Встреча с читателями как способ продвижения
Здравствуйте, уважаемые читатели LITER-RM.RU. Сегодня поговорим ещё о самом важном и действенном способе продвижения своих книг – о встрече с читателями. Ранее мы уже писали о продвижении посредству буктрейлера в этой статье, по средству собственного авторского блога – здесь.
Встреча с читателями
Если вы написали книгу, то, скорей всего, понимаете, что теперь кое-кому и кое-чем обязаны. Прежде всего, своим первым читателям, без которых всё ваше творчество будет обычным листком бумаги, немым и бессмысленным. Можно, конечно, восклицать, что угодно. Можно бить себя кулаками в грудь и доказывать, что вам абсолютно безразлично людское мнение. Можно жадно твердить, что вы пишете для себя и только для себя. Но это всё уже, друзья мои, чистой воды графоманство. Точнее его признаки. Настоящий же писатель, хоть и получает от своих мук творческих радость и удовлетворение, да делает это, прежде всего, для тех, кого толком не знает и даже никогда не видел. Возможно, даже для тех, кто ещё не родился и готовится родиться лишь спустя пару сотен лет. Вот это и есть истинное значение искусства. Вот это и есть истинный смысл писательства.
В наши дни нелегко представить себе писательский труд без читателей и непосредственного общения с ними. Есть, безусловно, и известные писатели, которые отгородились от всего мира и от живых людей, построили себе домик в глуши деревенской или на земле необетованной и продолжают творить шедевры. Такую картину можно наблюдать в книге Дианы Сеттерфилд «Тринадцатая сказка», «Тайная жизнь» Дианы Чемберлен. Пример необщительного творца идеально дан в модной ныне книги «Виноваты звёзды» (Джон Грин). Пожалуй, список можно продолжить. А может, вам известны и реальные люди с реальной потребностью жить «вне социума».
Однако стоит привести и другие примеры, когда писателям небезразлична их публика, которые постоянно общаются с читателями и выстраивают гармоничный диалог, выясняя слабые и сильные стороны своего творчества.
Существует несколько способов такого общения. Например, ведение собственного блога, где автор еженедельно делится своими мыслями и планами, участвует в обсуждениях собственных книг и отвечает на многочисленные вопросы, делясь опытом и приводя примеры из жизни. Мне известны блоги иностранных писателей, которые с радостью общаются с нашими соотечественниками и принимают искренние слова благодарности. Я русский бы выучил только за то… Впрочем, наши ребята тоже не подводят и прекрасно могут скомпоновать обращение из английских словечек.
Но блог и сайт, несмотря на то, что нужны и важны в нашем деле, не позволяют достичь максимального контакта, ведь читатели всё равно остаются «по ту сторону». Именно поэтому устраиваются творческие вечера с писателями, которые готовы прийти, поговорить и подарить автограф на собственную книгу. Кто-то таким образом презентует своё новое творение, а кто-то просто любит быть на виду у тех, кто его ценит. Он с радостью раскрывает часть своей души и охватывает взором своих почитателей, примерно прикидывая, чего он смог достичь за свою писательскую жизнь.
Удивительно, но даже зарубежные и явно не страдающие от невнимания и безденежья автора, с величайшим азартом приезжают в Россию и встречаются с людьми. Так, например, мне известно время, когда в Россию приезжал Бернар Вербер, который является одним из самых модных французских писателей, чьи произведения имеют весьма противоречивые отклики.
Творческие вечера могут быть сложнодоступные, куда попасть весьма проблематично, а могут проходить на территории книжного магазина или библиотеки со свободным входом. Так проходила одна из творческих встреч Дмитрия Силлова в Санкт-Петербурге.
Если автор пока ещё не очень знаменит, но уже засветился на литературном небосклоне, то регулярные встречи с читателями могут стать естественной рекламой и толчком для дальнейшего продвижения. Необязательно устраивать себе званые вечера, арендуя дорогостоящие помещения. Порой бывает достаточно проявить инициативу и прийти в школу или даже в детский садик, если вы написали что-то для малышей. Можно зайти в местную библиотеку, принести туда пару экземпляров своей книги, а чуть позже устроить встречу, к которой, конечно, стоит основательно подготовиться и подумать, есть ли то, что вам следует обязательно рассказать о себе и своих книгах.
Когда вы видите вживую своих читателей, когда отвечаете на их порой наивные, но искренние вопросы, вы начинаете понимать, ради чего, собственно, вы здесь. Ничто не сравнится с живым общением, которое позволяет видеть реакцию людей на свои слова. Которое позволяет ощущать их ауру, впитывать в себя их сомнения, страхи, радости и горести. Которое даёт возможность видеть их глаза, понимать их прозрачные намёки и осознавать, чего ещё от вас ждут. «Не разочаруй нас», – очень часто звучит молчаливый призыв, который писатель просто обязан услышать, чтобы не скатиться со своего сложного пути и не встать на проторенную тропу лёгкого успеха.
Кстати, живой контакт с публикой – это ещё и отличный стимул развиваться, нести ответственность за свои слова. Может быть, временами вы будете слышать что-то обидное, кто-то в чём-то упрекнёт вас, но и это мнение имеет определённую ценность. Это мнение говорит о том, что не всё так просто, и когда вы пишете, вы не просто играете словами и предложениями, вы хватаете читателя за душу, раздражаете её рецепторы и вкладываете нечто своё, с которым эта душа может и не согласиться.
Безусловно, общаться с читателями надо. Как можно чаще. Как можно глубже. Как можно искреннее. Не просто тараторить задуманное, не просто механически отвечать на вопросы, но видеть перед собой личность каждого человека. Понимать, что ваша книга, возможно, что-то изменила в нём, направила в определённое русло мыслей и поступков. Чувствуете, какая ответственность?
Когда же никого не видишь, не чувствуешь и не осязаешь, складывается ощущение, что можно творить всё, что душе мятежной захочется. Что можно коверкать прописные истины, подменять настоящие ценности и хитрить в сюжетных коллизиях только потому, что вам это удобно.
Мы недавно говорили о литературных неграх. Так вот мне кажется, что их главное отличие от настоящего писателя – это именно ответственность. Осознанное понимание происходящего. Осознанное понимание влияния, которое ваше слово оказывает на чью-то жизнь. Звучит, может быть, и наивно. Вы скажете, что вы только начинаете и ещё не умеете управлять сознанием. Но ведь каждое сказанное выражение подчас западает кому-то в голову и меняет человека навсегда. Разве не так? И не надо быть культовым и дорогим писателем, чтобы иметь возможность произнести нечто, имеющее великую силу. Так что, друзья мои, находите свою публику, общайтесь с ней, уверяйтесь в том, что вас правильно поняли, ведите любознательные дискуссии и набирайтесь опыта у тех, кто стоит по ту сторону. Успехов!
Новости
1. Ещё раз ввожу всех в курс дела (наверное, уже в 10 раз!): конкурс активных комментаторов приостановлен. Причин несколько. Но одна из них вполне оправдана, хоть и банальна: нет денег на призовой фонд. Убеждает? Спасибо за понимание.
2. У меня началась сессия. Продлится до 25 июня. Модерацию комментариев на блоге и публикаций на “Литературном трамплине” буду осуществлять до 12.00 и после 21.00 МСК.
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
ПОмню, был какой-то советский фильм, может – Ералаш, не суть… Там по сюжету автор выступал перед детской аудиторией, класс пятый, шестой, делясь перед пионерами своей работой. Он долго и нужно говорил о героях, о смысловой нагрузке, а потом одна толстая активистка спросила: – У кого есть вопросы к товарищу писателю? В классе стояла гробовая тишина, пока какой-то мальчик не вскочил на парту, размахивая руками, и в лицах представляя сюжет рассказа. Это заметно оживило встречу писателя и читателей…
Я это к тому, что не каждый писатель,наваявший нетленку, может интересно донести ее смысл до читателя. Некоторым лучше промолчать, и пусть автор сам догадается, о чем это там…
Я с симпатией отношусь к тем авторам, которые даже при огромной популярности себя не пиарят, а напротив, стараются больше работать, чем рассказывать о своей личной жизни и методах работы. Они не считают нужным быть на виду, и не потому, что сказать нечего, а потому что не видят в этом смысла. Их книги говорят сами за себя.
Да, иногда требуется раскрутить того или иного автора, в случае, если издательство планирует заключить долговременный контракт. Если готовится серия книг одного автора, то такое рекламное действо вполне оправдано.
Раньше, в мою бытность при Советском союзе, в классы приходили библиотекари, и подробно рассказывали о новинках, что планируют получить на свои полки. Я до сих пор помню, что записывалась в очередь за книгой “Понедельник начинается в субботу” Стругацких. Это тоже хорошее решение, потому что автор к нам вряд ли смог приехать, разве что в Москву.
Идея ходить по школам, может и неплоха, но я знаю, как заняты школьники, и поэтому не каждый класс останется на беседы с писателем, тем более – не знаменитым. Но как вариант… может быть.
Скорее, это все лучше проводить в библиотеках, на семинарах, где собирается творческая молодежь, начинающие авторы. Там и прочесть можно, и побеседовать, и послушать отзывы и справедливую критику.
А для начала надо написать что-то стоящее, о чем можно было без стеснения говорить.-
Абсолютно верно Алефтина…
-
Во многом согласна с вами. Но порой бывает и так, что автор, чей талант не вызывает сомнений, тоже вынужден “продвигать” себя. Очень хорошо и интересно о встречах с читателями пишет Дина Рубина. Она не из тех писателей, что “любят быть на виду”, но поддерживает связь с почитателями ее таланта. Кстати, на мой взгляд, ее книги можно читать и как руководство начинающему писателю, она выдает много секретов и хитростей.
-
Не согласен с Алефтиной.Книги не говорят,когда они в ящике письменного стола.Или говорят уже от другого лица, как плагиат. Сейчас проще издать книгу,но нет возможности предложить,распространить.Я издал книгу и попробовал предложить в книжном ряду на центральном рынке.Так меня там обругали и хотели вызвать охрану.
-
Интересно.
Как же хочется “творить всё, что душе мятежной захочется” при этом не “коверкать прописные истины, не подменять настоящие ценности и не хитрить в сюжетных коллизиях только потому, что это удобно”.
Я за добровольное цивилизованное взаимосотрудничество воспитанных людей: автора и читателей.