как написать роман

 

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы поговорим об особенностях жанра роман, о том, как написать роман. Мы уже узнали о повести (см. здесь), которая представляет из себя, в отличие от рассказа, более объёмное произведение.  Литературный жанр роман считается самым крупным по объёму прозаическим произведением. Максимально допустимый размер повествования  охватывает большие временные рамки, территории, персонажи… Впрочем, обо всём по порядку.

 

 

Особенности жанра роман. Как пишут роман

Мы ещё вернёмся к малым повествовательным формам, но сегодня поговорим о таком грандиозном жанре, как роман.

Краткая история романа. Изначально им именовалось любое произведение, написанное старофранцузским языком. Однако в XVII  веке медленно, но верно роман стал обрастать индивидуальными характеристиками и превращаться в самостоятельную ветвь нашей многоликой литературы. Вскоре он и вовсе полюбился писателям, особенно представителям буржуазного общества.

Роман имеет ветвистое разделение на виды, но мы выделим несколько общих черт.

 

  1. Особенности жанра роман
  2. Значительный объём произведения (тут уже не обойдёшься даже несколькими десятками страниц).
  3. Масштабное изображение жизни (исторические реалии, полноценное описание героев и исследование их внутреннего мира, широкая география).
  4. Множество сюжетных линий, обилие событий, происходящих за длительный период времени.
  5. Обязательная связь героев с обществом и с исторической действительностью.
  6. Сюжет подкрепляется аналитическими заметками автора, который фактически проводит целое исследование жизни.

Таковы особенности жанра роман. Для того, чтобы написать настоящий роман, нужно обладать не только вдохновением и даром красноречия, но и научиться анализировать всё, что происходит вокруг, подмечать самые неприметные детали. Для того, чтобы написать роман, недостаточно быть писателем и освоить особенности жанра роман, нужно стать и немножко философом. Так как пишут романы?..

 

Как написать роман: краткое руководство к действию

Если вы хотите подарить своему будущему роману долгую и процветающую жизнь, то для начала стоит присмотреться к современной литературе и понять, чего, собственно, сейчас хотят читатели? Посетите несколько книжных выставок, зайдите в магазины, пообщайтесь со знающими людьми, как они пишут романы, каким на их взгляд должен быть роман. Выбрав востребованное направление, вы уже обеспечиваете себе часть успеха. Осталось только сесть и написать.

 

  1. Роман подразумевает длительную и напряжённую работу. Если сейчас у вас есть вдохновение, а завтра уже нет, – это никуда не годится: вы рискуете утратить все особенности жанра роман, оборвать нить писательского ремесла. Писать надо регулярно, иначе вы не сможете жить жизнью своих героев и понимать их поступки. Следовательно, вдохновение надо научиться призывать. Можно посмотреть какой-нибудь сильнодействующий фильм или послушать любимую музыку. Например, меня всегда вдохновляет «Танго смерти» Вивальди. Эпично, как сейчас сказали бы современные дети. Можно сделать то, чего раньше не делали, решиться на какой-нибудь безумный шаг. Главное, это получить, как можно больше ярких впечатлений, которые и станут источником рождения Музы.
  2. Упражняйтесь в малом, чтобы достичь успеха в большом. Игра со словом – это, пожалуй, лучшее, что можно придумать. Переделывайте всем известные строки классиков, превращайте скучную прозу в весёлые стихи, а весёлые стихи в философские размышления. Экспериментируйте со стилем, находя свой уникальный, который и будет использован  в вашем грандиозном замысле. Ищите т.н. ответы на вопрос как написать роман.
    Хорошенько продумайте все коллизии сюжета до тех пор, пока не начнёте писать. Обратите внимание на концовку. Она должна быть фееричной. Если вы закладываете в основу какую-нибудь тайну, то берегите её до конца, чтобы читатель не смог ни о чём догадаться. Наоборот, вводите его в заблуждение, давайте туманные намёки, пусть он идёт противоположным путём. Недавно мне привелось прочитать два детектива Буало и Нарсежака. Пожалуй, это лучшие учителя в своём жанре. Им удаётся создавать глубокое психологическое повествование и тешить читателя иллюзиями, что тот абсолютно всё знает. А в конце, как по мановению
  3. волшебной палочки, вылезает такой неожиданный факт, что диву даёшься, как же ты об этом не подумал!
  4. Герои должны быть неоднозначными и крайне интересными. Читатели хотят узнавать в них себя, но при этом, чтобы те были несколько выразительнее. Когда устаёшь от скуки бытия, хочется уйти в мир запретных страстей. Погрузиться в такую жизнь, о которой мечтаешь, но которую так и не удаётся достичь. При этом не стоит заниматься пропагандой человеческих слабостей и пороков. Лучше всё-таки ненавязчиво мотивировать читателей на собственный успех и процветание.
  5. Для того, чтобы создать объёмного персонажа следует обратить внимание на три пункта: физиология, психология и социология. Не забывайте прорисовывать внешний портрет. Обратите внимание на детали одежды, на цвет туфелек или даже размер ресниц. Но при этом раскрывайте всю глубину внутреннего мира ваших героев, никого не идеализируйте. Читатель сразу чувствует обман и теряет доверие к писателю. Создайте такого героя, который будет узнаваем каждым, но при этом обладать одной изюминкой, выделяющей его среди окружающих.
  6. Не стоит делить всех персонажей на резко положительных и резко отрицательных. Все они должны сочетать в себе реалистичные черты обычного человека. Чем сложнее будет характер, тем весомее будет он в глазах общественности. Неоднозначность всегда покоряет и заставляет задуматься. Неразрешимые ситуации и вопросы позволяют и нам ответить для себя на вопрос: «А как бы я поступил на его месте»? Чем больше будет таких вопросов, тем сильнее читатель привяжется к вашей книге.
  7. Если это ваш первый роман, то обязательно перечитывайте его. Возвращайтесь к первым главам через неделю-две. Не бойтесь переписывать их, доводя до совершенства. Оцените, не скучно ли развиваются события. Не выглядят ли герои марионетками, которых вы неумело дёргаете за ниточки. В идеале через определённое количество страниц герои должны жить от автора отдельной жизнью. Они должны сами начинать совершать какие-то действия и произносить те или иные речи, заставляя вас, своего творца, удивлённо замирать над исписанным листком.
  8. Помните, что в романе, несмотря на его заявленный формат, главное – это всё же качество, а не количество. Не стоит вымучивать из себя тысячу страниц графоманского текста. Когда вы видите несколько книг нового автора, вы возьмёте себе сразу самую большую? Например, я выбираю те, что поменьше. Уж если и постигнет разочарование, то времени на это уйдёт минимальное количество. Если автор нравится, то читаю уже без разбора, начиная радоваться уже большему количеству страниц. Нам же, начинающим романистам, хватит около 200-300 страниц. Наверное, это тот объём, который уже тянет на полновесную книгу, но при этом не отягощает нас излишней информацией.
  9. Наконец, не забывайте постоянно сверяться с достоверной информацией. Сейчас у нас всегда под рукой есть Интернет, в котором заложено много полезных сведений. Не ленитесь пару раз кликнуть мышкой, чтобы проверить, насколько вы точны в изложении каких-либо фактов. Особенно если вы решаетесь на исторический или приключенческий эксперимент. Впрочем, иногда даже правильное название улицы или духов будет не лишним вспомнить, чтобы проявить себя в качестве профессионала, а не самоуверенного дилетанта.

 

 

Как пишут романы

 

Теперь, когда основные тайны того, как написать роман, приоткрыты, хочется остановиться на нескольких практических советах, которые, возможно, помогут вам не совершать общих ошибок и не оказаться в глупом положении.

 

  • Вкусовые ощущения, всевозможные запахи, цвета – это обязательное наполнение вашего романа. Если в рассказах это всё можно было опустить, то теперь следует раскрывать в полной мере. Недостаточно просто «приготовить ужин». Читатель уже ждёт, чуть ли не подробного рецепта от вас. Не подведите ожидания!
  • Не забывайте про изменения времён года, суток и даже выпадение осадков. Если первое может оставаться статичным, то последние постоянно меняются, ведь вы изображаете жизнь во всех её проявлениях. Мир в вашем романе должен быть настолько точно и подробно описан, чтобы каждый смог нарисовать его в своём воображении и поселиться там, пока вы не придёте к логичному завершению.
  • Обязательно обратите внимания на такие слова, как «был, «свой», «какой-то», «когда-то». Используйте, как можно меньше неопределённости. Удовлетворяйте все возможные вопросы читателей, пусть и не сразу. Так даже лучше. Но не оставляйте неразрешённых конфликтов и неопределённых финалов!
  • Пусть художественные средства станут вам на время лучшими друзьями. Ваш текст строится на образности, поэтому метафоры и сравнения обойти никак нельзя. И чем оригинальнее они будут использоваться, тем лучше для вашего же писательского спокойствия.
  • Аккуратно используйте союзы и местоимения. Помните, что их обилие отдаёт безвкусицей, которую гурманы-читатели не прощают. Начинать предложение тоже стоит изысканно и оригинальное. Главное, не переусердствуйте и не повторяйтесь.
  • Сохраняйте плавность и грациозность речи. Не торопитесь оборвать предложение, но при этом не утяжеляйте его постоянными причастными и деепричастными оборотами. Самое сложное – это найти золотую середину:  вовремя начать/вовремя закончить; использовать детали, но не впадать в маразм. А то бывает, когда описание комнаты растягивается на десять страниц. Нет, конечно, если у вас криминальное расследование – это одно. Если же попутная картина, то дайте широкий портрет и остановитесь на нескольких деталях, если того требует ваш авторский замысел.
  • Избегать банальных словосочетаний. Одно дело –  использовать фразеологизмы, другое – употреблять избитые выражения. Хотя лично я сама себя на этом частенько ловлю. Что делать? Опять же развивать словарный запас и проводить постоянные пробы пера. Пока мы не найдём свой собственный стиль, мы так и будем подражать (кто-то великим классикам, а кто-то авторам бульварных романов).

 

Теперь мы выяснили как пишут романы. Наконец, хочется сказать о вечном противоречии между хорошей книгой и продаваемой книгой. Наверное, многие из вас замечали, что часто раскрученные авторы совершенно не владеют словом, их произведения однотипны, а образы до невозможности сухи и бесцветны. Бывает и так, что открываешь книгу, зная уже, чем всё это дело закончится. Однако люди известны и люди востребованы. Уподобляться им как-то не хочется.

Другая сторона медали – нежелание писать в стол. Хочется, чтобы наше чтиво оказалось нужным, а по возможности и доход приносило. Возможно? Безусловно. Используйте знания о том, как написать роман. И идите к своей цели!

И вот тут хочется каждому писателю (настоящему или будущему) пожелать, чтобы их произведения всегда отличались первой свежестью (она же и самая последняя, как вы помните), но при этом находили отклик в сердцах и умах окружающих людей. Всё в наших руках, ибо именно мы лепим нашу вторую действительность. Точнее пишем (учимся писать книгу здесь). Успехов вам, друзья!

Ирина Смирнова.

 

Друзья, прежде, чем задуматься о написании романа, пробуйте себя в малых формах – в эссе (кстати, в следующей статье мы поговорим о эссеистике. Не пропустите!), в рассказах. Постепенно подходите к повестям. А уж потом “посягайте” на столь объёмное произведение как роман. О том, как пишут романы, мы ещё поговорим в дальнейшем. Друзья! Вы можете поделиться своими техниками и методами написания. Предлагайте свои материалы на эту тему. Вместе с тем, будем рады вашим комментариям!

Всех вам благ!

С уважением, Liter-RM