Экспозиция в литературе
В прошлой статье мы говорили о композиции в литературе. А ещё ранее – в целом о развитии сюжета. Теперь же пора рассказать о экспозиции. Так что такое экспозиция в литературе?..
Экспозиция в литературе это
Экспозиция – это в литературе тот элемент сюжета, который может присутствовать в художественном произведении, а может и отсутствовать за ненадобностью. Но если автор вводит данную часть, то она явно будет играть важную роль.
В самом термине «экспозиция» (обратимся снова к этимологии) заложено некое «объяснение», «разъяснение». Экспозиция – это, в определённом смысле, описание обстановки, в которой зарождались события, перечисленные в книге. Описание тех ситуаций, которые сформировали характер героя. Описания исторических условий, о которых идёт речь в книге. Одним словом, это всё то, что позволяет нам глубже проникнуть в суть произведения, узнать предысторию. А что, собственно, происходило с героями до того момента, когда автор начал вести о них речь? Экспозиция – это отличная возможность заглянуть за канву общего повествования и узреть те детали, которые позволят лучше понять авторский замысел. Кажется, будто до того, как мы начали чтение, все герои жили своей жизнью, нам неизвестной. Просто в какой-то момент писатель приблизил свою творческую лупу и увеличил изображение тех или иных лиц. Экспозиция в данном случае удовлетворяет наш интерес и лишний раз подтверждает: да, герои действительно существовали, а также имеют своё прошлое, которое их и определяет.
Виды экспозиции
Кстати, напрямую от авторского замысла будет зависеть выбор вида экспозиции. Всего их три:
- Прямая экспозиция. Классический вариант, когда она располагается в самом начале произведения. Таким образом, сохраняется хронологическая последовательность происходящего: от прошлых лет к явному настоящему. Автор даёт читателю необходимые сведения, после чего спокойно занимается дальнейшим построением сюжета.
- Задержанная экспозиция позволяет читателю поиграть с воображением читателя и подогреть его природное любопытство. Получается, что сначала мы знакомимся с героями при зарождении их конфликта, а позже (где-нибудь в середине повествования) перед нами срываются все покровы, и авторское слово даёт возможность взглянуть назад. Например, с помощью известного сна Обломова читатель прекрасно осознаёт предпосылки, которые определили формирование характера и образа жизни главного героя.
- Обратная экспозиция располагается в самом конце произведения. Обычно она используется в детективных историях, где важно сохранить интригу до самого конца. Мне сразу вспоминается книга Лианы Мориарти «Тайна моего мужа», где после напряжённого повествования мы узнаём наконец-то ту историю, которая произошла на самом деле много лет назад. И вроде бы главный герой уже из убийцы превращается в жертву обстоятельств, однако он об этом уже никогда не узнает. Такова воля писателя, однако. Если быть наиболее точным, то обратная экспозиция имеет ещё три подвида, среди которых выделяется предыстория, межистория и послеистория. Пожалуй, названия говорят сами за себя. Правда, в некоторых источниках межистория идёт отдельным самостоятельным видом. Это тот случай, когда экспозиция разорвана и органично смешивается с основным повествованием. Как у той же Мориарти, например.
Объём экспозиции
Объём экспозиции будет зависеть от авторской идеи и от объёма самого произведения. В этом деле, главное, найти золотую середину: приоткрыть завесу, но не переусердствовать и не затягивать повествование, иначе читателю станет скучно, и он начнёт отвлекаться от происходящего. Порой достаточно ввести несколько предложений, чтобы обрисовать обстановку, а иногда требуется написать несколько глав для детального обзора. Сложно представить длинную экспозицию в рассказе и короткую в романе. Всё-таки различное количество персонажей и сюжетных линий. Исходя из всего этого, можно смело сказать, что нет никаких канонов экспозиции, и всё предоставляется всемогущей авторской воле.
Рекомендации по использованию экспозиции
Но попробуем сформулировать несколько рекомендаций для начинающих писателей.
- Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает (в идеале) определённые чувства, то необходимо иметь чёткое представление о том времени и месте, в котором будут развиваться события. Важно дать соответствующее описание героев, города или страны, дома и всего того, что писателю представляется наиболее важным и необходимым.
- Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной. Конечно, автор, полностью придумавший мир, знает о нём всё! Но это «всё» нельзя сразу обрушивать на читателя, ведь это может его испугать или привести к тому, что он просто ничего не поймёт. Наша задача тут – это выявить самое-самое и предложить это своей публике в качестве пробы. Если понравится, то есть шанс, что ваша книга будет прочитана. Если же экспозиция окажется неудачной (особенно, в случае, когда она располагается в начале произведения), то можно смело готовиться к провалу.
- Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом общего сюжета. Это значит, что не должно быть ощущения натянутости. Автор с помощью экспозиции не должен вдруг являться читателю и говорить: «А сейчас я буду рассказывать». Помните, что талантливый писатель – это замечательный художник, который может написать картину с помощью слов. Данный принцип среди писателей именуется, как «Показывай, а не рассказывай». Увлекайте читателя событиями, заманивайте его в свои сети, но делайте своё присутствие ненавязчивым и почти невидимым. Пусть ваш голос напоминает лёгкий прибрежный ветерок, который дарит свежесть, но не причиняет дискомфорта. Именно поэтому стоит избегать прямого текста и следует научиться оперировать деталями.
- Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому своё повествование следует делать более динамичным и эффектным. Читатель уже сидит и ждёт, ждёт, ждёт… Конечно, подогревать интерес – это хорошо. Но смотрите, чтобы он не перегорел окончательно. Сведений должно быть ровно столько, сколько требует ваш замысел. Не пытайтесь подавить всех своими познаниями, ибо читателю это может быть просто неинтересно.
- Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит, совершенно ни к чему излагать те факты, которые никак не повлияли на героев и на то, о чём пойдёт речь далее. Читателя, как и писателя интересует только «эффект бабочки». Только то, что влечёт за собой какие-то последствия. Всё остальное – пустой и ненужный словесный поток, пусть даже и самого лучшего качества.
- Лучше всего описывать в экспозиции ярких и неординарных героев. Необязательно излишне драматизировать, но равнодушные ко всему персонажи вряд ли привлекут внимание читателя. Впрочем, можно зацепить их каким-то необычным эпизодом. Даже со скучными людьми случаются нескучные истории!
- Наконец, всегда следует осознавать: введение экспозиции в сюжет явно обязывает автора к её мастерскому исполнению. Не надо использовать экспозицию, ради экспозиции. Попробуйте с помощью своего таланта очаровать читателя с первых строк или подарить ему наивысшее читательское наслаждение в конце своей книги, когда основные страсти подойдут к завершению. Успехов! И прочтите ещё вот эту статью о развитии сюжета.
Кстати, уже в следующей статье поговорим о кульминации. До встречи!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Анечка! Как хорошо, что мои вопли дошли до авторов! На самом деле, написана статья замечательно, для многих это будет откровением. потому что часто на конкурсе авторы негодуют – чего я привязалась, и так понятно. Понятно – автору, потому что экспозиция у него в голове (в лучшем случае), но никак не отражена в тексте. От этого рассказ пустой, автор не дает читателю зацепиться за героя, увидеть, как он меняется, а это обязательное условие любого произведения. Кроме конфликта, ес-но…
Очень часто новички грешат либо длиннотами, которые не имеют к развитию сюжета никакого отношения, а служат ненужным украшательством, которое отвлекает, делает текст неинтересным, а рассказ провальным, либо так куцо дают экспозицию, а то и не дают, что тоже понимания не прибавляет, и у читателя возникают вопросы, на которые ответов нет. Значит, такое произведение обречено быть провальным.
Теперь главное все это применить, понять золотую середину каждого произведения и постараться сделать экспозицию ровно такой, какая требуется в том или ином случае.
Спасибо!!! -
Да, все доступно. Хотя для новичков можно и показать примеры. Вот, русская сказка. “Это случилось в те стародавние времена, когда правил царь Горох, в лесу росло больше грибов, а озера были полны рыбой…” – это можно развить, а можно и сразу закончить. В зависимости от объема. Но пример экспозиции в начале рассказа налицо.))
-
Да, для меня все понятней на примерах. Помнится, читал разбор сказки “Репка”. Где там завязка, кульминация и т.д. Но, тем не менее, с каждой статьей задумываюсь все больше как сделать свои рассказы лучше. Спасибо за это!
-
Знание – сила!
Нужно пойти и покопаться в своих произведениях.
И начать с его названия.
Если экспозиции нет, или она плохо прослеживается, то хоть название рассказа что-нибудь поведает читателю о предыстории конфликта. Преступление и наказание, война и мир…
И всё-таки “графоману” знание не помешает…-
Название ничего не решит, если оно само по себе, а экспозиция – сама по себе. Название лишь подчеркивает – о чем должна быть речь, и то не всегда это понятно. Лично я стараюсь делать название, по которому трудно понять. о чем будет текст, но зато в сюжете уже обязательно поддерживаю тему названия, объясняю. Мне неинтересно назвать произведение, например – “Колобок”, и линейно расписать похождения этого героя, хоть бы с моралью. МНЕ интересно дать интригу, назвать заковыристей, но в тему. Усложнить читателю задачу, чтобы проник. Правда, тут еще надо чем-то увлечь – слогом, сюжетом, героями… Это труднее будет.
-
Значит, надо назвать “новые приключения колобка”, а потом вы напишете сериал “колобок женится”, “колобок и чупа-чупс”, ” колобок на сковороде”))
-
-
-
Статья интересная и доступная для понимания. Согласна, в рассказе описания должны быть по-короче.
-
Учение – Свет неученье чуть свет и на работу, отличная статья всё доступно и понятно. Автору РЕСПЕКТ, и всех благ.
-
Спасибо за живой и доходчивый пост, всем творческих успехов…
Вообщем все, что Алефтина хочет увидеть в конкурсных рассказах, говоря где предыстория, где пару строк о прошлом героя, о том как он дошел до всего этого–и есть экспозиция))))
статьи написаны простым, доступным языком-мне нравится-все понятно с 1го раза