особенности детективного жанра

Здравствуйте читатели Liter-RM! Продолжая рубрику “В помощь начинающему автору” поговорим о детективном жанре. Мы уже рассказывали о многих литературных жанрах: о фантастике (статья здесь), о сказке (ссылка на статью тут) и о других…

Итак, сегодня разберём детективы…

О детективе

Написать свой детектив не проблема. Проблема – написать хороший детектив, который взбудоражит даже самые искушённые умы читателей.

Сейчас детективный жанр очень популярен. Стоит лишь включить телевизор или зайти в книжный магазин, как вы увидите, насколько человечество полюбило всякие таинственные истории и необычные развязки. В последнее время я для себя открыла творчество Буало и Нарсежака, до этого любила читать Эдгара По и Бернара Вербера.  Список мой пополнили и такие имена, как Артур Конан Дойль и Рекс Стаут. Что мне нравится у этих писателей, так то, что никогда не знаешь, чем всё закончится. Думаешь-думаешь, гадаешь-гадаешь, а в конце, как будто ложкой по голове. Озарение! И как я раньше не поняла?

Но добиться такого эффекта крайне сложно. Многочисленные современные детективы отличает наивная стабильность. Ты открываешь первую страницу, читаешь первую главу и уже знаешь, кто преступник. Согласитесь, читать дальше – это пустая трата времени: мозг уже не работает, а от интриги осталась лишь еле заметная тень.

Если вы взялись за написание детектива, то должны понимать, что перед вами встают громадные задачи, которые обязательно надо решить. Но ведь надо с чего-то и начать?

  1. Изучите структуру детектива и его характерные особенности. Это значит, что следует читать, как можно больше подобных произведений. И не просто читать, а анализировать, изучать и делать выводы. Вы должны научиться понимать, как выстраивается сюжет в подобном жанре, как прорисовываются герои и какую роль играет описание интерьера или создание пейзажа. При этом хорошо читать не только качественные произведения, но и откровенно слабенькие. Всё-таки многое познаётся в сравнении. И лучшее заранее понять, что может испортить впечатление от детектива.
  2. Ни дня без мысли. Этот пункт относится не только к детективщикам, но и ко всем писателям. Мы уже давно говорили о необходимости завести специальную тетрадь, куда можно вписывать внезапно приходящие идеи. Всех их в голове не удержишь, а подобная копилка может стать замечательным помощником в литературном деле. Можно вписывать не только отдельные мысли, но и целые эпизоды, кратко обрисовать характер того или иного будущего персонажа. На самом деле написать грамотный литературный текст – это дело непростое. Особенно, если вы задумали его на несколько сотен страниц. А вот планомерная подготовка явно облегчит ваш труд и позволит учесть все интересные детали вашего творения.
  3. Ни дня без строчки. Писать надо методично изо дня в день. Детектив – это очень тонкая цепочка, где каждое звено бесценно. Растянутый на неделю отдых отдалит вас от первоначального замысла и может привести к совершенно неожиданным последствиям. Поэтому на тот момент, когда вы создаёте свой текст, лучше не планировать никаких увеселительных мероприятий и всего того, что может отвлечь от работы и увести в далёкие дали лени. Лучше потратить неделю или месяц на усиленную и кропотливую работу, нежели потом кусать локти и говорить о покинувшем вас вдохновении. Конечно, речь здесь скорее идёт о коротких детективных историях. В ином случае, вам может потребоваться и полгода, и даже год. Главное, не растягивайте этот процесс. Пишите, раз начали писать. Таков закон творчества. Как показывает практика, идеи всегда играют на опережение, поэтому достаточно проблематично вернуться к старым наброскам, даже спустя непродолжительное время. А начинать каждый раз заново – это явно не профессионализм, а разгильдяйство.
  4. Начинайте с исправления малого. Не надо дожидаться написания 100-200-300 страниц для того, чтобы вносить коррективы. Лучше править малые объёмы, причём сразу на следующий же день. Если не можете справиться сами, можно зачитывать свои первые главы родственникам и друзьям, которые легко заметят ваши промахи и обязательно укажут на них. Только постарайтесь обращаться к людям, умеющим критиковать объективно, а не по состоянию души. Да и сами будьте готовы принимать к сведению разумные замечания, ведь перед вами – ваш первый читатель. Не ради него ли вы сейчас трудитесь? Кстати, очень часто в конце книг есть несколько абзацев под заголовком «Благодарность». И вот здесь-то уже известные писатели благодарят своих мужей и жён, матерей и отцов, друзей и учителей за то, что те терпеливо выслушивали все идеи, читали все черновые записи и оказывали посильную помощь в написании произведения. Как видите, стесняться абсолютно нечего.

 

 

Как написать детектив




Какое количество персонажей избрать?

В идеале героев не должно быть много, иначе можно легко в них запутаться  и потерять нить повествования. Главных героев достаточно около 3-4, а вот эпизодических лиц – около десятка. При этом вы должны заранее определить для себя, кто прав, а кто виноват. Необходимо продумать и тех, кто будет заведомо запутывать следствие, создавать интригу, а кто окажется невинной жертвой суда и следствия. Желательно, составить полноценный план произведения, в котором будет просматриваться вся сюжетная линия. Тогда вы чётко будете знать, чем занят каждый из ваших персонажей, и не станете беспокоиться о том, что кого-то вдруг потеряете по дороге своего творческого процесса.

Скажем «нет» сплошному тексту!

Ничто так не наводит скуку, как длинные монологи самого автора. Поверьте, читателю гораздо интереснее послушать, о чём говорят герои произведения. При этом не надо думать, что преступники могут обсуждать только свои злодеяния, а «хорошее герои» заняты исключительно правосудием. В жизни много всего остального, а ваши герои – это живые люди, которые ходят гулять в парки, приходят в гости, ездят на пикники и ссорятся с домочадцами.

Конечно, писателю легче самому рассказать о том, как всё происходило на самом деле, нежели выстраивать диалоги и эпизоды. Лично мне раньше всегда казалось, что если читателю не написать всё прямым текстом, то он никогда не поймёт гениального замысла литератора. Как же ошибочно это представление! Детектив, как и любое другое литературное произведение, – это тот же ребус, над которым приятно поломать голову. А читатели не так глупы, какими их представляют мастера слова. Напротив, частенько происходят такие ситуации, когда читатель видит больше самого писателя, начинает восторгаться данным поворотом, а творцу не остаётся ничего другого, как сделать вид, что так оно и задумывалось.

Важна каждая мелочь

А если быть точным, то в произведении мелочей и нет. Особенно в детективе. Здесь важно всё, как на допросе: не только кто и где, но и как именно, почему так и что за этим последовало. При этом учитывается даже размер ботинок, цвет помады и сторона улицы, на которую выходят окна квартиры. Главное, не приводить много деталей, на которые читатель потом просто перестанет реагировать. Дозированность – вот ключ к успеху автора детективов. Не надо и вводить в заблуждение излишними описательными приёмами. Когда вы описываете человека или комнату, читатель автоматически связывает это с преступлением и начинает пытаться сам разгадать страшную тайну. Дайте же ему пищу для ума и связку ключей, которые он будет перебирать до самой последней главы, где и откроется желанное имя незнакомца.

Можно, безусловно, поступить, как Достоевский, и не создавать никакую интригу: назвать имя героя, в подробностях описать злодеяние, а потом следить за душевными муками героя. Но помните, что это уже совершенно другой жанр. Если же вы обещаете читателям детектив, то будьте добры сохранить напряжение до самых последних страниц. При этом сохранить умело и ненавязчиво. Не просто писать под знаком: «До конца ничего не скажу», а создать перед читателями иллюзию того, что вы и сами-то пока ничего не знаете, поэтому так часто ошибаетесь, принимая за преступника невинного человека. Впрочем, не всегда человек и невинный. Иногда он тоже может быть виноват, пусть и не в том, в чём его подозревают. Пожалуй, так даже интереснее.

Что создаёт интригу?





Здесь открыто широкое поле для вашей фантазии. Главное, не заставлять читателя скучать и не переборщить со смертельными номерами. Случайное или преднамеренное убийство, несколько краж, похищение, громкая ссора или продолжительный конфликт с неожиданной развязкой… Выбирайте то, что вам больше нравится, и начинайте творить. Не надо гнаться за кровавыми разборками или зловещими описаниями преступления. Не все люди способны читать столь откровенные описания, даже если они очень любят детективы. Щадите чувства людей, но при этом постоянно подогревайте их интерес: направляйте по ложному следу, приоткрывайте части главной тайны, помогите разобраться с мотивами преступления.

Читатель не должен замечать вашего присутствия, ведь он полностью растворяется в предложенной вами истории. Поэтому и история должна быть правдоподобной, жизненной, душевной. Со всеми противоречиями и неразрешимыми конфликтами. Помните, что не всегда преступник – отъявленный злодей, а бомжи – это алкоголики и тунеядцы. Мать может украсть деньги, чтобы спасти своего ребёнка, а взрослого человека легко могут оставить без квартиры. Стирайте все стереотипы и зрите в корень. Наркоманы могут быть достаточно интересными и знающими людьми, а врач запросто может быть домашним тираном и сам страдать смертельным недугом. Люди любят всё необычное и неоднозначное. Но, какой бы образ вы не выбрали, никогда не надо заниматься пропагандой. Показать безысходность – это одно, а разрешать убивать от отчаяния – это совершенно другое. Всё-таки уголовные преступления должны караться законом, а нравственность – иметь свои ценности и приоритеты.

Детектив ради развлечения?

А ведь можно ненавязчиво предлагать читателю и различные актуальные проблемы современности, при этом не лишая его радости чтения. Безусловно, морализировать в детективах не надо, но вот написать несколько предложений с глубоким смыслом – явно не повредит. Пусть люди задумаются о том, о чём постоянно забывают в реальной жизни. Как, например, одна ошибка человека может разрушить сразу несколько жизней? Как перенесённая в детстве психологическая травма влияет на всю дальнейшую жизнь людей? Что толкает человека на преступление? Можно ли однозначно судить преступника? Список подобных вопросов можно продолжать бесконечно.

Детективы – это одна из сторон многогранной литературы, которая сама по себе призвана расширять границы нашего внутреннего мира, формировать наше мировоззрение. Это значит, что ни одно литературное произведение не должно остаться без смысловой нагрузки, пусть даже и едва заметной.

Одним словом, пишите, друзья мои, достойные произведения, а не бульварное чтиво, которое прочитаешь раз, а уже через минуту позабудешь даже его название…

 

Друзья! следите за нашими обновлениями! Форма подписки ниже.

На этом пока всё. С уважением, блог Liter-RM