реакция на критику

Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM! Продолжаем нашу традиционную рубрику “В помощь начинающему автору”. Мы уже писали о редакторской критике (статья тут), о литературной критике как жанре (смотрите статью здесь). Сегодня же, исходя из важности этого жанра, попробуем вооружиться этим инструментом, который, безусловно, способствует самосовершенствованию. Постоянная самокритика, обращение к объективной критике профессионалов в разы ускоряют творческое развитие!

 

Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не сталкивался с критикой. Сначала в детстве критикуют нашу манеру вести себя в обществе, потом яростно осуждают наши пристрастия в одежде и еде, а позже начинают тщательно оценивать наши плоды на учёбе и в работе. Можно смело говорить, что критика – это явление естественное, и сопровождает оно человека в течение всей жизни. Но особую роль критика играет для творческих людей (в частности, писателей), цель которых не только самовыразиться, но и заслужить всеобщее признание.

Более опытные писатели, безусловно, легче и лучше реагируют на все замечания и отзывы. Они уже научились фильтровать информацию, прекрасно понимают, к чему стоит прислушаться, а что лучше всего проигнорировать. Юные же литераторы сначала жадно охотятся за первыми комментариями, а потом начинают отчаянно спорить с оппонентами, отвергать услышанное и обвинять всех людей в том, что они не способны обнаружить новую звезду. Может, кто-то действительно не способен… А может, нужно просто научиться самому правильно вести себя, услышав очередное критическое слово в свой адрес.

Если вы написали произведение и желаете самостоятельно найти достойного критика, то лучше выйти за рамки узкого семейного круга и обратиться к наиболее объективному человеку. Этот человек не должен оперировать только словами «нравится/не нравится» и «хорошо/плохо». Он должен вникнуть в суть вашего текста, подробно разобрать его, указать на ошибки и помочь наметить пути совершенствования. Коли у вас такой специалист на примете есть, считайте, что вам крайне повезло. Ведь большинство «профессионалов» уверено в том, что их обязанность – это лишь поставить диагноз: годен или не годен. Всё остальное, как говорится, придумывайте себе сами.

Не стоит выбирать и таких людей, которые заведомо признают в вас гения, безмерно хвалят и лелеют ваше тщеславие. От таких, друзья мои, надо бежать, потому что незаслуженная похвала губит литературное дело, нуждающееся в постоянной доработке и придирках. Когда вы на седьмом небе от счастья, вам уже трудно признать хоть какие-то изъяны, которые потом обнаружат другие читатели.

В литературной практике приходится сталкиваться и с теми, кто безмерно счастлив разнести в пух и прах чей-нибудь труд. В мире достаточно бездарных, обозлённых и агрессивных людей, которые получают удовольствие от незаслуженных обвинений.

Одним словом, для того, чтобы научиться воспринимать адекватно критику, надо распознать её источник. Присмотритесь к человеку, применяя общие психологические знания. Как думаете, насколько человек адекватен в своих суждениях? Способен ли он аргументировать свою точку зрения? Что он умеет и чего добился сам?

 

Критику условно можно разделить на два подвида: конструктивная критика и эмоциональная. Как легко догадаться, идеальна только лишь первая. Именно она проходит даже без намёка на конфликт. Ваш собеседник спокойно и чётко разъясняет свою позицию, объясняет, что он считает удачным, а что нет. Главное, он в состоянии ответить на все ваши вопросы.

На конструктивную критику реагировать нужно спокойно и доброжелательно. Помните, что никто не желает вам зла, а если человек говорит о каких-то недостатках, то это может быть вполне обоснованно. Прежде чем обидеться, лучше прислушайтесь к его словам, запомните их и вернитесь к ним через несколько дней.

Имея же дело с эмоциональной критикой, первое, что вы должны сделать, – это не поддаваться на провокацию. Если в ваш адрес несутся незаслуженные обвинения, то вы не обязаны их слушать. При этом не надо кричать в ответ и продолжать бессмысленный спор, переходящий в личные оскорбления. Лучше просто заметить собеседнику, что вы не желаете продолжать разговор в таком русле. Или попросите его объяснить свою позицию. Не надо начинать злиться и крушить всё, что есть вокруг. Сохраняйте доброжелательность, улыбайтесь. Если незаслуженные обвинения подкараулили вас в Интернете, то можно просто удалить сообщение неадекватного комментатора или выключить компьютер. Конечно, порой и в эмоциональной критике есть доля правды, но не надо заострять на этом внимание и начинать заниматься самобичеванием. Помните, что в мире количество мнений пропорционально количеству людей. И, к сожалению, не все люди способны дать адекватную и беспристрастную оценку тому или иному объекту. Более того, многие представители разумного человечества не всегда контролирует себя и знают элементарные правила вежливости. Это не значит, что вы обязаны терпеть унижения. Вы вольны отойти в сторону и остаться при своём мнении, не пытаясь пробить им стену непонимания незадачливого критика.

Если проблема в вас…

Иногда наши личные качества не дают нам правильно относиться к критике. Мы избираем неправильную тактику поведения, создаём себе сомнительную репутацию и повышаем шансы когда-нибудь остаться в гордом одиночестве. Согласитесь, что если вы всегда будете яростно накидываться на каждое замечание, то даже самые мудрые критики перестанут давать вам свои добрые советы и наставлять на путь истинный. Но разве того  мы хотим? Готовы ли мы отказаться от мнения знающих людей в угоду нашим амбициям и болезненному самолюбию?

На что же следует обратить внимание в себе?

Самокритика

  1. Вы должны понимать, что создаёте нечто полезное и важное. Вы пишите свою книгу не только для того, чтобы убить несколько часов ежедневно и чем-то занять себя. Вы создаёте некий продукт, который поможет человеку ответить на какие-то вопросы, задуматься о важных проблемах или просто провести время в приятной атмосфере. Когда вы уверовали в свою значимость, вы должны осознать необходимость учиться, осваивать новые территории и получать свежие знания. Без внешних связей это невозможно. Критика для произведения – это капля свежей росы, которая омывает текст и испаряется, когда солнце признания выходит в небо.
  2. Не надо зацикливаться на плохом. Если вы уверены в своей бездарности, то нечего тратить природные ресурсы и заниматься бумагомаранием. Не стоит писать, когда вы уверены, что произведение – это глупость, которую не оценит ни один человек. Что тут может сказать критик? Когда он укажет на изъяны, вы только удостоверитесь в своей правоте. Когда же он заговорит о достоинствах, вы ему просто не поверите, ведь вы так долго готовились к своему грандиозному провалу!
  3. Всегда сами сначала объективно оценивайте своё творение, разбирая его детально. Не ищите общих слов для того, чтобы рассказать самому себе о проделанной работе. «Плохо» и «хорошо» оставьте для тех людей, кто не способен мыслить и живёт лишь смайликами. Впрочем, даже современный набор смайликов гораздо шире этих двух безликих определений. Вы – литератор!!! А это значит, что вы виртуозно владеете словом и способны самостоятельно выяснить слабые и сильные стороны вашего текста. Критик просто поможет вам обратить внимание на то, что вы упустили, и развеять сомнения, если вы не до конца уверены в своём вердикте.

 

Теперь, когда вы разобрались в самом себе, давайте подумаем, как стоит реагировать на критику, особенно, если она не вполне адекватная.

Критика и вы

  1. Следует быть чуточку философом. Вспомните, каким спокойным и уверенным был Иешуа, когда Понтий Пилат метал перед ним молнии своей злости. Вспомните, каким очаровательным был могущественный Воланд, который, на первый взгляд,  и не делал ничего выдающегося. Вся сила в спокойствии. Диогену было всё равно, что скажут о нём люди. Он хотел пить из пригоршни и жить в бочке. Если это никому не мешало, то почему бы и не поставить над собой подобный эксперимент? Сократ испил свой яд, но оставил после себя целое поколение прозревших учеников и бесценные трактаты. Никто из них не кидался на толпы критиков и не доказывал свою правоту. Думаете, история и Библия знали бы Христа, если бы он не излучал добро и свет, а начал проклинать своих обидчиков и пристрелил бы напоследок Иуду? Конечно, в мире достаточно примеров эпатажных творцов, которые кулаками отстаивали свою правду. Но если вы не сторонник скандальной репутации и скоротечной славы, то лучше всего воздержаться от скоропалительных заявлений и необдуманных поступков. Сохраняйте своё лицо, своё писательское эго. Не торопитесь с эмоциями, лучше здраво рассудите, нуждается ли человек в вашем ответе.
  2. Будьте уверены, что вы человек, значит, всё человеческое вам близко. Никто не застрахован от ошибок. Даже воспеваемые гении эпохи. Поэтому не стоит поднимать нос выше собственной головы, рискуя забавно оступиться. Будьте равны с теми, кто готов обсудить ваше творение. Не надо обижаться, не надо лебезить. Просто постарайтесь выстроить грамотный диалог, где нет соперников, но есть два здравомыслящих человека, которым интересно и познавательно общаться друг с другом. Одним словом, оставьте ребячество и писательскую спесь, спуститесь со своим литературных небес и приготовьтесь принять правду, какой бы она ни была.
  3. Признайте право людей на собственное мнение. Пусть даже оно очень сильно противоречит вашему. Человек имеет право что-то не так понять или сделать. Печально будет, если он так и не признает свою ошибку. Но даже это уже далеко не ваша проблема. Общаясь с людьми, будьте готовы к тому, что они не всегда способны запросто поменять направление мысли и признать другую точку зрения, которую вы пытаетесь им растолковать. Ваша задача – это просто попытаться донести до критика ваш первоначальный замысел. Если он с вами не соглашается и упорно стоит на своём, – что ж… Просто отступитесь от человека и не усугубляйте конфликт. Разойдитесь мирными путями, пусть каждый остаётся со своими убеждениями. Такова жизнь, и неправильно менять её законы. Согласитесь, что если бы люди мыслили одинаково, то было бы вовсе не интересно.

 

Итак, вот, собственно, и вся премудрость. На самом деле надо просто хорошенько работать над собой, чтобы потом из каждого критичного замечания выуживать собственную выгоду. Кто-то укажет вам область ваших промахов и даст дельный совет, как их избежать. А кто-то просто повеселит вас и даст новый заряд бодрости, так необходимый в творческом процессе. Чаще улыбайтесь и любите мир, принимая живущих в нём людей такими, какие они и есть.