экспозиция в литературе это

В прошлой статье мы говорили о композиции в литературе. А ещё ранее — в целом о развитии сюжета. Теперь же пора рассказать о экспозиции. Так что такое экспозиция в литературе?..

 

Экспозиция в литературе это

 

Экспозиция – это в литературе тот элемент сюжета, который может присутствовать в художественном произведении, а может и отсутствовать за ненадобностью. Но если автор вводит данную часть, то она явно будет играть важную роль.

В самом термине «экспозиция» (обратимся снова к этимологии) заложено некое «объяснение», «разъяснение». Экспозиция – это, в определённом смысле, описание обстановки, в которой зарождались события, перечисленные в книге. Описание тех ситуаций, которые сформировали характер героя. Описания исторических условий, о которых идёт речь в книге. Одним словом, это всё то, что позволяет нам глубже проникнуть в суть произведения, узнать предысторию. А что, собственно, происходило с героями до того момента, когда автор начал вести о них речь? Экспозиция – это отличная возможность заглянуть за канву общего повествования и узреть те детали, которые позволят лучше понять авторский замысел. Кажется, будто до того, как мы начали чтение, все герои жили своей жизнью, нам неизвестной. Просто в какой-то момент писатель приблизил свою творческую лупу и увеличил изображение тех или иных лиц. Экспозиция в данном случае удовлетворяет наш интерес и лишний раз подтверждает: да, герои действительно существовали, а также имеют своё прошлое, которое их и определяет.

 

 

Виды экспозиции

Кстати, напрямую от авторского замысла будет зависеть выбор вида экспозиции. Всего их три:

 

  1. Прямая экспозиция. Классический вариант, когда она располагается в самом начале произведения. Таким образом, сохраняется хронологическая последовательность происходящего: от прошлых лет к явному настоящему. Автор даёт читателю необходимые сведения, после чего спокойно занимается дальнейшим построением сюжета.
  2. Задержанная экспозиция позволяет читателю поиграть с воображением читателя и подогреть его природное любопытство. Получается, что сначала мы знакомимся с героями при зарождении их конфликта, а позже (где-нибудь в середине повествования) перед нами срываются все покровы, и авторское слово даёт возможность взглянуть назад. Например, с помощью известного сна Обломова читатель прекрасно осознаёт предпосылки, которые определили формирование характера и образа жизни главного героя.
  3. Обратная экспозиция располагается в самом конце произведения. Обычно она используется в детективных историях, где важно сохранить интригу до самого конца. Мне сразу вспоминается книга Лианы Мориарти «Тайна моего мужа», где после напряжённого повествования мы узнаём наконец-то ту историю, которая произошла на самом деле много лет назад. И вроде бы главный герой уже из убийцы превращается в жертву обстоятельств, однако он об этом уже никогда не узнает. Такова воля писателя, однако. Если быть наиболее точным, то обратная экспозиция имеет ещё три подвида, среди которых выделяется предыстория, межистория и послеистория. Пожалуй, названия говорят сами за себя. Правда, в некоторых источниках межистория идёт отдельным самостоятельным видом. Это тот случай, когда экспозиция разорвана и органично смешивается с основным повествованием. Как у той же Мориарти, например.

 

 

 

 Объём экспозиции

 

Объём экспозиции будет зависеть от авторской идеи и от объёма самого произведения.  В этом деле, главное, найти золотую середину: приоткрыть завесу, но не переусердствовать и не затягивать повествование, иначе читателю станет скучно, и он начнёт отвлекаться от происходящего. Порой достаточно ввести несколько предложений, чтобы обрисовать обстановку, а иногда требуется написать несколько глав для детального обзора. Сложно представить длинную экспозицию в рассказе и короткую в романе. Всё-таки различное количество персонажей и сюжетных линий. Исходя из всего этого, можно смело сказать, что нет никаких канонов экспозиции, и всё предоставляется всемогущей авторской воле.

 

 

ekspoziciya

 

Рекомендации по использованию экспозиции

 

 

Но попробуем сформулировать несколько рекомендаций для начинающих писателей.

 

  1. Так как экспозиция настраивает читателя на нужную волну и вызывает (в идеале) определённые чувства, то необходимо иметь чёткое представление о том времени и месте, в котором будут развиваться события. Важно дать соответствующее описание героев, города или страны, дома и всего того, что писателю представляется наиболее важным и необходимым.
  2. Информация, заложенная в экспозиции, должна быть дозированной. Конечно, автор, полностью придумавший мир, знает о нём всё! Но это «всё» нельзя сразу обрушивать на читателя, ведь это может его испугать или привести к тому, что он просто ничего не поймёт. Наша задача тут – это выявить самое-самое и предложить это своей публике в качестве пробы. Если понравится, то есть шанс, что ваша книга будет прочитана. Если же экспозиция окажется неудачной (особенно, в случае, когда она располагается в начале произведения), то можно смело готовиться к провалу.
  3. Экспозиция должна быть изящной и естественной. Она является органическим элементом общего сюжета. Это значит, что не должно быть ощущения натянутости. Автор с помощью экспозиции не должен вдруг являться читателю и говорить: «А сейчас я буду рассказывать». Помните, что талантливый писатель – это замечательный художник, который может написать картину с помощью слов. Данный принцип среди писателей именуется, как «Показывай, а не рассказывай». Увлекайте читателя событиями, заманивайте его в свои сети, но делайте своё присутствие ненавязчивым и почти невидимым. Пусть ваш голос напоминает лёгкий прибрежный ветерок, который дарит свежесть, но не причиняет дискомфорта. Именно поэтому стоит избегать прямого текста и следует научиться оперировать деталями.
  4. Одна из главных задач экспозиции – это приближение конфликта. Поэтому своё повествование следует делать более динамичным и эффектным. Читатель уже сидит и ждёт, ждёт, ждёт… Конечно, подогревать интерес – это хорошо. Но смотрите, чтобы он не перегорел окончательно. Сведений должно быть ровно столько, сколько требует ваш замысел. Не пытайтесь подавить всех своими познаниями, ибо читателю это может быть просто неинтересно.
  5. Избегайте излишней «воды». Помните, что экспозиция разъясняет и объясняет. Значит, совершенно ни к чему излагать те факты, которые никак не повлияли на героев и на то, о чём пойдёт речь далее. Читателя, как и писателя интересует только «эффект бабочки». Только то, что влечёт за собой какие-то последствия. Всё остальное – пустой и ненужный словесный поток, пусть даже и самого лучшего качества.
  6. Лучше всего описывать в экспозиции ярких и неординарных героев. Необязательно излишне драматизировать, но равнодушные ко всему персонажи вряд ли привлекут внимание читателя. Впрочем, можно зацепить их каким-то необычным эпизодом. Даже со скучными людьми случаются нескучные истории!
  7. Наконец, всегда следует осознавать: введение экспозиции в сюжет явно обязывает автора к её мастерскому исполнению. Не надо использовать экспозицию, ради экспозиции. Попробуйте с помощью своего таланта очаровать читателя с первых строк или подарить ему наивысшее читательское наслаждение в конце своей книги, когда основные страсти подойдут к завершению. Успехов! И прочтите ещё вот эту статью о развитии сюжета.

 

Кстати, уже в  следующей статье поговорим о кульминации. До встречи!