как правильно написать рассказ

 

Здравствуйте, дорогие читатели блога! Что из себя представляют рассказы и как написать рассказ - тема сегодняшней статьи, которой мы продолжаем рубрику «В помощь начинающему автору».  В статье от 31.03.2014 г. мы затронули тему написания стихов, ещё ранее говорили о природе таланта писателя. А в предыдущем материале коснулись вопроса графомании. Рассказ может быть и фантастическим, и реалистическим, и историческим, и мистическим... Но в чём его особенность?.. Как писать рассказ правильно?.. Слово Ирине Смирновой...

 

 

Как правильно написать  рассказ начинающему автору

 

Литература изъята из законов тления.
Она одна не признает смерти.
М. Е. Салтыков-Щедрин

 

Ни для кого не секрет, что в литературе множество самых различных жанров, каждый из которых обладает яркой индивидуальностью и непростым нравом. Мы со временем остановимся на каждом из них, однако сейчас хочется поговорить о рассказе. Он всё-таки и по объёму меньше, да и структура у него более прозрачная, нежели у романа-эпопеи или даже повести.

 

Зародились рассказы на основе древних мифов, преданий и сказок. Но если последние в своей основе задержали фантастические события, то рассказы стали известны своей реалистичностью и правдивостью. Даже если автор всё и берёт из головы, то это явно могло бы произойти в нашей с вами повседневной жизни. Самое интересное, что в России рассказ как жанр долгое время не особо признавался. Принято было делить произведения по форме: малые относили к повестям, а большие – к романам. И только во второй половине XIX века ситуация несколько изменилась. Люди стали разграничивать повесть и рассказ, выделив у последнего ряд особенностей.

«Рассказ какой жанр» — 842 раза в месяц спрашивают пользователи «Яндекс».

 

 

 

 

Особенности рассказа

 

  1. Относительно небольшой объём (признак этот весьма субъективен, так как у каждого писателя свои мерки).
  2. Непродолжительный отрезок времени. Вряд ли автор будет описывать всю жизнь героя, скорее он остановится на каком-то значительном эпизоде.
  3. Одна сюжетная линия. Вы не увидите в рассказе сплетения судеб, не станете свидетелем многих событий.
  4.  Один главный герой. В крайнем случае – несколько.
  5. Ограниченность пространства. Если смена обстановки и будет происходить, то крайне редко. Вспомните, что действие  рассказа Чехова «Хамелеон» разворачивается исключительно на базарной площади.
  6. Центр повествования. Все поступки, все слова должны сводиться к одному смыслу. Рассказ – это не самая подходящая форма, чтобы успеть сказать много.
  7. Отсутствие воды. Никаких лирических отступлений, длительных экскурсов в прошлое и собственных философских монологов. События развиваются динамично.
  8. Определённая композиция: завязка (порой достаточно одного предложения или абзаца) – развитие действия — кульминация (самая эмоциональная сцена) – развязка (вздох облегчения и переваривание прочитанного).
  9. Непредсказуемая концовка. Никаких поучений, наставлений и прочей демагогии. Всё крайне эффектно и внезапно.

Некоторые в отчаяние обращаются к поисковику: «помогите написать рассказ». Не отчаивайтесь, лучше обратитесь к обучению. Так как же написать такой рассказ, который завладеет вниманием читателя с первых строк, будет держать его в постоянном напряжении, а потом заставит перечитать себя ещё несколько раз и посоветовать знакомым? В нашем литературном мире нет ничего невозможного. Было бы желание. И старание. Итак, несколько советов.

 

 

правила написания рассказа

 

 

Как написать хороший рассказ. Или всё уже написано до нас?

 

Один мой знакомый «поэт» не читает книг, потому что это, как он говорит, губит его вдохновение. Очередная книга говорит нам о том, что всё уже давным-давно сказано и умело обработано. Несчастная любовь, преступление от скуки, отказ от ребёнка, убийство для наживы – всё это крайне банально и типично. Но до поры до времени. Что можно сделать с избитым сюжетом? Конечно же, привнести что-то исключительно свеженькое. Надо придумать то, чего читатель явно не ожидает. Нужно выразить те мысли, которые ещё никому не приходили в голову. Заставляйте солнце светить там, где люди ждут зимы и холодов. И пусть идёт дождь там, где читатель предвкушает абсолютно сухую погоду. Сколько людей, столько и мнений, а это значит, что любой сюжет можно пронести через себя любимого и не идти проторенной дорожкой, а свернуть в овраг, где пока ещё нет чужих следов. Страшно? А что делать!

 

 

Начало рассказа

 

Читатель обратил внимание на ваш рассказ? Пусть даже и случайно, но природное любопытство взяло верх. Он коснулся взглядом первых строчек и … А дальше всё зависит от вас: уйдёт он или останется.  Так как написать рассказ?..

 

Рассказ должен начинаться мгновенно, без длительных вступлений и туманных размышлений. Сравните:

  1. Он вышел из крайнего подъезда кирпичного дома. На нём была бежевая куртка, светлые брюки и чёрные ботинки. Его коротко стриженые волосы перебирал разгулявшийся ветер. Солнце светило так ярко, что ему приходилось зажмуривать глаза. Его мысли были далеки от этого суетного мира. Он думал о том, как пойдёт сегодня на свидание, как будет хорошо им оттого, что наступил вечер…» Тут кто-то хлопнул его по плечу и сказал: «А теперь я буду тебя грабить, брат». Он удивлённо обернулся и т.д.
  2. «А теперь я буду грабить тебя, брат», — послышался сзади чей-то голос, а сильная рука уже сдавливала хрупкое плечо юного денди. Мысли о приятном свидании вмиг улетучились.

 

Безусловно, в обоих случаях можно написать замечательный рассказ, но дело в том, у читателя всегда мало времени и большие запросы. Поэтому начало повествования должно напоминать водоворот событий, вырваться из которого уже не получится.

 

 

Юмор в рассказе

 

Обычно каждый человек любит хорошенько посмеяться над какими-нибудь нелепыми ситуациями и неурядицами. Даже если вы пишите серьёзный рассказ, не бойтесь поставить героя в комичное положение, конечно, если это не противоречит общему замыслу.  Пусть читатель легонько посмеётся и посочувствует ему. Он только что вымыл машину? Пошлите с небес неразумного голубя! Она только что надела новые колготки? А соседская собака так обрадовалась ей во дворе!

 

Чем больше таких житейских ситуаций будет в вашем рассказе, тем ближе он станет читателю, ведь эти вещи случаются с каждым из нас постоянно. Пока мы ждём очередь в магазине, перед нами берут последнее мороженое, а потом мы на мгновение опаздывает в нужный автобус и вынуждены ждать следующего. А тут ещё дождь начинается!

 

Пусть люди улыбаются, читая ваши рассказы. Возможно, это поможет им пережить собственные неудачи, прошлые или будущие. Все действия должны казаться знакомыми и правдоподобными. Тогда тот, кто по ту сторону рассказа, явно останется вашим добрым другом и будет ждать новых текстов.

 

 

Герои рассказа и их имена

 

Банальные истории под новым ракурсом – это одно. А вот банальные имена – это уже совершенно другое. Имена должны звучать и переливаться, как тысячи самых звонких колокольчиков. Имена должны врезаться в память и оставаться там хотя бы до следующего рассказа.

 

Конечно, не надо особо усердствовать и наделять всех экзотическими инициалами. Однако главного героя выделить можно. Пусть это будет русское имя, но редко встречающееся. Например, Антонина или Матвей. Ещё лучше будет, если вы заглянете в характеристику имён и выберите то, что наиболее подходит вашему герою.

 

Происхождение имени можно и выгодно обыграть, провести параллели с известными персонажами или придумать ещё что-нибудь крайне интересное и интригующее.

 

Помните, что имя определяет судьбу. И если, например, девочку в детстве назвали Ассоль, то это явно что-то значит. То ли девочка романтична и ранима, то ли, наоборот, цинична и эгоистична. Кстати, несоответствие – это тоже выгодный приём для привлечения внимания.

 

 

Интрига в рассказе

 

Не забывайте о том, что интрига должна быть интригой, а не перепуганным зайцем, который выдаёт себя за волка. Ищите новые пути старых проблем. Ищите что-то из ряда вон выходящее, шокирующее, удивляющее. Пусть читатели открывают рот и спрашивают: «Как»? Смело шагайте в ногу со своей фантазией и не бойтесь новаторства.

 

Если в начале произведения мужчина сталкивается с женщиной, всем сразу становится ясно, чем это закончится. Однако в ваших силах сделать так, чтобы главный герой влюбился не в саму эту даму, а, например, в её мать. Или дочь. Банально? Тогда придумайте ещё что-нибудь более интересное.

 

Если в начале рассказа герой ожидает повышения, то пусть в конце он неожиданно сменит место работы, а то и вовсе захочет овладеть другой профессией.
Станьте для читателей Карлсоном, который прилетает в тот момент, когда становится невыносимо скучно и делать совсем нечего. И улетайте также внезапно, оставляя приятные воспоминания и надежду на новую встречу.

 

 

Сюжет и фабула рассказа

 

Вы можете быть мастером вымысла и интриг, великим гением мысли и эрудированный человеком, но пока вы не наточите своё перо и не начнёте красиво писать, ничего не выйдет.

 

Написать рассказ – это найти золотую середину: обращать внимание на важные детали, но не затягивать сюжет; удивлять, но не разочаровывать. Представьте, что ваше повествование – это волны. Если они слишком сильные, то есть вероятность захлебнуться. А если их нет, то начинает чего-то не хватать.

 

Не бойтесь лишний раз перечитать абзац, который вы только что написали. Все ли слова на своих местах? Нет ли в нём излишней информации? Хотел бы я продолжать читать?

 

Действительно, самое лучшее, что можно сделать – это поставить себя на место читателя. Все мы любим качественную литературу, но при этом бываем слепы к своим творческим опытам. Нас ослепляет писательский эгоизм. Мы считаем себя великими писателями и не находим в себе изъянов.

 

А ведь рассказ – это крайне малая повествовательная форма. В рассказе труднее скрыть свои профессиональные недостатки. Если в романе-эпопее мы можем чего-то не заметить, то в рассказе всё представлено, как на ладони. Каждое слово имеет своё смысл, каждая фраза становится острым клинком, который бьёт сразу в цель.

 

А цель наша – понравиться читателю. Сделать так, чтобы он проникся нашим рассказом, чтобы он хотел прочитать ещё и ещё. Пусть всем и не угодишь, но есть универсальные шаги, которые должен сделать каждый рассказчик.

 

 

7 ключей к успешному рассказу

 

Итак, выделим семь ключей к успешному рассказу:

 

  • Оригинальность мышления и новаторство.
  • Захватывающее начало.
  • Сжатое, но эмоциональное повествование.
  • Мастерство стиля и устранение любых изъянов.
  • Яркая интрига и неожиданная развязка.
  • Умеренное чувство юмора.
  • Умение поставить себя на место читателя.

 

Теперь мы знаем, как написать рассказ. Всё остальное, как говорится, дело техники и вдохновения. Беритесь за перо и сочиняйте, сочиняйте, сочиняйте… Лучше, конечно, сначала набросать краткий план рассказа, обозначив основные действия.  Когда всё будет готово, читаем ещё раз, дорабатываем, украшаем и преподносим любезному читателю новое литературное блюдо, ожидая с замиранием сердца первых отзывов, чтобы знать, к чему ещё стремиться. А стремиться, поверьте, всегда найдётся к чему!

 

Для начала пробуйте написать небольшой рассказ. Известно же, что краткость — тёща сестра таланта! Ни пуха ни пера!.. В следующей статье поговорим об очерке (обязательно прочтите! А так же уделите внимания статье об эссе — здесь). И, конечно же, прочитайте эту статью о написании книги.

 

 

 

P.S.  Друзья! Вопрос ко всем: как вы смотрите на то, чтобы провести «Конкурс одного рассказа»? А так же — на идею конкурса чтецов (записывается видео участника, на котором он читает стихотворение классика или современника)? Пишите в комментариях — обсудим в живой дискуссии.