что означает графоман

 

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Продолжаем говорить про проблемы труда писателя, про тонкости литературного ремесла. Напомним, в прошлых статьях рубрики “В помощь начинающему автору” мы говорили о пополнении словарного запаса русского языка (см. здесь), рассказывали о природе писательского дара (см. тут) и о другом, что включает в себя труд писателя…

 

 

Знаете, многие авторы до такой степени писучие, до такого градуса раскалённые размышлениями о своей роли в литературе, что мы не могли обойти тему, о которой пойдёт речь в сегодняшней статье. Итак, слово нашему постоянному автору рубрики Ирине Смирновой…

 

 

Настоящий писатель или графоман?

 

 

Главным достоинством писателя
является знание того,
чего писать не нужно.
Гюстав Флобер

 

 

Когда я тесно коснулась литературного вопроса, передо мной возникло странное и непонятное слово. Графоман. Оно звучало так холодно, будто страшный и неизлечимый диагноз. Но при этом мне не терпелось проникнуть в его суть, разобраться, что же это такое и с чем его едят. Ходят слухи, что с развитием Интернета этих самых графоманов становится всё больше, так как у каждого человека появилась возможность писать для публики. А публика не всегда может отличить хороший текст от плохого.

 

Для того, чтобы постичь смысл графомании, необходимо обратиться к его этимологии. Она проста и понятна: если «графо» – это «писать», то насчёт мании думать особо не приходится. «Мания» – это болезненная страсть, психологический недуг. Получается, что графомания – это писательское безумие, жажда писать во что бы то ни стало. При этом о востребованности произведения и таланте пишущего речь не идёт абсолютно.

 

 

Графоман напоминает отчасти Нарцисса, который постоянно любуется самим собой и не замечает ничего вокруг. Каждое новое произведение он считает совершенным и не понимает, почему им не начинают мгновенно восторгаться. Он носится с листком по квартире, отправляет свой текст в виртуальное пространство, предлагает редакциям и даже не удосуживается ещё раз перечитать написанное, чтобы избавиться от стилистических и речевых ошибок. Графоманский текст, естественно, будет напоминать избалованного ребёнка, который ничего не может, но считает себя центром Земли. Вы можете тщетно искать в нём смысла или художественную изысканность, можете напрасно обвинять себя в невежестве или тугодумии. Вряд ли что-то изменится, потому что дырка от бублика никогда не станет самим бубликом, даже если мы этого очень захотим.

 grafoman

Итак, кто же такой графоман?

 

  1. Писатель, который пишет лишь для того, чтобы писать.  Он мало будет задумываться о том, нужны ли его произведения людям. Он совершенно не мыслит себя без творчества, поэтому никогда не перестанет писать. Даже если вы обрушитесь на него всем миром, требуя прекратить бумагомарательство, он найдёт способ реализовать свой творческий потенциал.
  2. Писатель, не признающий критики. Собственно, а что вы хотели? Произведение для пишущего человека – это его дитя. Просто настоящие писатели обращаются с ним строже, желая, чтоб из него выросло нечто достойное и сознательное. А графоманы подобны курицам-наседкам, которые только греют и пестуют своих птенчиков, не давая никому в обиду. Скажите графоману о том, что он не так подобрал слово или использовал не ту рифму, он станет либо крайне обиженным, либо начнёт доказывать, что вы глупец и не понимаете гениального замысла творца.
  3. Писатель, который выпячивает свои комплексы в литературе. Ни для кого не секрет, что с помощью произведения авторы реализуют себя. В этом нет ничего криминального и противоестественного. Но одно дело, когда писатель рассеивается по тексту рядом важных деталей и ценных намёков, и другое – когда все комплексы и акцентуации характера начинают играть первостепенную роль. Настоящий писатель даже из своих недостатков сделает большое художественное достоинство. Графоман же будет кричать с каждой страницы: «Да, я люблю есть землю, и мне всё равно, что вы об этом думаете. А ещё мне отчаянно не хватает денег, поэтому мой главный герой будет иметь семь особняков и десять внедорожников» и т.д. В литературе господствует наше бессознательное, но в силах каждого человека направить его в нужное русло. Говорить открыто о своей ограниченности – это не искренность. Помните, известную поговорку: «Простота хуже воровства»? Никогда не задумывались об этом?
  4. Писатель, забывающий о декорациях. К счастью или к сожалению, но графоманы бывают весьма талантливы. Они могут создать удивительное произведение, которое вы будете читать без остановок на обед. Однако всё равно чего-то отчаянно станет не хватать. Наверное, декораций. Графоманское творчество обычно однобоко в то время, как настоящее произведение трёхмерно. Безусловно, книга должна будоражить умы и не давать готовых ответов. Пусть читатель что-то додумывает сам, так как это бывает весьма полезным. Но в то же время произведение должно удовлетворять ряд попутных вопросов. Например, если вы берётесь за историческое произведение, то недостаточно просто написать: «Дело было много лет назад в Древнем Вавилоне». Если уж вы берётесь за такой труд, то штудируйте специальную литературу, чтобы ваш читатель полноценно бороздил с вами исторические моря. Иначе получится так: вы заманиваете человека спелой вишней, которая оказывается обычным рисунком на стекле. Мало того, что читатель разочаровывается в обмане, так он ещё и больно ударяется, желая вкусить запретный плод. Если же речь идёт о будущем, то следует и его прописать, как следует. Не надо останавливаться на малозначащих фактах, но хотя бы широкими мазками фон обрисовать следует. Для всеобщего блага, так сказать.
  5. Писатель, не желающий читать дополнительную литературу. Каждая книга современного французского писателя Бернара Вербера заканчивается благодарностью отдельным людям, которые помогали ему в работе. Что это значит? Человек – это не энциклопедия, он не может знать всё. Но если он пишет, например, о разновидностях рыбок, то должен знать, как они действительно называются и выглядят. Если человек пишет о Гитлере, то он всё-таки должен потрудиться почитать различные источники, разобраться в исторических коллизиях и прочих немаловажных моментах. Невозможно написать произведение, оторванное от жизни. Графоман полагается только на себя, а вот истинный писатель будет собирать информацию по крупицам: читать соответствующие книги, общаться со знающими людьми, посещать те или иные места. Конечно, написать лучше всего можно только о том, чего не знаешь. Но если вы хотите создать настоящее произведение, то вам придётся запастись многими волевыми качествами и приступить к длительному и изнурительному процессу.  Хороша та книга, где узнаёшь много всего интересного и полезного. И даже бывает так: книга выветрилась из головы, а какой-то любопытный факт ещё жив  в голове и до сих пор вызывает различные мысли. Бывало такое? Значит, автор постарался. А графоман стараться не любит, он и так уже на пьедестале почёта. Правда, только в своей голове.
  6. Писатель, не признающий развития и роста. Графоман не будет критиковать своё произведение и говорить, что можно было бы написать лучше. А вот Лев Николаевич переписывал «Войну и мир» неоднократно, если ему не нравилась даже какая-нибудь крохотная деталь. Настоящий литератор будет ощущать, как от произведения к произведению он становится сильнее и увереннее. Он будет объективно видеть, как вырабатывается его индивидуальный стиль, увеличивается смысловая нагрузка произведений, а герои становятся всё более живыми и близкими людям. Помню, как лет десять назад я превозносила свои первые сочинения, зачитывала их до дыр и удивлялась, как же я могла создать эдакий шедевр! Сейчас я снова ловлю себя на мысли, что каждое произведение кажется идеальным. Но вот наступает очередной творческий виток, и понимаешь, что всё то было блеклым и сухим. А вот сейчас… Да, с этой страстью определённо надо бороться. Баловать свои стихи – это значит обречь их на вырождение. Здоровый же критичный подход может сыграть весьма благотворную роль, обозначив пути самосовершенствования. Однако нам никто не мешает радоваться своим успехам и считать себя великими творцами. Главное, не опускать руки и постоянно перебирать руками канат фраз, желая достичь самого верха, не забывать, что именно труд писателя вырывает автора из лап графомании.
  7. Писатель, который полагается на авось. Ходят слухи, что настоящий писатель всегда знает, как начать и как закончить своё произведение. А вот графоман порой садится за стол, не представляя себе даже первой фразы. Может быть, дело касается только больших произведений. Тогда действительно невозможно идти вперёд, не зная, куда придёшь потом. Ведь что самое интересное и захватывающее в книге? И вы абсолютно правы, если назвали финал. Все нити распутываются в конце повествования, когда нервы уже на пределе, а вдохи спутались с выдохами. И когда человек начинает писать, он должен понимать, чего хочет добиться всем своим длительным путешествием в мире слов и образов. Книга – это маленькая жизнь, которую читатель переживает вне реального времени и пространства. Если же вы зовёте его путешествовать, когда сами не знаете маршрута, не будет ли потом ваш финальный аккорд несколько притянутым за уши? Читатели очень хорошо чувствуют подвох и отдают предпочтение уверенным экскурсоводам, нежели тем писакам, которые сами ещё теряются в трёх соснах. Всё – таки они доверяют вам самое дорогое – своё время. Не злоупотребляйте же этой властью, не забывайте оправдывать оказанное вам доверие.
  8. Писатель, который не любит ждать. Безумно пишущие нуждаются и в безумном скоростном признании. Им некогда перечитывать, некогда редактировать, некогда оценивать. Им надо скорее вынести своё творение на суд читателей. Пусть книга ещё не готова, так её выкладывают в Интернет отдельными главами, что потом не даёт возможности оценить силу всего произведения целиком. Наверное, такое рвение знакомо многим. Лично я знаю двух типов людей: одни пишут и прячут, другие пишут и публикуют. Но если первые никому не мешают, то вторые наводняют Мировую Сеть пустыми стихами и бессодержательной прозой, от которой потом очень хочется пить. Жалко ещё и жюри литературных конкурсов, которые вынуждены через огромное сито отсеивать что-то похожее на настоящий текст. Все стремятся стать признанными, но почти никто не думает, что надо постараться. Ничего не бывает просто так. Даже счастливому случаю нужен добротный материал, из которого можно будет слепить новое имя в литературе. Увы, но графоманы этого не осознают. Они настолько эгоистичны, что отнимают время и силы у всех, с кем имеют дело. Никто не запрещает им публиковаться, но… Добрые люди, сейчас действительно много различных сайтов, где ваше стихотворение может заиграть всеми цветами радуги. Сейчас огромное количество альманахов, где за символическую стоимость напечатают любое произведение. Издать книгу – это тоже не проблема. Но…

 писатель или графоман?

Но давайте будем здравомыслящими людьми, уважающими друг друга. Давайте доводить до ума свои сырые тексты. Давайте перестанем гнаться за звездой удачи и побудем истинными ценителями прекрасного. Надо быть терпимее, надо быть разумнее. Графоман или писатель? –Решать вам.  Вот три ключевых вопроса, которые помогут вам найти правильный ответ:

  1. Для кого я пишу?
  2. Признаю ли я критику?
  3. Приемлем ли мне труд писателя? Могу ли я трудиться во имя литературы и работать на собственный успех?

И, ответив на эти вопросы, станет ясно, кто вы – настоящий писатель или всё-таки графоман!

 

Успехов вам, друзья!

 

До новых встреч на страницах блога.

P.S. Проблемы труда писателя волнуют каждого, кто твёрдо встал на путь литературного творчества. Мы будем искать ответы на многие вопросы писательского ремесла. И обязательно будем знакомить вас, наших дорогих читателей, со своими  находками. Не пропустите, подпишитесь на получение анонсов о новых статьях (форма подписки размещена ниже).

P.P.S. И не забывайте, пожалуйста, прокомментировать: нам очень интересна ваша точка зрения на проблему, о которой шла речь в этой статье, да и вообще, задавайте тон, ритм развитию нашего литературного блога.
Кстати, никто не решил создавать блог ?.. Можно обсудить этот вопрос. И ещё, как вы смотрите на идею – провести конкурс чтецов?