Композиция в литературе
В прошлой статье мы рассматривали этапы развития сюжета. Сегодня, продолжая рубрику “В помощь начинающему автору”, поговорим о композиции в литературе.
Композиция в литературе это…
Со словом «композиция» мы встречаемся ещё в школе, но с течением времени все знания (даже хорошо усвоенные) постепенно стираются, поэтому мы попытаемся восполнить некоторые пробелы. Тем более, что данный термин – один из ключевых для любого писателя.
В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Оно и понятно: без данного явления мы не имеем ни целостного повествования, ни текста вообще. Если же попытаться дать определение, то получится примерно следующее: композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.
Композиционные элементы
Среди композиционных элементов можно выделить следующие: повествование, описание, диалоги и монологи, систему образов, вставные рассказы, авторские отступления и характеристики, сюжет повествования и фабулу, пейзаж и портрет. Теперь остановимся на каждом из них чуть подробнее.
- Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что при желании можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок (что-то вроде слайд-шоу или презентации). В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, как же иначе передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?
- Описание – это, прежде всего, картинка. Здесь, как правило, ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?
- Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).
- Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны, который любят детально разбирать на уроках литературы. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности. Один граф Монте-Кристо чего стоит!
- Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы, топонимические образы и предметные. Естественно, что каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).
- Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.
- Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.
- Авторская характеристика. Тут, наверное, особо пояснять ничего не требуется. В качестве примера вспомним опять того же «Евгения Онегина», где автор называет Онегина своим другом, а к Татьяне Лариной выражает явную симпатию.
- Сюжет повествования – это то, о чём мы говорили подробно в предыдущей статье. Вспомним лишь, что это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.
- Фабула. О ней тоже речь шла недавно. Это все события, обстоятельства и действия, которые описываются в тексте. Главное отличие от сюжета – хронологическая последовательность.
- Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.
- Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Сами понимаете, что без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.
Теперь, когда мы перечислили основные компоненты композиции, самое время поговорить о том, какая она бывает. Итак…
Виды композиции
- Внешняя (архитектоника). К её главным составляющим относят разделение текста на абзацы и главы, пролог и эпилог, различные приложения и комментарии, посвящения и эпиграфы, авторские отступления и вставные фрагменты. Одним словом, всё то, что выделяется графически и можно легко увидеть, открыв книгу.
- Внутренняя композиция (повествование) предусматривает акцент на содержании произведения: организация речевых ситуаций, построение сюжета, система образов и отдельные образы, сильные текстовые позиции (лейтмотив, повторяющиеся ситуации, финал и другое), главные приёмы композиции. На последних остановимся подробнее.
Композиционные приёмы:
- Ретроспекция или «взгляд назад». Читатель вместе с автором погружается в прошлое героя и доходит до первопричины происходящего здесь и сейчас. Часто этот приём воплощается в рассказах-воспоминаниях. Например, замечательное произведение Спаркса «Спеши любить» начинается с того, что пожилой господин хочет поведать историю своей любви. Далее он вспоминает себя в семнадцатилетнем возрасте. Заканчивается же всё тем, что мы снова попадаем в настоящее.
- Разрыв. Лучший приём для создания интриги. Глава заканчивается какой-нибудь интригующей сценой. Мы уже замираем в предвкушении, а тут раз…И следующая глава совершенно о другом. Временное разочарование и сильный стимул читать дальше. Обычно с этим сталкиваешься у таких современных авторов, как Джоджо Мойес и Лиана Мориарти.
- Экспозиция. Хоть она и является частью сюжета, но может как присутствовать, так и отсутствовать. Её же наличие позволяет автору несколько предварить события и настраивать читателя на нужную волну.
Возвращаясь к видам композиции, отметим, что она также может быть обратной, кольцевой, зеркальной и тематической.
- Обратная композиция позволяет автору начать произведения с финальной сцены. Стоит заметить, что многим читателям она не нравится, так как теряется главный интригующий момент. Они считают, что ни к чему читать книгу, когда знаешь, чем она закончится. Момент, безусловно, спорный.
- Кольцевая композиция ещё называется композицией обрамления. Например, произведение заканчивается тем же описанием или той же сценой, с которой всё и началось. Как в сказке про золотую рыбку.
- Зеркальная композиция выстроена на симметрии некоторых эпизодов или образов. Замечательный приём воплощается в поэме А.Блока «Двенадцать».
- Тематическая композиция (в центре оказываются взаимоотношения центральных образов), в свою очередь, имеет три подвида. Она бывает последовательной (движение от одной мысли к последующей), может быть основана на развитии и трансформации центрального образа, а также на сопоставлении двух образов, взаимодействующих между собой (основной приём – антитеза).
Таким образом, обрисовав кратко основные моменты, мы завершаем разговор о композиции. Всё-таки возрождать знания нужно постепенно…
В следующей статье мы поговорим об экспозиции.
Новости:
1. Сегодня 31 марта – конец месяца, и я хочу отметить лучших читателей блога. Вот они:
В который раз победителем становится Алефтина. 308 (!) комментариев она написала за этот месяц, причем многие из них вот такого объёма:
Итак, хочу поощрить первых трёх победителей и пополнить баланс телефона:
1. Алефтине – на 250 р.
2. Вадиму – на 150 р.
3. Софии – на 100 р.
Поздравляю победителей! Шлите номера ваших телефонов в службу поддержки.
2. Продолжается “Третий международный конкурс поэтического перевода “С Севера на Восток”. Подробности здесь
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Я и сам люблю такие конкурсы, просто блог недавно заметил, когда соревноваться было бессмысленно)
-
-
Еще одна познавательная статья!
-
Приятно, что есть заинтересованные люди, которые делятся своим мнением. Поздравляю победителей!
-
Алексей! Просто огромное спасибо! Надеюсь, что мои комментарии, порой не очень приятные, но верные по сути и содержанию, хоть кому-то пригодились.
А мне приятно читать такие нужные статьи, ну, и общаться с приятными людьми, которые каким-то чудом собрались именно на этом сайте.
Алексей! Этим и правда нужно годиться… В первую очередь. НЕ всем так везет (или не все этого заслуживают)…
Спасибо ВСЕМ!!! -
Спасибо!!!
-
Алексей!
Большое спасибо за новую статью!
Алефтина!
Приятные комментарии не всегда приносят пользу начинающим писателям. А неприятные, то есть, обучающие, указывающие на ошибки, дают авторам толчок к усилению творческого потенциала. Если критикуемый автор не обидчивый, не мстительный, и правильно воспринимает высказанные “претензии”, то он не потерян для литературы.
Так что, уважаемая Алефтина, дерзайте! Ваши советы дорогого стоят…
Творческих Вам успехов!-
Николай! Согласна с Вами. Признаться, по своему опыту знаю, каково это – слышать в свой адрес нелестные выражения, а учитывая ту степень критики моего учителя, которая адресовалась моим произведениям, то впору и забросить всю эту литературную лабуду… Но… именно эти уроки и дали мне возможность вырваться вперед настолько, на сколько я и не ожидала от само
-
от самой себя. Поэтому когда наши авторы обижаются от малейшего наезда на их детище, то мне с одной стороны – понятны их чувства, с другой – даю возможность человеку сделать выбор. Либо ты делаешь так, как считаешь нужным. и я не лезу, либо пользуешься бесплатно помощью, которая может быть колкой, но полезной.
А вообще за время проекта я сама выросла в литературном плане, потому что критиковать – это не огульно ругать, это разбирать произведение по косточкам – в чем конфликт, о чем сюжет, где и какие герои… Это дает возможность свои тексты сделать лучше, чуть подняться над графоманством. Так что – спасибо сайту за творческий рост вне зависимости от результатов конкурса.
-
-
-
Спасибо за поддержку, Алексей.
-
Алексей!
Эта статья заслуживает внимания! Я, как начинающий писатель, много из нее подчеркнул -
*Подчерпнул
-
Видимо – почерпнули.
-
-
Ошибки – удел начинающих хотя они, в каком-то смысле, верные помощники на писательском пути)
-
Алефтина!
Спасибо за то, что указали на мою ошибку – теперь всю жизнь буду помнить-
Да я не против! Помните!
-
-
Поздровляю вас Алефтина с заслуженной победой и Вадима и Софью приятная неожиданность и для меня перефразирую Нила Армстронга.”Я сделал маленький шаг по пути Величайших Творцов Миров и он был замечен СПАСИБО!!!”. Хотелось бы отметить именно Алефтину с Вадимом и их комментарии, я считаю, это путеводитель в огромный красочный мир создателей. Да именно писатели являются по сути богами они создают целые миры, новых животных, людей, природу, дают сознание героям или наоборот лишают рассудка. Даря нам простым обывателям, непередаваемые ощущения, уча нас понимать непостижимое, сопереживать вместе с героями проникаясь их проблемами и чувствами и искренне радоваться когда всё хорошо заканчивается. Также хочу выразить отдельную благодарность и признательность Алексею Музылёву и всей его команде которые создали такой замечательный сайт. Их работа неоценима, материалы велеколепны они написаны простым, всем понятным языком и являются хорошим пособием для нас начинающих писателей(будущих творцов ) По сути я считаю этот сайт Олимпом а Алексея Музылёва Верховным богом Зевсом ОГРОМНОЕ ВАМ СПАСИБО ОТ ВСЕХ НАС НАЧИНАЮЩИХ АВТОРОВ!!! Статья отличная. Всем всех благ и удачи.
-
Да вам, батенька, суждено придворным писателем быть. Какие красочные дифирамбы. Но, спасибо)
-
Присоединяюсь к Вадиму! Спасибо за приятные комплименты, приятно слышать, что наши скромные комментарии не остались на задворках, хоть и были поруганы неоднократно (мои, во всяком случае).
На самом деле и я не раз отмечала, что на сайте Алексея Музалева можно найти рекомендации, как общего характера, так и точечные, которые резко повышают уровень новичка. Найти литературные приемы – это еще надо постараться, а потому писатели и варятся в неведении – как подать материал более качественней, литературней, как избавиться от ляпов. Вот здесь команда Музалева очень хорошо работает, а нам,графоманам, только остается прочесть и применить.
Удастся это не всем, будем откровенны, но те, кто услышал – далеко может пойти, чего всем и желаю.
Будем ждать окончания этого конкурса, и готовиться к следующему (надеюсь, обязательно объявят). Это мощный стимул развиваться, учиться, расти…
Спасибо.-
Не за что Алефтина, я считаю что ваши замечания по делу.
-
Спасибо. А Вы что пишите?
-
Пытаюсь Алефтин, я отослал пока только стихотворение на конкурс, а их видать не выкладывают вы незнаете почему?
-
Приношу извинение а недопечатал в Вашем имени уважаемая Алефтина.
-
-
-
Я выразил свою благодарность, отметив что ваши комментарии являются путеводителем а дифирамбы, по вашему по моему определение, я написал про всех писателей…
-
Мы так и поняли…
-
Азамат! Вы написали на конкурс стихотворений? По-моему, он давно закончился, но я знаю, что можно просто выслать как авторское произведение вне рамок конкурса. Тут надо Алексея спросить….
Так ВЫ поэт? Так заходите в литературную беседку, у нас там часто народ свои нетленки выкладывает, вот Николай прямо сонетами нас радует. Давайте, присоединяйтесь! Общение очень много дает для творческого роста, потому что идет обсуждение произведения, автор совершенствуется, растет. Так что … ждем. -
Вроде как идёт итоги осенью а беседку как попасть?
-
-
-
-
-
Пардон, как вы считаете, можно ли сократить данное выражение: “Композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. ”
до следующего утверждения: “Композиция – это структура произведения, а также способы его художественного изображения”.
-
Михаил!
По-моему, это и есть редактирование текста.
Так сокращают произведение, до минимума, не утрачивая смысла и красоты. -
А зачем вообще сокращать? В чем изюм?
-
Михаил привёл два выражения, смысл которых практически одинаков. Второе выражение – результат редактирования первого.
Помните: афоризм это – хорошо отредактированный роман.-
Ух, сложности из ничего… НЕ находите? Было бы в чем разбираться…
-
-
Если ты можешь сократить текст (или идею, концепт) без потери смысла, значит ты точно понял суть. К тому же это весьма полезное упражнение для запоминания и переваривания идей.
-
Сократить можно, но само слово “композиция” мне кажется канцелярским и некрасивым.
-
-
-
Ну, народ просит!
-
Азамат – переходишь на главную страницу блога и там ищешь “беседку” закрытый клуб. Пароль даст организатор сайта.
-
Спасибо ВАДИМ
-
Респект Вадим!!!
-
-
Ох уж этот закрытый клуб! Писать могу избранные, а читать комментарии каждый ))))))))
-
Закрытый он номинально. Все, кто желает, давно в клубе, и тайны, как в него попасть, нет. Заходите, общайтесь, если есть что сказать вне рамок конкурсных произведений.
-
-
))))) не только
-
Отличная статья
-
Поздравляю Победителей!
Алексею – спасибо за полезную статью.
Андрей. -
Андрей!
Читала Вашу “Мачеху”. Если хотите узнать мое мнение (что вряд ли), заходите в беседку. Так сказать – прошлась…
Можете ответить мне тем же. Заходите в лайвжурнал, там мои рассказы. Ссылка есть в беседке. -
Расскажите мне про Литературрные приёмы
Поздравляю победители!!!Не только советами помогаете, так еще и маленькие презенты получаете))))