современная литература

Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM! Продолжая рубрику «В помощь начинающему автору», поговорим сегодня о современной литературе и её тенденциях. В одной из последних статей мы говорили о том, как оформить заявку для участия в литературном конкурсе ( смотрите эту статью здесь). Эта же статья поможет понять, соответствуют ли ваши произведения нынешнему дню, современны ли они. Итак, слово И. Смирновой, постоянному автору рубрики.

Мы живём в мире заблуждений и поверхностных суждений. Столкнулась с этим лично. Мне постоянно казалось, что люди совсем не читают книг, и пройдёт несколько десятилетий, — книги вовсе исчезнуть с лица земли. Однако если приглядеться, то можно увидеть, что книги крайне востребованы даже сейчас, в этот век высоких технологий. Я езжу в метро и ненароком смотрю на то, что читает народ. И самое удивительное, что это не просто дорожное лёгкое чтиво. Это серьёзная и глубокая литература, требующая осмысления. Среди встречающихся мне авторов было много классиков: Стендаль, Бальзак, Шекспир, Тургенев, Чехов… Многие из зарубежных авторов читаются в оригинале. Я вынуждена была признать, что ошибалась со своими голословными обвинениями человечеству.

Вторая моя ошибка касалась состояния и ценности современной литературы. Мне всё казалось, что классики закончились, а новые имена не предлагают ничего интересного и полезного. Я думала, что современная русская литература, зарубежная литература, искусство пришли в упадок, а всё чтиво рассчитано только на посредственного и ограниченного читателя, который интересуется примитивными материальными вещами. И здесь снова мои идеи потерпели колоссальное крушение. Современная литература не только существует и процветает, она же и отличается каким-новым очарованием, необычным вкусом. Просто мне попадались в своё время не те авторы и не те произведения, отчего и началось моё превратное восприятие современного творчества.

Постепенно я открыла для себя Бернара Вербера, Михаила Веллера, Джоджо Мойес, Пауло Коэльо.  Конечно, для каждого существуют свои любимые и неповторимые авторы, поэтому я не претендую на однозначность списка достойных писателей. Наша задача заключается в другом: попытаться понять, что из себя представляет современная литература, какие особенности нынче ей присущи.

 

Большой выбор прозаических произведений современных авторов представлен тут. Главное — не ошибиться в выборе :)

Портрет современной литературы:

  1. Нет ведущего стиля и жанра: художественная проза пересекается с научной, а лирика становится составляющим звеном романов. У Вербера можно вычитать много интересных фактов, которые логично вплетаются в канву общего повествования, развивающегося в жанре детектива. А вот фантасты частенько рассматривают острые социальные проблемы и вырисовывают тончайшие психологические портреты персонажей на фоне коварных чудовищ и замысловатых химер.
  2. Авторы всё чаще экспериментируют с формами и художественными приёмами. Так, например, у Джоджо Мойес я столкнулась с интересным решением: каждая глава ведётся от лица разных героев. Таким образом, одну ситуацию можно выгодно рассмотреть с разных точек зрения. Она же любит описывать действия, которые развиваются в разные времена, отделённые друг от друга чуть ли не столетием.
  3. Серийность книг. Я заметила, что современные писатели пишут схожие по оформлению произведения. И речь идёт не только об обложке. Мне всегда было интересно, как авторам удаётся писать десятки текстов почти одинакового объёма. Неужели это такая выработанная привычка или просто заказ издательства? Похожи иногда и концовки. Бывает, что прочитав несколько книг того или иного автора, вы уже знаете, чего ждать в следующий раз. Вы можете предугадать основные направления сюжета, предсказывает счастливую или трагическую концовку. Такое среди классических произведений я не наблюдала. Возьмём творчество того же А.С. Пушкина. Он писал как философские сказки, так и повести, и романы. При этом каждое его произведение отличалось от предыдущего ровно настолько, сколько отличий, например, имеет небо от дерева. Одним словом, сравнивать эти творческие плоды невозможно. Даже у А.Дюма, которого иногда обвиняют в штампованности, вы не найдёте схожих произведений. Современные же труды, как на подбор: развиваются по наезженному пути и заканчиваются на определённой странице. Что это: отсутствие фантазии (статья о развитии воображения здесь) или новая особенность? Вопрос открыт, хотя не все книги такие. Есть и принципиально различные. К таким можно отнести произведения Людмилы Улицкой и Дины Рубиной. У них я встречала как короткие рассказики, так и значительные произведения. Да и единой серии их книг видеть не приходилось.
    современная литература, современная русская литература
  4. Пропадает видимая и осязаемая граница между массовым и элитарным искусством. Кажется, что книга нового времени предназначена для всех и каждого. Она должна быть понятна, доступна и актуальна, независимо от того, кто возьмёт её в руки. Пожалуй, даже специфическая литература постепенно внедряется в массы. Научные тексты адаптируют и подают среднему читателю в легко усваиваемой форме. Теперь у каждого есть возможность знать всё обо всём. Наверное, поэтому теперь пациенты учат врачей, а дети учителей. Что ж… И такое бывает. Главное, чтоб всё это не переходило в крайности и не отнимало хлеб насущный у истинных профессионалов.
  5.  На первое место, к сожалению, выходит не качество текста, а его оригинальность. И это можно понять. Кажется, что всё уже написано и переписано  много тысяч раз. Можно ли изобрести что-то новое? Сюжет – вряд ли, а вот способ его подачи – дело рук автора, который и изощряется, как может. Теперь приходится постоянно выдумывать новое и неожиданное начало, ведь читатель уже не такой усидчивый, как раньше, и его надо цеплять с первых мгновений. Следует изобретать неожиданные и интригующие названия. Уже никого не удивишь такими заголовками, как «Олеся», «Капитанская дочка» или «Тихий Дон». Теперь людям нужны «Третье человечество», «Последнее письмо от твоего любимого», «Звёздная бабочка» и всё то, что пробуждает фантазию и удовлетворяет жажду впечатлений. Кстати, по теории Михаила Веллера, смысл жизни человека заключается в накоплении ощущений. Он считает, что люди всегда гоняются за сильными эмоциями и готовы, ради этого на всё. В своё время эта теория мне показалась весьма здравой. Современному читателю, как правило, нужен экшн (действие), а не пустые разглагольствования о главном. Поэтому наша новая литература отличается динамичностью. Как только читатель говорит слово «скучно», книга признаётся слабой. И наоборот, когда произведение читается на одном дыхании, то книгу передают из рук в руки и просят обязательно прочитать этот новоявленный шедевр.
  6. Меняется литературный язык. Безусловно, вы уже не встретите просторечных выражений, если только они не служат стилистическим приёмом. Однажды моя младшая сестра употребила в речи слово «уста». На что другая (ещё более младшая) сделала ей замечание, сказав, что та «не в XVIII веке, чтобы говорить неправильно». Вот так меняется мировоззрение и восприятие слов. Увы, но в новых текстах много иностранных вкраплений, от этого не уйти. Литература есть отражение времени, поэтому она не может игнорировать западное влияние на русскую культуру. Всё чаще авторы выбирают своим героям иностранные имена. Чего лукавить, сама этим грешу. А когда пытаюсь ответить себе, почему я так делаю, то главным ответчиком становится тишина. Конечно, не стоит совсем забывать своё национальное достояние, однако идти  в  ногу со временем – это залог успеха современного писателя.
  7. Ошибочно полагать, что современная литература напрочь лишена духовности. Конечно, мне всё чаще попадаются книги, в которых не затрагиваются понятия истинной любви, дружбы, чести и достоинства. Нет больше «Алых парусов» Грина, где на первый план выходит мечта. Сейчас, как уже говорилось ранее, воспевается деятельность. Люди работают на своё благо, они добывают потом и кровью себе счастье, преодолевают всевозможные препятствия. Почему-то многие светлые мечты покрываются пылью цинизма, а тонко очерченная душевность сминается под тяжестью прагматизма.

Многие эпизоды из русской или зарубежной современной литературы заставляют содрогнуться и ужаснуться. Я выросла на тех книгах, которые говорили о хрупкости женщины и силе мужчины. Поэтому мне было сложно воспринимать образ Лукреции, которую вывел Бернар Вербер в своих детективных историях. Эта дама не только разъезжает на мотоцикле с ветерком, но и может запросто дать отпор банде преступников. А её напарник просто будет смотреть тихонько в стороне на это кровавое месиво и говорить, что он против насилия. Бесспорно, такого сейчас в литературе много, однако есть и другие сцены, другие герои, другие сюжеты.

Например, можно открыть книги Мойес. Вот уж где прячется истинная любовь и привязанность! Больше всего мне нравится, что она позволяет своим героям и в глубокой старости любить, как много лет назад, ярко, живо, нежно… Наверное, не зря её произведения премировались и признавались лучшими. И это не просто любовный роман. Это именно книга, серьёзная, глубокая и цельная. Бульварные любовные романы, они другие. Они совсем не о любви. Все они держатся на общении героев, сведённом к минимуму, и на постельных сценах, доведённых до максимума.

Надо заметить, что современные книги, как современные люди. Кто-то готов ждать свою судьбу и надеяться, надеяться, надеяться… А кто-то бросается во все тяжкие, презирает общественные и личностные ценности и думает, что так надо. Ни для кого ни секрет, что нужно перечитать несколько десятков (а то и сотней) книг, чтобы тебе попались несколько достойных. И, возможно, это правильно, ведь всё познаётся в сравнении. Когда-то у меня не было ноутбука, а я очень любила несколько песен. Я крайне радовалась, когда слышала их по радио. Но однажды мне подарили диск этих самых любимых песен. И самое удивительное, что я не ощутила того трепета, который испытывала раньше. Доступное не притягивает так, как то, что даётся нам через препятствия.

Если бы мы читали только хорошие книги, мы бы перестали их ценить. Мы бы перестали восхищаться ими. Перестали бы гордиться собой. Просто чем больше и чаще мы читаем, тем больше и чаще нам везёт. И даже если вам до сих пор не попалось не одной качественной вещи, не расстраивайтесь. Она обязательно придёт. Просто надо уметь терпеливо искать её в хаосе современных новинок.

Нельзя говорить о том, что современная литература откровенно плоха или слаба. Никому же не приходило в голову  сравнивать футуристов и классиков (кстати, вот статья-интервью о современной поэзии)! А кому приходило, те естественно были категоричны: либо те, либо другие. Помните, что литература не терпит однозначности. Литература – это искусство, это поле мыслей и идей, которые предлагаются вашему вниманию и которые ждут вашего отклика. Надо научиться просеивать золотой песок для того, чтобы обладать истинным сокровищем, выявить наилучшие образцы современной литературы. И в этом деле лучше доверять не отзывам, а собственному опыту. Отзывы в Интернете – это не всегда надёжное решение проблемы под названием «Как выбрать хорошую книгу». В лучшем случае, можно довериться рекомендациям тех людей, которым вы доверяете. И читать, читать, читать…

Всего вам доброго! С уважением, Liter-RM.

 И читайте книги современных авторов: http://liter-rm.ru/s/lit-2.php  (ссылка на интернет-магазин электронных и бумажных изданий)