Диалог в литературе
Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM! Продолжаем вас радовать статьями из цикла “В помощь начинающему автору”. Сегодня поговорим о диалогах в художественной литературе. В одной из статей мы писали о том, как грамотно оформить текст, в том числе диалог, прямую речь (смотрите здесь)
Диалог из художественной литературы и всё, что с ним связанно…
Любое художественное произведение интересно тем, что в нём бьётся жизнь. Мы проникаем за тонкую вуаль слов и погружаемся в неизведанный мир, доступный только автору и нам в данный момент. Мы забываем о том, что всё в литературе условно. Мы начинаем переживать за героев, как если бы это были наши близкие родственники или любимые друзья. Мы переносимся из одного места в другое, становимся невольными участниками напряжённых или комичных сцен. Мы плачем и смеёмся, радуемся и негодуем. И в этом есть своя прелесть.
А теперь представьте себе, что в произведении нет ни одного диалога. Весь текст – это лишь грамотный пересказ событий, осуществлённый одним лицом. Может быть, даже самим автором. Согласитесь, что всё воспринимается уже не так трепетно, как мы себе представляли до этого. А всё дело в том, что диалоги – это естественная деталь, позволяющая не просто передать нам последовательность событий, но и вжиться в происходящее, вообразить себя не сторонним наблюдателем, а одним из…
Стоит сразу заметить, что создать диалог – это гораздо сложнее, нежели просто рассказать читателю о происходящем. Посредством диалога вы характеризуете своего персонажа, наделяете его реалистичными чертами, создаёте истинный психологический портрет, который потом грамотный читатель обязательно проанализирует.
Не буду говорить о других, но лично мне всегда сложно и скучно читать сплошные тексты. Длинные описания или размышления писателя о вечном несколько утомляют. Мне же всегда не терпится оказаться в эпицентре событий и позабыть обо всём на свете. Это можно организовать только с помощью тщательно выстроенного диалога. Итак, какова же в сущности его роль?
Диалог по праву признан одним из самых главных стилистических приёмов, который позволяет оживить любое произведение. Также он помогает разбавить авторскую речь и сменить темп повествования, что позволит читателю сохранять внимание и не стать жертвой монотонного рассказа, будь он хоть трижды интересен.
Удивительно, но именно диалог позволяет автору изложить некую мысль, которую обычно новички пытаются дать прямым текстом. Надо всегда помнить, что ваш роман или ваша повесть – это не басня, поэтому не надо свой текст завершать словами: «Мораль же такова…». Поверьте, читатели этого не любят. Да и потом к чему эта навязчивость, эти наставительные нотки, будто вы возомнили себя величайшим педагогом современности? Куда интереснее вложить нечто ценное в уста одного из героев, чтобы читатель проглотил наживку и смог обдумать ту или иную мысль. Он волен с ней согласиться или нет, принять или отвергнуть, но он не будет чувствовать, что его принуждают к чему-то, призывают и заставляют. Нет. Напротив, читатель имеет возможность, не чувствуя себя уязвимым и оскорблённым, согласиться с некоей новой точкой зрения, до которой он пока не доходил своим умом.
Мораль в открытом тексте – это явно признак дилетантства и высшая степень недоверия к своей публике. Получается, вы либо не способны создать грамотный диалог, чтобы ненавязчиво передать свои мысли.. Либо настолько уверены, что все люди глупы, что предпочитаете сами разжёвывать любую идею, рискуя тем самым полностью испортить своё творение. Всё-таки литература не жалует прямолинейность. Она очень капризна, кокетлива и загадочна. Поэтому используйте магическую силу диалогов, чтобы не спугнуть своих единомышленников и позиционировать себя, как профессионала.
Диалог – это хрупкое создание, которое требует бережного отношения.
Это не философский трактат, который можно бесконечно долго осложнять различными оборотами и терминами. Диалог – это форма живого общения обычных людей. Не надо стремиться к искусственным, длинным и правильным фразам. Сколько раз в жизни вы запинались, сбивались с мысли, не согласовали падежи, неловко исправляясь в последний момент? Сколько раз темы ваших диалогов менялись в течение минуты, а слова часто перемежались со значительными паузами?
Конечно, всё это не значит, что надо бросаться во все тяжкие и создавать реальную копию примитивного общения двух обывателей. Во-первых, вы должны разобраться в своих героях, их основных качественных характеристиках. Учитывайте возраст, профессию, уровень образованности, социальный статус… Два подростка вряд ли станут говорить длинными предложениями, выслушивая друг друга. Если вам надо показать невежество одного из собеседников, то можно воспользоваться нарушением литературных норм или склонностью к перебиванию.
С помощью диалога хорошо показывать сходство и различия собеседников, интересно сталкивать различные мнения и смотреть на то, что получится в конце. Помните о замечательном методе Сократа, который посредством длительного общения, спора стремился найти истину? Можно же, напротив, показать идиллию того, как два человека способны понимать друг друга с полуслова и быть на одной волне. Одним словом, возможностей у вас открывается много, осталось лишь учесть детали и спросить себя о конечной цели. Чего вы хотите добиться? Что важно вам показать?
Во-вторых, не забывайте о том, что диалогическая речь часто разбавляется авторскими ремарками. Все ваши примечания должны быть тщательно продуманы и подобраны. Вы не можете особо много распространяться о том, как выглядит тот или иной герой, что он чувствует. У вас в распоряжении всего несколько слов, которые и должны передать атмосферу, должны указать читателю верное направление восприятия происходящего. При этом всегда помните, от чьего лица ведётся повествование, о чём может быть осведомлено то или иное лицо.
В-третьих, диалог хорош в тех ситуациях, когда вам нужно дать некую информацию, однако времени и желания на длительные описания тратить не хочется. Так, поверьте, будет даже лучше. Вместо того, чтобы рассказывать о том, как ваш герой сбился с пути и не мог ни у кого найти ответа на свои вопросы, включите несколько ярких диалогов, которые и передадут колорит местных жителей, и создадут нужный эффект.
Иногда бывает важен крохотный диалог, случайно подслушанный одним из героев. Тут нужно продумать ситуацию, создать иллюзию случайности. Нет ничего хуже, когда книга становится предсказуемой. Всегда необходимо держать читателя в напряжении, поддерживать огонь интриги, который то полыхает, а то еле теплится. В диалогах давайте ровно столько знаний, сколько надо, чтобы начать виток очередного эпизода или закончить текущий. Не пытайтесь рассказать всё и сразу. В этом плане всегда похожи заключительные фразы, когда обычно герой сознаётся в преступлении и рассказывает, как всё было на самом деле. Или тогда, когда рассказывается некая тайна и то, как удалось её хранить столько лет. Обычно так бывает в заключительных сериях очередной мыльной оперы. Сначала 300 серий тянется непонятная кутерьма, а все события скапливаются на последних минутах, когда зритель уже не может ровно видеть на диване и ходит из угла в угол, сгорая от волнения: «Что же будет?». Хорошо, когда вы читаете книгу и не разочаровываетесь в концовке. Но ещё лучше, когда вам интересны не последние страницы, а именно всё произведение целиком. Вот для этого и нужно постоянно сохранять состояние интриги и распалять воображение читателя, чтобы он, хоть и ждал концовки, но не отвлекался, ради неё, от всего остального.
Наконец, даже пейзаж можно передавать с помощью реплик героев. Пусть это они увидят, что собираются тучи на небе, а вскоре и начнётся гроза. Пусть это они отметят красоту алого рассвета и поймут, что это начало их новой жизни. Писатель – это, безусловно, крайне сведущий человек, но иногда надо давать самостоятельность тем, кто был вами создан. Для того, чтобы высказать свои мысли, необязательно создавать роман. Можно просто написать книгу эссе. Вот там разглагольствуйте, сколько хотите, правда, как мы помним, и у этого жанра есть свои особенности, которые следует учитывать.
Если же вы создаёте рассказ, повесть, роман, то будьте готовы и к тому, что не вам одному будет даровано право говорить и рассказывать. Помимо вас есть ещё множество говорящих героев, которые тоже хотят пообщаться с читателем и рассказать о себе. Не лишайте же их этого шанса, наградите их возможностью общаться.
Теперь несколько слов о распространённых ошибках в создании диалога и о том, как с ними бороться.
Главные недочёты:
Слишком сжатые диалоги, где герои не успевают проявить себя, а читатель не успевает составить своё мнение о каждом из них.
Слишком объёмные диалоги, где мысль растекается по древу, а читатель уже не помнит, с чего всё началось.
Реплики разных персонажей очень похожи, если не идентичны. Это значит, что пока начинающий писатель не научился с помощью диалога давать своим героям различные характеристики.
Искусственность в общении. Все фразы, будто взяты из надуманного и нереального мира. Создаётся впечатление оторванности от жизни, что не есть благо.
Что же делать?
- Изучайте особенности диалогов на практике. Для начала понаблюдайте за собой и своими репликами. Как я уже говорила в начале, они не всегда идеальны. К тому же часто можно наблюдать несоответствие мыслей и слов. Такова наша природная особенность. Игнорировать в литературе её не стоит.
- Прислушайтесь к случайным разговорам. Едете ли вы в транспорте или стоите в очереди, – это неважно. Главное, послушайте, как общаются реальные люди. Вряд ли вы найдёте в них что-то картинное и пафосное. Будьте же просты и в своём тексте, ведь он напрямую отражает нашу окружающую действительность.
- Интересно помогает и превращение диалогов в косвенную речь и обратно. Постоянно анализируйте то, что получилось.
- Ищите даже малейшие недостатки и пытайтесь их устранить. Нужно избавиться от мусора, чтобы оценить прелесть помещения.
- Экспериментируйте на диалогах лжецов. Как создать такой диалог и ввести читателя в заблуждение? А если у вас один обманщик, то, как вывести его на чистую воду с помощью одного случайного слова? Придумывайте различные ситуации, ставьте перед собой многоликие задачи и пытайтесь получить некий положительный результат. Без упражнений в данном деле никак не обойтись.
- Наконец, на пользу иногда идёт и телевидение. Случайный диалог в телепередаче или в фильме будет отличным материалом для анализа. Подумайте, что вам понравилось, а что вы бы изменили. Не бойтесь оценивать и мысленно исправлять. Будьте художником, который ищет свои оттенки, смешивая при этом то, что уже есть в палитре красок. От этого вы не перестанете быть уникальным и оригинальным. Успехов вам, друзья!
Скоро стартует “Конкурс одного стихотворения 2015”! Не пропустите!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
не хотите стать первым? А если серьёзно, ещё не время…
-
-
В разговоре – там было трое персонажей в самом начале Понедельника А. и Б. Стругацких меня поразило оформление диалога. После каждой реплики мледовало: Роман сказал, я сказал, и т. д. Я раньше думал, что эти добавления лишние, но это упрощает восприятие текста.
-
А меня поражают диалоги у Головачёва! В них всё: и то, что хотят сказать люди друг другу, и действие, и настроение, и намёки, и ужимки, и мимика лиц и тел…
Такэда углубился в изучение очередной страницы.
Например, отрывок из моего любимого романа “Посланник”:— Что ты там изучаешь? — рассердился Никита. — Напился моего чая, сел в мое кресло, за мой стол с моей лампой, да еще и не разговариваешь!
— Жлоб! — констатировал Такэда. Закрыл книгу. Улыбнулся своей обычной, сдержанной и застенчивой улыбкой. — Теперь я понимаю, почему девушки с тобой не водятся: ты заставляешь их приходить к тебе со своим чаем. Кстати, пока ты болел, они едва телефон не оборвали. А читаю я очень умную книгу: Чхве ‚нсоль, Техника «мягкого» искусства. Хапкидо.
— На японском?
— На корейском.
— О‑о! Вы у нас полиглот.
— Не ругайся.
Никита засмеялся, но посерьезнел, заметив, что Такэда смотрит на его ладонь. Глянул на нее сам, потрогал звезду пальцем.
— Что же это такое? Ожог?
— Весть, — серьезно сказал Такэда.
— Что?!
— Весть. Но это ты поймешь позже. — Толя поднял руку, останавливая попытку Сухова выяснить смысл сказа нного. — Я не готов ответить на твои вопросы. Как и ты — услышать правду.
Отложим разговор дня на два‑три.
-
Ой, хотелось бы откорректировать комментарий… Лучше, я новый напишу:
“А меня поражают диалоги в книгах у Василия Головачёва! В них всё: и то, что хотят сказать люди друг другу, и действие, и настроение, и намёки, и ужимки, и мимика лиц и тел…
Например, отрывок из моего любимого романа «Посланник»:“…Такэда углубился в изучение очередной страницы.
— Что ты там изучаешь? — рассердился Никита. — Напился моего чая, сел в мое кресло, за мой стол с моей лампой, да еще и не разговариваешь!
— Жлоб! — констатировал Такэда. Закрыл книгу. Улыбнулся своей обычной, сдержанной и застенчивой улыбкой. — Теперь я понимаю, почему девушки с тобой не водятся: ты заставляешь их приходить к тебе со своим чаем. Кстати, пока ты болел, они едва телефон не оборвали. А читаю я очень умную книгу: Чхве ‚нсоль, Техника «мягкого» искусства. Хапкидо.
— На японском?
— На корейском.
— О‑о! Вы у нас полиглот.
— Не ругайся.
Никита засмеялся, но посерьезнел, заметив, что Такэда смотрит на его ладонь. Глянул на нее сам, потрогал звезду пальцем.
— Что же это такое? Ожог?
— Весть, — серьезно сказал Такэда.
— Что?!
— Весть. Но это ты поймешь позже. — Толя поднял руку, останавливая попытку Сухова выяснить смысл сказанного. — Я не готов ответить на твои вопросы. Как и ты — услышать правду.
Отложим разговор дня на два‑три….” -
Есть идеи-написать роман,какие существуют правила написания романа?Краткое содержание придумала,остаеться дополнять текст подробностями.Нужно ли описывать всех героев романа?
-
Диалоги везде разные, но, спасибо.
-
Диалоги, диалоги – это для романа ноги.
-
-
Это, действительно, так, большинство произведений строятся именно на диалогах. Они помогают раскрыть характер персонажа, объяснить его понимание действительности.
Статья не плоха, спасибо, автору. -
Позновательно, поучительно. Весьма полезно. Интресный и нужный у вас сайт.Спасибо вам.
Что-то баннеры не раскупают у вас(( а блог хороший