интересная проза у супругов Дяченко. Меньше нравятся романы Марии Семеновой о «Волкодаве», в ее славянском фэнтези все же больше эпигонства (на того же Сапковского, только с «русским колоритом»), чем самобытности.  Пол Андерсон и Желязны – не всё, но больше нравится, чем не нравится. Муркок, Пратчет, Роулинг и Нортон у меня, что называется, не пошли. В одном из романов Пол Андерсон причислил к лику христианских святых… математика Лобачевского и отправил воевать в ад с Гитлером. Впрочем, это мое личное имхо.

 

Наталья Рузанкина, Елена Хаецкая, Александр Бажанов

(нажмите на изображение для его увеличения)

 

Какая фантастика, по вашему, сейчас пользуется популярностью?

Сейчас в тренде вампиры, «престолы» и магические подростковые школы. Именно то, к чему у меня душа не лежит. Почему-то никогда не любил все, написанное о Дракуле и вообще на эту тему. «Игра престолов» – в принципе, тема интересная, но ее очень сильно коммерциализировали и, что называется, «заели». Когда одну и ту же пластинку, даже с хорошей песенкой, играть в течение суток, то поневоле взвоешь. Популярное, к сожалению, не всегда не лучшее. То же самое скажу о «магических школах». У нас ведь как, Роулинг написала Сагу о Гарри Поттере, романы понравились, и тут же появляется масса фанфикеров и эпигонов, у которых нет ничего своего, только на свой лад переделывают эту тематику. Когда это пишет подросток, то это понятно, эпигонство – один из этапов писательского «взросления», через него проходят все, а вот когда это пускают на коммерческий поток, тогда это просто «делание бабок» на популярной теме. Поэтому, к сову, за это я недолюбливаю Ника Перумова. Создавай свой мир, а не паразитируй на чужом.

 

 

Что такое сакральная фантастика?

Сакральная – второе название фаворская – фантастика, это фантастика с христианскими мотивами, в которых мир ангелов противостоит миру демонов. По большому счету, сага Толкиена – классическая сакральная литература, потому как вся пронизана христианскими параллелями. Прочитайте тот же «Сильмариллион» и сравните с Библией, вы найдете очень много аналогий. Мелькор – сатана, эльфы – ангелы, орки – падшие ангелы и т.д. Хотя классикой сакральной фантастики я бы назвал все же Клайв Льюис с его «Хрониками Нарнии». В нашей литературе в этом жанре работает Юлия Вознесенская. Почитайте ее «Мои посмертные записки», «Путешествие с макаронами» – замечательные вещи. Вообще, жанр очень сложный, потому как очень важно уйти от «лобовой атаки»: вот это плохо, вот это хорошо. Написать христианское фэнтези без натужных нравоучений, и к тому же с интересным сюжетом очень сложно. У сакральщиков есть два направления: первое – сказочное, это те, которые считают сказочных персонажей аллегорическими фигурами, или по мнению Толкиена, « сказочным народцем». Второе направление – «бесовское», писатели этого направления считают сказочных персонажей падшими ангелами, которые несут людям только зло и с которыми нужно бороться. Мне более симпатично первое направление, оно более «доброе», что ли. Не буду говорить ничего плохого про «второе», но мне лично оно не очень близко.

 

(нажмите на изображение для его увеличения)

 

Как вы относитесь к современной фантастике: книгам, фильмам?

Хорошо отношусь. Литература и кинематограф – это как братья, которые друг друга взаимодополняют. В литературе, как и в кино, идет обычный «процесс». Это как погода: что-то уносится ветром навсегда, что-то остается в памяти, что-то «прилипает», что-то получается, что-то нет. Например, первые экранизации «Властелина колец» более удачны, чем последние. Замечательны экранизации «Хроник Нарнии». Запомнились также «Страна фей», «Уиллоу», «Храбрые перцем», «Эрагон», «Сердце дракона». Сагу о Гарри Поттере практически не смотрел, мне ни фильм, ни книги не легли на душу. Это не значит, что они плохие, нет, просто это не мое. «Игры престолов» не смотрю принципиально, это мыло. В последнее время разочарован анимэ. В первое время там выходили замечательные вещи: трилогия «Кот в сапогах», «Принцесса Мононоке», а потом пошел просто мутный поток бесконечных сериалов с одними и тем же типажом персонажей-клонов.

 

 

В Ваших рассказах сюжет абсолютно вымышленный или есть что-то реальное из жизни?

Фэнтези – это всего лишь аллегорическое отображение существующей действительности. Поэтому нельзя сказать, что сюжет абсолютно вымышлен, всегда есть определенные аналогии. Всегда есть герои, которые не берутся откуда с потолка, а которые списаны с жизни. Ну кто такие гопники-хулиганы – это типичные орки, оборотни – это люди-лицемеры, живущие двойными стандартами, их так и называют «двуличные», кто такие служащие банков и прочие коммерсанты – это же скопидомы-тролли. А поэтесса, гуляющая по осеннему городу среди опавшей листвы – это типичная эльфийка, невесть каким образом очутившаяся в нашем мире. Ведь орк, тролль, гном, эльф – это состояние души. Человек с черствой душой – орк орком, добрый человек – хоббит или эльф и так далее.

Более того, шифровать в своих сказках современную реальность очень интересно. Например, в повести «Невеста для водяного» я зашифровал свои автобиографические данные, а в сказке «Три розы» описал историю любви своих хороших знакомых. Бывает еще проще. Например, есть у меня рассказ «Новогодняя сказка», написан по реальным событиям, я добавил в него лишь один мистический элемент и получилась симпатичная сказка.

 

Басткон-2013 съезд писателей-фантастов

 

Что интересного можете рассказать о фантастике?

Читайте хорошую фантастику и она сама вам все расскажет, оставайтесь детьми в душе – вот это будет настоящая фантастика. Помните, Сюзанна у Клайва Льюиса «выросла» и больше никогда не сумела попасть в сказочный мир, более того, она стала человеком с прагматичной и расчетливой душой, превратилась в тролля. Поэтому не спешите взрослеть, это всегда успеется. Как сказал Христос: «Будьте как дети!»

 

 

Интервьюер Евгения Лячина, школа №2, г. Саранск