художественные средства в литературе

 

О пользе художественных средств

Когда я училась в школе, излюбленным вопросом учителя литературы был следующий: «Какова роль художественных средств в этом стихотворении (или отрывке, эпизоде, сцене)?». Уже тогда я писала стихи и понимала, что творческий человек всё пишет спонтанно (прочтите статью о вдохновении), не особо задумываясь о том, где и какое слово надо употребить. Это значительно позже я поняла, что такое интуитивное чутьё языка вырабатывается годами или даруется свыше. Всем же остальным нужно долго и кропотливо трудиться (а вот статья о труде писателя) над каждым словом, каждой строкой, чтобы получилось нечто стоящее.

 

 

Зачем, собственно, нужны эти художественные средства и почему нельзя обойтись без них? Во-первых, не стоит забывать, что мы, писатели-профессионалы и скромные новички, имеем дело с художественным стилем. А он уже подразумевает некую образность, красоту и выразительность. Во-вторых, писатель – это художник слова, это мастер ассоциаций и великий созерцатель. Поэтому как поэту, так и прозаику мало одного языкового пласта, им недостаточно использовать первое и поверхностное значение слова, им важно проникать в суть образа, в глубину тревожимой мысли (о некоторых приёмах писателей статья тут).

Уже неоднократно говорилось и о том, что читателя надо привлекать и заманивать. Если вы ему скажете: «Здесь дом, а там речка. Пошли за мной», то он вряд ли заинтересуется дальнейшим и оторвётся от насущных проблем. Если же вы мимоходом заметите, что перед вами ветхая и затейливая постройка, чьи окна веют старинными тайнами, а рядом протекает маленькая речушка, которая дышит вместе со временем и может поведать много всего интересного, то считайте, будто полдела уже сделано: читатель уже готов вкушать ваше повествование и разгадывать все ребусы, которые вы ему любезно предложите.

Впрочем, художественные средства (или тропы, как их ещё именуют) – это не только незаменимые элементы общей картины. Это ещё и авторская оценка, общий тон и фон произведения, и многое другое, о чём порой ни читатель, ни писатель даже не подозревает…

 

 

Какие же средства художественной выразительности существуют?




Начнём с безусловных лидеров любого литературного шедевра. Это у нас эпитет, метафора и сравнение. Пожалуй, мы не будет сейчас вторгаться в дебри литературоведения и говорить о том, что эпитет – это лишь разновидность метафоры. Рассмотрим всю троицу как самостоятельные художественные приёмы.

Итак, эпитет… Вот уж истинный король описания! Без него не обходится ни один портрет, ни один пейзаж, ни один интерьер. Порой правильно подобранный эпитет важнее целого абзаца, который создаёт автор для уточнения. Как правило, мы имеем дело с именем прилагательным или причастием, которые наделяют тот или иной образ дополнительными характеристиками и свойствами. Только не надо путать эпитет с обычным определением.

Давайте сравним несколько примеров, попробовав описать глаза: карие, живые, большие, бездонные, лукавые,  накрашенные. Наша задача разделить предложенные прилагательные на две группы: естественные (объективные) свойства и дополнительная (субъективная) характеристика. Таким образом, получается, что слова «карие, большие и накрашенные» передают то, что лежит на поверхности и способен увидеть каждый. Это очень важно для того, чтобы мы могли представить себе внешность героя. Но вот о его характере, о его внутренней сущности лучше всего расскажут именно «живые, бездонные, лукавые». Мы можем заподозрить, что перед нами очень неординарный человек, обладающий подвижной душой и склонный к разным родам выдумкам. Что ж… Вот в этом и заключается основная работа эпитетов: указывать на то, что скрыто от первичного осмотра.

Метафора же – это скрытое сравнение, которое будет выражаться именем существительным. Задача автора здесь – это сравнить объекты и явления, но сравнить очень тактично и аккуратно, чтобы читатель не догадался, что мы навязываем ему этот образ. Примерами такого тропа могут быть следующие сочетания слов: рассвет пожаром заалел на небосклоне или роса крохотными слезами легла на землю.  Рассвет сравнивается с пожаром, а роса со слезами. Вполне всё закономерно.

Наконец, самый простой приём – это сравнение, которое даётся напрямую с помощью союзов «как, словно, будто, как будто, точно». Привести пример будет достаточно легко: глаза, как жизнь; роса, будто слёзы; дерево, словно старик. Но следует знать, что употреблять сравнение, как и метафору, и эпитет, следует не только ради экстравагантного словца. Текст должен быть лишён хаоса, он имеет влечение к стройности и изяществу, поэтому перед каждым тропом надо отдавать себе отчёт, что вы этим хотите сказать, в каких целях вы употребляете его. Если пожимаете плечами и наивно улыбаетесь: Мол, просто так. Пусть будет», то лучше отложить писательство до нужных времён, когда вы чётко осознаете необходимость доводить до совершенства каждую словесную единицу.

 

Ещё несколько знакомых приёмов – это антитеза (противопоставление), гипербола (преувеличение) и инверсия (обратный порядок слов).

Антитеза может быть как узкая (в пределах одного предложения или абзаца), так и развёрнутая (на нескольких страницах или главах). Очень часто приём встречается в классических произведениях, где надо сравнить двух героев. Так, например, А.С. Пушкин в «Капитанской дочке» сравнивает Гринёва и Пугачёва, а чуть позже Н.В. Гоголь создаст противоположные портреты знаменитых братьев: Остапа и Андрия.

Гипербола – излюбленный приём сказок, былин, баллад. Впрочем, такая гипербола, как «он бы мог съесть целого кабана» вполне уместна и в любом рассказе, романе и любом другом реалистичном произведении.

Как можно уже догадаться, инверсия служит для придания дополнительной эмоциональности. Чаще всего её можно встретить в поэзии, однако не обходится без неё и проза. Можно просто сказать: «Этот дом был красивее остальных». А можно выкрикнуть: «Дом этот красивее остальных был». Вот вам сразу и необходимая экспрессия, и задор и много всего, чего только пожелаете.

Кстати, хорошо идёт и такая художественная приманка как ирония, скрытая насмешка автора. Безусловно, серьёзное произведение должно оставаться серьёзным, но скрытый подтекст порой демонстрирует не только остроумие писателя, но и просто заставляет читателя на время перевести дух и подготовиться к другой, ещё более напряжённой сцене. А вот, где ирония совсем незаменима, так это в любом юмористическом произведении. Если хотите поучиться у великих мастеров, то читайте на ночь коротенькие рассказики Чехова и Зощенко. Вот уж где смех, скрытый и открытый! Сразу стоит упомянуть и сарказм. Это уже смех недобрый, он скорее выявляет пороки и недостатки, нежели создаёт светлую атмосферу. В качестве демонстрации сарказма возьмите в руки сказки Салтыкова-Щедрина.

Забыли упомянуть также олицетворение, позволяющее каждый раз демонстрировать жизнь окружающего мира: зима ворчит, снег танцует, а вода песни поёт. Олицетворение – это перенос свойств одушевлённых объектов на неодушевлённые. Все мы знаем, что зевать может только человек и животное. Однако в литературе нам часто встречаются такие образы, как зевающая дверь или зевающее небо. И вот уже первый образ подчёркивает сонную атмосферу в доме, возможную скуку и одиночество. Зевающее небо может также помочь автору создать нужное настроение у читателя, подготовив его к той или иной сцене.





Следующий достаточно интересный приём – это оксюморон, т.е. сочетание несочетаемого. Это вам и горячий лёд, и праведная ложь, и православный чёрт. Такие слова, подобранные совершенно неожиданным образом, могут сослужить хорошую службу как для любителей философских трактатов, так и нетерпеливых фантастов. Порой одного оксюморона достаточно, чтобы выстроить целое произведение, имеющее и неразрешимый конфликт, и дуализм бытия, и тонкую ироничную основу.

Интересно, но вот эти «и, и, и», которые я использовала в предыдущем предложении, это тоже художественное средство, называющееся многосоюзием. Зачем это многосоюзие нужно? Да хотя бы для того, чтобы расширить диапазон повествования и показать, что, например, у этого человека есть и ум, и красота, и обаяние, и смелость… А вот другой герой умеет и плавать, и рыбачить, и дома строить, и книжки писать… Одним словом, весьма одарённые личности перед нами. Но чаще всего многосоюзие используется с ещё одним приёмом под названием «ряды однородных членов предложения». Тот случай, когда одно без другого очень сложно представить.

Не стоит забывать и про риторические вопросы. Да, они не требуют ответа, но зато имеют замечательное свойство уводить читателя в пучину мысли. Пожалуй, нет ни одного человека, который бы не слышал самые знаменитые вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?». Не менее знаменит и гамлетовский «Быть или не быть?». Самое забавное, что писатель лишь раз изобразил его на бумаге, а сколько столетий человечество уже ломает голову над этой загадкой! Вот уж истинная сила писательского мастерства!

Безусловно, мы сегодня рассмотрели не все художественные средства. За гранью нашего сегодняшнего разговора остались парцелляция (разделение предложения) и синекдоха (единственное число вместо множественного), эпифора (повтор концовок предложения) и анафора (схожее начало предложений), литота (преуменьшение) и перифраз (слово заменяется кратким описанием). Наша литература, к счастью, наполнена огромными возможностями, которые мы просто обязаны постигать каждый раз, когда в очередной раз садимся за перо (ручку или клавиатуру).




В наших руках находится великая сила слова, которая, подобно таинственной глине, способна образовывать новые существа и целые миры. Писатель – это творец, и в его творении всё должно быть прекрасно, поэтому очень важно следить за каждым своим действием, за каждым своим шагом на пути к покорению Музы. Литературное произведение – это сложное полотно, которое требует не только профессиональных знаний, но и языкового чутья, авторской интуиции, сокровенного наития. Недостаточно просто выучить теорию и узнать, что есть каждый художественный приём. Следует научиться управлять художественной ценностью текста, подбирать только те тропы, которые действительно обогатят ваше произведение, а не станут проявление безвкусицы и бездарности. Да, предстоит сложный и упорный труд, зато какая награда скрывается в конце!