Ошибки начинающих писателей
Здравствуйте, верные читатели Liter-RM! Сегодня вновь продолжим рубрику “В помощь начинающему автору”. Кому-то, возможно, эта рубрика уже наскучила. Но это не значит, что она без интересна именно начинающим писателям. Для нас крайне важно помочь начинающему автору сориентироваться в мире литературного творчества, показать все нюансы писательского ремесла. В общем, сегодня продолжаем общаться именно с начинающим автором…
Ранее мы говорили о том как развить воображение (об этом статья здесь), говорили об особенностях и важности участия в литературных конкурсах (смотрите тут), о том, как понять мотивы редактора (в статье по этой ссылке). Сегодня же разберём типичные ошибки молодых писателей.
Ошибки писателей
Ошибок можно не совершать только в том случае, если ничего не делать. Впрочем, это само по себе будет являться огромной ошибкой. В нормальной же ситуации мы всегда творим, наступаем на грабли, бьёмся об косяки, потираем ушибленные места и снова рвёмся в бой. И литературное творчество не является исключением.
Кто такие писатели? Пожалуй, нет такого человека, который бы с рождения мог держать ручку и выводить незабвенные строки. Встречаются, конечно, гении, но редко. Чаще же всего писательство – это долгий и тернистый путь преодоления самого себя и развития спрятанного таланта.
Застрахованы ли авторы от ошибок? Отнюдь нет. Просто кто-то умеет видеть свои слабые места и работать над ними, а кто-то кичится своим всезнанием и не допускает даже мысли о том, что он не есть совершенство. Наша статья будет направлена к людям слышащим и понимающим. Тем, кто готов замечать, признавать и исправлять. Одним словом, настоящим писателям, для которых литература важнее раздутого самомнения.
На чём спотыкаются новички?
1. Подготовительный этап очень часто затягивается на многие годы. Сейчас проводится много познавательных лекций о том, как стать настоящим писателем. И не всегда эти самые лекции проводят люди, которые хоть чего-то добились на литературном поприще. Однако наивный люд идёт туда, всеми фибрами души веря, что после окончания данного курса и получения желанной корочки, он напишет ТАКОЕ, что навсегда сделаем его знаменитым и востребованным. То же самое можно сказать и про специальные книги, которые сейчас выпускаются завидными тиражами. Надо признаться, что я доверяю только настоящим писателям, которые временами устраивают творческие вечера или просто ведут блок в Интернете. Литература в теории – это, безусловно, хорошо. Но что толку от теории, когда ты сам далёк от практики и не знаешь, как реализовать услышанное? Получается, что тратится время на что-то абстрактное, а именно твои идеи, твои мысли, твоя книга, которые могли бы стать вполне реальными, откладываются на потом.
Конечно, читать нужно. Обмениваться опытом и интересоваться чужими достижениями – это полезно и интересно. Но давайте отдадим себе отчёт, что никто, абсолютно никто не научит нас писать, пока мы сами не начнём этого делать.
Когда я училась в педагогическом колледже, нам преподавали методику, педагогику и много других наук, которые должны были превратить нас в первоклассных учителей. Но стоило мне пойти работать в реальную школу к реальным детям, как вся теория рухнула, и пришлось доходить до всего либо самой, либо с помощью уже опытных педагогов. К сожалению (а может, и к счастью), теория и практика очень часто не увязываются друг с другом. И примеров таких можно привести великое множество. Как говорится, пока сам не попробуешь, ничего не узнаешь.
2. А нужен ли я? Оглянитесь вокруг: книжные полки переполнены литературными новинками, домашние и государственные библиотеки ломятся от классических произведений. И каждый день в свет выходят всё новые произведения. Как не затеряться в этом море букв и смыслов? Нужно ли именно ваше произведение миру или он обойдётся без вас?
Согласитесь, вопросы вполне естественные. Но… Но всегда надо помнить, что в природе нет двух одинаковых живых существ, как бы мы ни поражались сходством некоторых индивидов. А это значит, что невозможно написать два одинаковых произведения, если вы только не берёте и не переписываете чей-то текст. Хотя, даже когда вы пытаетесь наивно подражать, из-под пера всё равно выходит нечто новенькое. Таковы метаморфозы творчества.
Если у вас возникла потребность творить, если вы решили явить миру свою мысль, то обязательно сделайте это. Даже если вы в чём-то повторитесь, вам обязательно удастся создать новое направление старой идеи, добавить свежие краски к давно потускневшей картине. В России есть два почти одинаковых храма: храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Василия Блаженного в Москве. Несмотря на то, что они чрезвычайно похожи, у меня никогда не было сомнения в том, что это разные здания. А уж когда заходишь внутрь, то все вопросы отпадают сами собой, ибо перед вами два различных внутренних мира. По-моему, весьма символично.
Ошибки начинающих авторов
Ссылка на дилетантство
Бывает и так, что начинающий писатель пытается всячески подчеркнуть свой малый творческий опыт и ограниченные литературные знания. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приходите на приём к врачу, он вам ставит диагноз, но при этом говорит о том, что он только окончил университет и вполне может ошибаться. Пойдёте ли вы к такому специалисту ещё раз?
То же самое с учителями. Можно выйти к детям и сказать, что вы ещё не умеете налаживать дисциплину и можете не знать каких-то сложных случаев правописания. А можно просто тратить дополнительное время на подготовку к урокам, штудировать сложные энциклопедии, спрашивать советы у старших профессионалов и каждый раз выходить к доске с чувством собственного достоинства и уверенности в себе.
Поверьте, ваши слабые места читатель сможет узреть и без дополнительного приглашения. А вот вызывать жалость у потенциальной публики – это низко. Чего вы, ничего не знающий и ни о чём не сведущий решили вдруг лезть в литературу и предлагать свои сырые тексты? Нет, друзья мои, жалость в литературе – это дело последнее. Ваша задача же – это не извиняться за ошибки, а предложить свои сильные стороны: динамичный сюжет, яркие образы, необычную мысль… И тогда вам простится многое. А что-то даже пройдёт незамеченным. В литературе нет новичков и профессионалов. В литературе все равны, так как люди оценивают произведения, а не людей.
Когда я открываю очередную книгу, я не спрашиваю себя, сколько лет автору и как давно он занимается литературными поисками. А вот если произведение меня заинтересовало, то мне становится интересно, кто скрывается за именем на обложке: чем живёт этот человек, что ему увлекает, как он создаёт такие стоящие вещи.
Сейчас многие ведут свои блоги, заводят сайты. На них-то часто и опубликовываются новенькие произведения, а перед ними обычно предлагается слёзная статья. Что-то вроде: «Сами мы не местные, поэтому простите нам ошибки и стилистические недочёты»… Бог простит, а мы идём дальше, в поисках уверенных и смелых людей, знающих цену себе и своему творчеству.
Поиск оригинальности
Оригинальность – это восхитительно ([urlspan]вот статья[/urlspan] о индивидуальном авторском стиле), но не надо гнаться за ней, ради неё самой. Как уже писалось в одной из статей, легче всего начинать писать в жанре фэнтези: вот уж, где всё условно, и можно дать волю своему буйному воображению. При этом никто не упрекнёт вас в неточности описания или упоминания каких-то деталей.
Другое дело, если вы пишите реалистическую прозу. Мы уже говорили о красивых незабываемых именах и исключительной обстановке. Однако не надо особо усердствовать, чтобы выйти за грани разумного и привычного. Если вас не устраивает скромный город родной страны, то для начала изучите то место, куда хотите перенести разворачивающиеся события. Это значит, что надо познакомиться с местным населением, его привычками, особенностями, традициями. Впитать в себя чужую культуру заочно – это очень сложно, поэтому неоднократно подумайте, насколько это вам действительно нужно.
Лично я бы не рискнула описывать ту страну и тот город, где ни разу ни была. Как я могу гарантировать своим читателям достоверность предлагаемых знаний и фактов? По себе знаю, что когда читаешь книгу французского автора, начинаешь представлять себе Францию. Когда же в руки попадает английская или испанская проза, моя внутренняя географическая карта снова значительно расширяется и меняет белые пятна на что-то вполне видимое и осязаемое. Я была бы разочарована, если бы в реальности место, о котором у меня сложилось то или иное впечатление, оказалось бы совершенно не таким. Всё-таки книга не только развлекает нас, но и даёт сведения о мире. А искажённый мир я могу вообразить и сама.
Нежелание заставить себя работать
Или неумение этого сделать. Во-первых, никогда не надо оттягивать написание литературного произведения только по той причине, что у вас нет необходимого опыта. Ждать его можно бесконечно, а писать вы так и не научитесь. Начинайте с простеньких тем и сюжетов, тренируйтесь на них. Превращайте банальные идеи во вкусное чтиво, которое приятно предложить окружающим. Будьте наблюдательны на улицы, читайте новости, ходите в музеи и общайтесь с людьми. Чтобы стать хорошим писателем, надо быть внимательным человеком, склонным к анализу и синтезу. А для этого необязательно бороздить просторы океана, сталкиваться с пиратами и лазить по Килиманджаро.
Во-вторых, выработайте себе индивидуальный план действий. Литература, хоть и подгоняется вдохновением, но не перестаёт от этого быть длительным и упорным трудом. Пишите ежедневно, даже тогда, когда времени совсем не хватает. Не теряйте связи со своим произведением и не думайте, что оно напишется само по себе. Чётко представляйте себе, что последует за окончанием того или иного этапа: правка или чтение знакомым?
В-третьих, никогда не рассчитывайте на то, что следующее произведение окажется лучше предыдущего. Это как, если бы вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, мы бы заводили всё новых в ожидании, что хоть кто-то нас порадует своим послушанием и прилежанием. Произведение для автора – это то же дитя, в которое надо сначала очень многое вложить, чтобы потом радоваться полученному результату. Не получилось первое, значит, надо срочно начать следующее? А попробуйте переписать свой текст, создайте не один черновик, а два, три или четыре. В литературе нет лёгких путей, а ленивые писаки писателями не становятся. Максимум, они превращаются в графоманов, которые засоряют литературную копилку и наивно ждут минуту славы, которая как ни удивительно, но частенько приходит. Однако, какой ценой?
Для того чтобы добиться своего первого успеха, следует:
v Верить в себя;
v Жить в настоящем;
v Упорно трудиться;
v Не бояться трудностей;
v Любить и ценить жизнь.
А ещё постоянно помнить о своих читателях, которые будут тратить время на ваши произведения. При этом не надо думать, что сразу все оценят вас по достоинству и будут нетерпеливо ждать ваш очередной шедевр. Вполне возможно, что вам предстоит выслушать много критических замечаний, преодолеть недоверие публики и долго-долго ждать звёздного часа. Но даже если вы сможете заинтересовать хотя бы одного человека, помочь ему разобраться в чём-то или ответить на давно волнующий вопрос, знайте, что вся проделанная работа уже вознаграждены. А значит, надо приниматься за новый текст, новые надежды и новую ступень. Успехов вам, друзья!
Ещё об ошибках начинающих писателей читайте в этой статье.
С уважением, Liter-RM.
Друзья! Пожалуйста, не оставайтесь безучастными – выскажите своё мнение о статье в комментариях!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Самый трудный вопрос, на который нужно ответить каждому начинающему автору: ” А нужен ли я?” Не ответив на него, не стоит браться за “порчу бумаги”… Как сказал один мудрый человек, за настоящую книгу нужно заплатить своей жизнью…
-
Алексей!
Не может настоящий писатель жить в отрыве от радостей и бед своей Родины – Матери, в отрыве от действительности. НЕ нужно забывать о главное предназначении писателей, как о Духовных родителях народа, его воспитателях и сбережителях! Народ – это дети, его родители – это административная и духовная элита! На сегодняшний день родители или покинули своих детей или занялись “бизнесом” на костях своих детей… Духовная элита бухтит о чем угодно только не о смертельной, тайной, разрушительной войне, ведущейся тайными силами на Русской Земле.
Писать сегодня нужно о том, что болит у смертельно раненной России, а не о нашествии инопланетян!!! Духовная элита (духовные родители народа) должны указывать путь к спасению и возрождению России, а не зарабатывать на “Богом данном таланте”! Фантастика и фэнтези – это не только бегство от действительности (!) – это прямое содействие врагу, отвлечение массового сознания от смертельной угрозы уничтожения России и русской цивилизации. Извините, что так пафосно, но об этом по другому не получается! -
Алексей, спасибо! Это нужная статья.
-
Владимир!
О предназначении Литературы написано много хороших статей. Ещё Максим Горький, обращаясь к молодым пролетарским писателям России, просил от них честности и правдивости в их произведениях. И Вы правы. Залечить раны нашей Родины можно и, в том числе, хорошей художественной литературой.
Хорошей фантастикой – тоже.
Вы должны знать, коли уж говорите о ФАНТАСТИКЕ, что этот жанр художественной литературы не всегда уводил читателей от действительности. Романы Беляева, Ефремова, Казанцева, Братьев Стругацких, звали и зовут нас созидать новое общество.
И наш народ (советский народ) созидал: строил тяжёлую промышленность, запускал в космос корабли, осваивал атомную энергию, мечтал и воплощал задуманное.
Теперь же, если прочитать рассказы участников конкурса, мы видим “угрозу”, о которой Вы предупреждаете.
Я с Вами согласен!
Тревожно жить нам в этом мире!
Российской молодёжи нужно нацеливать своё творчество на созидание, на строительство нового общества. Пусть не коммунизма.
Но оно должно быть справедливым ко всем без исключения.
(Справедливость, не есть поголовное равенство).
(Справедливость, это достойная оценка каждого за участие в созидании Общества, Родины, России). -
Главная ошибка писателей – это убежденное графоманство. Это ведет к ужасным последствиям.
-
Ну, если графоман постоянно совершенствуется, то к его неутомимому желанию писать, постепенно присоединяется неутомимое желание писать хорошо, писать ещё лучше, писать гениально. Но для этого нужно работать над собой, постоянно ползти по лесенке познания вверх…
И муза подарит Вам своё вдохновение! -
Очень понравилась статья, многое открыла для себя.Огромное спасибо.
-
Хорошая статья!
Отличная статья! Думаю, она поможет начинающим авторам. Действительно, много таких людей пишет о том, в чем не разбираются, и это сложно назвать литературой…