Здравствуйте, верные читатели Liter-RM! Сегодня вновь продолжим рубрику «В помощь начинающему автору». Кому-то, возможно, эта рубрика уже наскучила. Но это не значит, что она без интересна именно начинающим писателям. Для нас крайне важно помочь начинающему автору сориентироваться в мире литературного творчества, показать все нюансы писательского ремесла. В общем, сегодня продолжаем общаться именно с начинающим автором...

Ранее мы говорили о том как развить воображение (об этом статья здесь), говорили об особенностях и важности участия в литературных конкурсах (смотрите тут), о том, как понять мотивы редактора (в статье по этой ссылке). Сегодня же разберём типичные ошибки молодых писателей.

ошибки начинающих писателей

 

 

 

Ошибки писателей

Ошибок можно не совершать только в том случае, если ничего не делать. Впрочем, это само по себе будет являться огромной ошибкой. В нормальной же ситуации мы всегда творим, наступаем на грабли, бьёмся об косяки, потираем ушибленные места и снова рвёмся в бой. И литературное творчество не является исключением.

Кто такие писатели? Пожалуй, нет такого человека, который бы с рождения мог держать ручку и выводить незабвенные строки. Встречаются, конечно, гении, но редко. Чаще же всего писательство – это долгий и тернистый путь преодоления самого себя и развития спрятанного таланта.

Застрахованы ли авторы от ошибок? Отнюдь нет. Просто кто-то умеет видеть свои слабые места и работать над ними, а кто-то кичится своим всезнанием и не допускает даже мысли о том, что он не есть совершенство. Наша статья будет направлена к людям слышащим и понимающим. Тем, кто готов замечать, признавать и исправлять. Одним словом, настоящим писателям, для которых литература важнее раздутого самомнения.

 

На чём спотыкаются новички?

1. Подготовительный этап очень часто затягивается на многие годы. Сейчас проводится много познавательных лекций о том, как стать настоящим писателем. И не всегда эти самые лекции проводят люди, которые хоть чего-то добились на литературном поприще. Однако наивный люд идёт туда, всеми фибрами души веря, что после окончания данного курса и получения желанной корочки, он напишет ТАКОЕ, что навсегда сделаем его знаменитым и востребованным. То же самое можно сказать и про специальные книги, которые сейчас выпускаются завидными тиражами. Надо признаться, что я доверяю только настоящим писателям, которые временами устраивают творческие вечера или просто ведут блок в Интернете. Литература в теории – это, безусловно, хорошо. Но что толку от теории, когда ты сам далёк от практики и не знаешь, как реализовать услышанное? Получается, что тратится время на что-то абстрактное, а именно твои идеи, твои мысли, твоя книга, которые могли бы стать вполне реальными, откладываются на потом.

Конечно, читать нужно. Обмениваться опытом и интересоваться чужими достижениями – это полезно и интересно. Но давайте отдадим себе отчёт, что никто, абсолютно никто не научит нас писать, пока мы сами не начнём этого делать.

Когда я училась в педагогическом колледже, нам преподавали методику, педагогику и много других наук, которые должны были превратить нас в первоклассных учителей. Но стоило мне пойти работать в реальную школу к реальным детям, как вся теория рухнула, и пришлось доходить до всего либо самой, либо с помощью уже опытных педагогов. К сожалению (а может, и к счастью),  теория и практика очень часто не увязываются друг с другом. И примеров таких можно привести великое множество. Как говорится, пока сам не попробуешь, ничего не узнаешь.

 

2. А нужен ли я? Оглянитесь вокруг: книжные полки переполнены литературными новинками, домашние и государственные библиотеки ломятся от классических произведений. И каждый день в свет выходят всё новые произведения. Как не затеряться в этом море букв и смыслов? Нужно ли именно ваше произведение миру или он обойдётся без вас?

Согласитесь, вопросы вполне естественные. Но… Но всегда надо помнить, что в природе нет двух одинаковых живых существ, как бы мы ни поражались сходством некоторых индивидов. А это значит, что невозможно написать два одинаковых произведения, если вы только не берёте и не переписываете чей-то текст. Хотя, даже когда вы пытаетесь наивно подражать, из-под пера всё равно выходит нечто новенькое. Таковы метаморфозы творчества.

Если у вас возникла потребность творить, если вы решили явить миру свою мысль, то обязательно сделайте это. Даже если вы в чём-то повторитесь, вам обязательно удастся создать новое направление старой идеи, добавить свежие краски к давно потускневшей картине. В России есть два почти одинаковых храма: храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Василия Блаженного в Москве. Несмотря на то, что они чрезвычайно похожи, у меня никогда не было сомнения в том, что это разные здания. А уж когда заходишь внутрь, то все вопросы отпадают сами собой, ибо перед вами два различных  внутренних мира. По-моему, весьма символично.

 

Ошибки начинающих авторов

Ссылка на дилетантство

Бывает и так, что начинающий писатель пытается всячески подчеркнуть свой малый творческий опыт и ограниченные литературные знания. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приходите на приём к врачу, он вам ставит диагноз, но при этом говорит о том, что он только окончил университет и вполне может ошибаться. Пойдёте ли вы к такому специалисту ещё раз?

То же самое с учителями. Можно выйти к детям и сказать, что вы ещё не умеете налаживать дисциплину и можете не знать каких-то сложных случаев правописания. А можно просто тратить дополнительное время на подготовку к урокам, штудировать сложные энциклопедии, спрашивать советы у старших профессионалов и каждый раз выходить к доске с чувством собственного достоинства и уверенности в себе.

Поверьте, ваши слабые места читатель сможет узреть и без дополнительного приглашения. А вот вызывать жалость у потенциальной публики – это низко. Чего вы, ничего не знающий и ни о чём не сведущий решили вдруг лезть в литературу и предлагать свои сырые тексты? Нет, друзья мои, жалость в литературе – это дело последнее. Ваша задача же – это не извиняться за ошибки, а предложить свои сильные стороны: динамичный сюжет, яркие образы, необычную мысль… И тогда вам простится многое. А что-то даже пройдёт незамеченным. В литературе нет новичков и профессионалов. В литературе все равны, так как люди оценивают произведения, а не людей.

Когда я открываю очередную книгу, я не спрашиваю себя, сколько лет автору и как давно он занимается литературными поисками. А вот если произведение меня заинтересовало, то мне становится интересно, кто скрывается за именем на обложке: чем живёт этот человек, что ему увлекает, как он создаёт такие стоящие вещи.

Сейчас многие ведут свои блоги, заводят сайты. На них-то часто и опубликовываются новенькие произведения, а перед ними обычно предлагается слёзная статья. Что-то вроде: «Сами мы не местные, поэтому простите нам ошибки и стилистические недочёты»… Бог простит, а мы идём дальше, в поисках уверенных и смелых людей, знающих цену себе и своему творчеству.

 

Поиск оригинальности

Оригинальность – это восхитительно ([urlspan]вот статья[/urlspan] о индивидуальном авторском стиле), но не надо гнаться за ней, ради неё самой. Как уже писалось в одной из статей, легче всего начинать писать в жанре фэнтези: вот уж, где всё условно, и можно дать волю своему буйному воображению. При этом никто не упрекнёт вас в неточности описания или упоминания каких-то деталей.

Другое дело, если вы пишите реалистическую прозу. Мы уже говорили о красивых незабываемых именах и исключительной обстановке. Однако не надо особо усердствовать, чтобы выйти за грани разумного и привычного. Если вас не устраивает скромный город родной страны, то для начала изучите то место, куда хотите перенести разворачивающиеся события. Это значит, что надо познакомиться с местным населением, его привычками, особенностями, традициями. Впитать в себя чужую культуру заочно – это очень сложно, поэтому неоднократно подумайте, насколько это вам действительно нужно.

Лично я бы не рискнула описывать ту страну и тот город, где ни разу ни была. Как я могу гарантировать своим читателям достоверность предлагаемых знаний и фактов? По себе знаю, что когда читаешь книгу французского автора, начинаешь представлять себе Францию. Когда же в руки попадает английская или испанская проза, моя внутренняя географическая карта снова значительно расширяется и меняет белые пятна на что-то вполне видимое и осязаемое. Я была бы разочарована, если бы в реальности место, о котором у меня сложилось то или иное впечатление, оказалось бы совершенно не таким. Всё-таки книга не только развлекает нас, но и даёт сведения о мире. А искажённый мир я могу вообразить и сама.

 

Нежелание заставить себя работать

Или неумение этого сделать. Во-первых, никогда не надо оттягивать написание литературного произведения только по той причине, что у вас нет необходимого опыта. Ждать его можно бесконечно, а писать вы так и не научитесь. Начинайте с простеньких тем и сюжетов, тренируйтесь на них. Превращайте банальные идеи во вкусное чтиво, которое приятно предложить окружающим. Будьте наблюдательны на улицы, читайте новости, ходите в музеи и общайтесь с людьми. Чтобы стать хорошим писателем, надо быть внимательным человеком, склонным к анализу и синтезу. А для этого необязательно бороздить просторы океана, сталкиваться с пиратами и лазить по Килиманджаро.

Во-вторых, выработайте себе индивидуальный план действий. Литература, хоть и подгоняется вдохновением, но не перестаёт от этого быть длительным и упорным трудом. Пишите ежедневно, даже тогда, когда времени совсем не хватает. Не теряйте связи со своим произведением и не думайте, что оно напишется само по себе. Чётко представляйте себе, что последует за окончанием того или иного этапа: правка или чтение знакомым?

В-третьих, никогда не рассчитывайте на то, что следующее произведение окажется лучше предыдущего. Это как, если бы вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, мы бы заводили всё новых в ожидании, что хоть кто-то нас порадует своим послушанием и прилежанием. Произведение для автора – это то же дитя, в которое надо сначала очень многое вложить, чтобы потом радоваться полученному результату. Не получилось первое, значит, надо срочно начать следующее? А попробуйте переписать свой текст, создайте не один черновик, а два, три или четыре. В литературе нет лёгких путей, а ленивые писаки писателями не становятся.  Максимум, они превращаются в графоманов, которые засоряют литературную копилку и наивно ждут минуту славы, которая как ни удивительно, но частенько приходит. Однако, какой ценой?

Для того чтобы добиться своего первого успеха, следует:

v  Верить в себя;

v  Жить в настоящем;

v  Упорно трудиться;

v  Не бояться трудностей;

v  Любить и ценить жизнь.

 

А ещё постоянно помнить о своих читателях, которые будут тратить время на ваши произведения. При этом не надо думать, что сразу все оценят вас по достоинству и будут нетерпеливо ждать ваш очередной шедевр. Вполне возможно, что вам предстоит выслушать много критических замечаний, преодолеть недоверие публики и долго-долго ждать звёздного часа. Но даже если вы сможете заинтересовать хотя бы одного человека, помочь ему разобраться в чём-то или ответить на давно волнующий вопрос, знайте, что вся проделанная работа уже вознаграждены. А значит, надо приниматься за новый текст, новые надежды и новую ступень. Успехов вам, друзья!

Ещё об ошибках начинающих писателей читайте в этой статье.

 

С уважением, Liter-RM.

 

Друзья! Пожалуйста, не оставайтесь безучастными — выскажите своё мнение о статье в комментариях!