Анализ рассказа Анны Айсгуровой от Александра Зевайкина
Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU. Ко мне обратились двое наших участников конкурса фантастического рассказа “Фантик 2014-2015”, и я пообещал разбор их произведений бесплатно. Сегодня член редколлегии и Жюри конкурсов нашего сайта, Александр Зевайкин выступает с критическим анализом рассказа Анны Айсгуровой “Мы будем жить”. Рассказ Анны был опубликован здесь.
Краткий критический анализ произведения
(Анна Айсагурова. Рассказ «Мы будем жить»)
Сразу хочу оговориться, что никоим образом не хочу обидеть автора. Напротив, хочу помочь, поскольку мне в свое время никто не помогал, и я знаю, как тяжело иной раз без своевременного совета и подсказки. Я не буду ругать или хвалить рассказ. Давайте просто вместе его прочитаем. Не торопясь и вдумчиво, как я обычно и делаю.
Первое. Рассказ начинается с повествования от первого лица. Запомните, это важно. Хорошо, что повествование начинается сразу с действия. Это интригует и втягивает читателя. А вот детали действия напрягают: сначала летит стекло, только через несколько секунд доносится грохот разорвавшегося снаряда, от взрывной волны которого и летят осколки. Скорость звука, в данном случае – взрывной волны, имеет определенную скорость (335 метров в секунду). Между лопнувшим стеклом и услышанным взрывом проходит несколько секунд. И если следовать самым элементарным законам физики, то бокс майора должен быть длиной 1 – 1,5 километра. Ни один осколок, даже серого стекла (с какой целью указана цветность?) не пролетит такое расстояние. Даже я, с моей буйной фантазией, в это не поверю.
Написание рассказа, словно составление пазлов: каждое слово должно быть на своем месте. Это не падает с потолка, это приходит со временем, с практикой написания рассказов. И не ленитесь перечитывать свои творения, неторопливо и вдумчиво.
Далее по тексту. Просто умиляют и умаляют достоинства вашего (попутно) рассказа неопределенные определения. «Эта острая боль где-то в ноге». Где-то за околицей завыла собака. Тут все ясно. А вот «где-то за углом в моей правой ноге появилась острая боль», настораживает. Сам по себе напрашивается вопрос: а сколько метров длиной правая нога у майора, если он даже не в состоянии определить, где у него болит? Все-таки определил. Стекло попало в лодыжку. И тут же ВСЯ нога залилась кровью. Это возможно если майор лежал без сознания, задрав ноги к потолку, если таковой сохранился после взрыва. А к чему расцвечивать поврежденные ткани? Чтобы нагнать ужаса? Поверьте, тут это лишне. Нет, если в обычном состоянии ткани имеют желто-зеленый цвет, то новая информация весьма кстати, да и повод к новой интриге на предмет происхождения майора.
Майор – человек военный, строгий и конкретный, и он не будет промывать рану КАКИМ-ТО антисептиком. Это во-первых. Во-вторых, если майор не знает какие лекарства лежат в его личном боксе, то он не достоин звания капрала.
«В голове не укладывались мысли о новом теракте. Уже четвертый за последний месяц». Словосочетание «не укладывались мысли» здесь не совсем точное, поскольку теракт уже четвертый. Это не ново, не необычно, тем более для военного. Скорее злость с примесью досады. Подумайте над этим. Можете оставить, но глаз режет. А вообще-то он думает о том, как покурить. А почему не курит? 18-ти нет?
Подбираемся к самому главному. Описание расы Териксов. Хитры, коварны, жестоки. А люди добры, мудры, щедры. Так откуда у них бесконечные войны и экологические катастрофы?
Териксы, как паразиты…
А люди поступили так же, высосав из Земли все соки и бросив ее. Так в чем же разница? Вырисовывается картина, что очень плохая раса напала на просто плохую. А может, и нет никаких Териксов, а человечество воюет со своим будущим? Не возникала такая мысль? А может это наказание Господне за «белость» и «пушистость»?
Да, кстати, слово «полигон» подразумевает огромное поле. Именно ОГРОМНОЕ. Там стреляют из пушек, минометов, огнеметов и гоняют на танках. В начале рассказа фигурирует «командный пункт», это вернее.
И самое главное: переход лица повествования. Не споткнуться невозможно. Переход высвечивает здесь не как хитрый прием, а как грубейшая ошибка. На это вам укажет любой литератор.
А реставрация погибшего солдата – сцена в фантастике частая и весьма обыденная, и как финальная сцена здесь должным образом не играет.
О теме рассказа: противостояние двух великих рас. Она слишком тяжела, сложна и глобальна. Претендует на 500-страничный роман. Но по этому поводу не стоит печалиться. Для начинающих авторов это абсолютно типично.
И на прощание хочу сказать автору:
Это прекрасно, что вы пишите, у вас есть свой мир, и вы, только вы можете сделать его более совершенным, но для этого надо работать. Вот этого я вам и желаю. Не обижайтесь на меня. Обдумывайте каждое слово, прежде чем поставить его в предложение, и у вас впереди будет много достойных рассказов.
С уважением, Александр Зевайкин.
P.S. У Александра Зевайкина недавно вышла книга рассказов “Утро туманное”. Думаю, всем любителям современной прозы следует её прочитать. Автор не раскручен до уровня Улицкой или Прилепина, но его проза ни чуть не уступает громким именам. Стоимость электронной версии книги всего 75 р. (с учётом комиссии):
P.P.S. В следующем выпуске мы опубликуем критический анализ рассказа Михаила Толстова. Этот анализ подготовит член редколлегии и Жюри конкурсов сайта Светлана Тремасова.
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Я, кстати, тоже могу сделать анализ.
-
-
Большинство замечаний к данному рассказу лично я оставила сразу, после публикации. Многие из них совпадают с вышеуказанной оценкой критика. Впрочем, она не настолько глубокая, чтобы молодой автор смог выправить текст.
Было бы лучше дать глубокую и объективную оценку рассказа победителя, потому что именно он вызвал больше всего вопросов. -
Спасибо за анализ)) Нет не обижаюсь, я же знала что у меня много ошибок, когда просила прокомментировать))
-
А вот это правильно! Аня, пишите, учитесь, участвуйте в конкурсах и потихоньку все наладится.
-
-
Поздравляю Александра Зевайкина с выходом книги “Утро туманное”!
Поздравляю коллег Анну Айсгурову и Михаила Толстова с полезным для них и для остальных участников конкурса критическим анализом их рассказов.
Сожалею, что мне не пришла в голову мысль попросить критического разбора моего “опуса”… Хотя, наверное можно, за плату… А если я попрошу?..
Всё равно, большое спасибо Александру, за то, что Он обратил внимание на начинающих писателей. Полагаю, что у каждого писателя, достигшего определённых высот в творчестве, должны быть ученики.
Спасибо Александру Зевайкину, Светлане Тремасовой и Алексею Музалёву за работу, которую завершать никак нельзя!
Графоманы требуют продолжения… -
Наконец-то хоть один нормальный человек нормально написал про рассказ не слишком качественный, оригинальный по Сюжету и Идее, и реально нуждающийся в “чистке” и переработке.
Мой респект коллеге – Александру Зевайкину.
Всем Авторам – самосовершенствования.
Андрей.-
Про этот рассказ в рамках конкурса были высказаны критические замечания – довольно полные и грамотные. Уже тогда можно было сделать автору выводы и начать исправлять ошибки.
-
-
“Чем короче и реже ты пишешь, тем больше и чаще тебя печатают”.
Антон Чехов-
Николаю.
Кстати о качестве и количестве Письма.
Есть гениальный Автор единственной книги – “Убить пересмешника”.(Харпер Ли)
А с другой стороны – наш “великий и распиаренный” Лев Толстой с его неприподъемными 70 томами полного Собрания сочинений.
У Стивена Кинга – 45 книг, и все – одна интересней другой.
Ну и где тут Истина?
Имхо, дело не в количестве написанного, а в АВТОРЕ!!!.
Один позволяет себе писать единообразно и занудно, так, как писал в юности, даже не предполагая, что можно чего-то совершенствовать, а другой – постоянно работает, и все-таки следит за тенденциаям и реалиями современности…
С третьей стороны, есть Троллоп, опубликовавший 600 (да, шестьсот!!!) Романов, но кто их сейчас помнит и читает? А ведь читали.
Всем всех Благ.
Андрей.-
Андрей!
Это Вы сейчас с Антоном Павловичем спорили!
Лично мне нравятся книги, читать которые интересно с самого начала и до последней страницы.
Нужно отметить, что интерес у каждого из нас (читателя) разный. И не все книги (романы, повести, рассказы и т. д.) у писателей интересные. Лично мне у Дюма нравятся из пяти книг (из трёх романов) о мушкетёрах только две первые. Раньше я упивался Стругацкими. Теперь не всё мне нравится. Время что ли поменялось? Вместе со мной…-
Я согласен по поводу “мушкетеров”, но ведь у Дюма есть и трилогия о гугенотских войнах “Королева марго” и т.д. И “граф монтекристо”. Да, человек написал очень много, но запомнился только этими книгами.
-
-
-
-
Очень кратко, и не все ошибки учтены. Но, в принципе для автора полезно.
-
Я уже отредактировала этот рассказ с учетом ранних замечаний, теперь есть повод пересмотреть его еще раз, и сделать “контрольную чистку”
-
Алексей, если бы я не был уверен, то не говорил. И опять же я не девочка, чтобы всем нравиться. Если критика будет приносить доход, займусь критикой. Если редактура будет приносить доход – займусь редактурой. Интереснее, конечно, писать самому, но и борьба с безграмотностью, это моя обязанность.
-
“Это возможно если майор лежал без сознания, задрав ноги к потолку, ” Очень улыбнуло
-
Что возможно?
-
-
Всем Здравствуйте, необходимо работать, работать и ещё раз работать. Честно говоря у меня возникло двоякое мнение об этом конкурсе. Работа победителя хороша, но вызывает массу вопросов, там не передана сама структура. Как художник сумел овладеть таким мастерством чтоб заключать живую материю в закрытое пространство. Не было ни одной работы, где хотя бы вскользь у поминалось о Великом Подвиге наших дедов и прадедов и это в предверии Праздника… И самое главное меня поразило что здесь никто не видит рифмы “Самое главное заблуждение считать себя безупречным абсолютно во всём” “Томас Карлейл” Даже наш глубоко уважаемый Алексей не видит)))))))) Зайдите в Русский Пионер и почитайте что пишет Ваша коллега, “Осень” после Вашего редактирования Вадим пользуется огромным успехом… Я всегда буду это упоминать! Всем всех Благ и Удачи!
-
Азамат, я уже не помню, что за “осень”. Насчет праздника( 9 мая) ты не прав, ибо конкурс объявлялся еще осенью, и срок стоял 20 октября, если не ошибаюсь, но вот подзатянулся. Чтобы хорошо писать самому, надо читать других и читать критический разборы и своих и чужих рассказов. Я если критикую, стараюсь делать с юмором и не задевая самого автора. Кстати всех зову осень на “пролет фантазии”. Сейчас, весной, уже опоздали участвовать, только если в конкурсе комментариев. Сейчас там 117 рассказов, компания очень хорошая. Я развлекаюсь каждый день.))
-
Азамат, был заявлен конкурс фантастического рассказа, деды тут не причем))) И почему, под анализом моего рассказа, вы свои обиды высказываете, о том что ваше стихотворение здесь не поняли ай яй
-
Потому что “беседки” нет. Это ж понятно. Больше-то негде поболтать. Где придется, там и общаемся, так что не судите строго, барышня.
-
-
-
Конкурс продлили и после конкурса было прислано много работ и нигде не было об этом упомянуто. Насчёт стихотворения посмотрите в беседке освежите свою память.
-
Да, Азамат, нашел на “пионере”, ваш стих. Вспомнил, хороший. “беседка” то, увы, закрыта.
-
Азамат! Рифмы как не было, так и нет!
-
-
Алексей, если возможно, напомните, пожалуйста, разборы каких рассказов можно ожидать на безвозмездной основе? И что потребуется от тех, кто себя в этом списке не обнаружит? Заранее спасибо за любой ответ!
Алексей, спасибо за организацию проведения анализа. Думаю, что Анне повезло. Александр Зевайкин подробно и, на мой взгляд деликатно, проанализировал рассказ. Проведя работу над ошибками, следующий рассказ Анна напишет гораздо лучше. Потенциал у нее, несомненно, есть. Подскажите чайнику, как купить электронную книгу, как заказать анализ своего произведения.