Талант писателя. Или как стать хорошим писателем.
Здравствуйте, дорогие читатели блога – писатели, любители литературы и просто не равнодушные. Продолжаем знакомиться с секретами писательского мастерства. В прошлой статье мы уже говорили вкратце о природе писательства и о необходимости правильно развиваться в этом ремесле (см. тут). А чуть ранее рассказывали о безусловной необходимости работы со словарями (см. здесь). Писатели и их произведения, природа таланта и навыки писательского труда, секреты мастерства и популярности – обо всём этом и многом другом мы будем рассказывать далее.
Талант писателя.
И на краю бездны он
все ещё цеплялся за карандаш.
Элиас Канетти
В одной из статей мы уже касались вопроса о том, как стать писателем и с чего стоит начать. Но ведь несколько мудрых советов не помешает даже тому, у кого за спиной уже несколько лет литературного творчества. А всё потому, что нет предела совершенству. И останавливаться на достигнутом – это значит зацементировать несчастную Музу, которая, как пёрышко, движется дыханием жизни.
О природе таланта писателя.
Собственно, а что такое талант писателя? Говорят, что это данность. Либо есть, либо нет. Но как получается, что человека сначала порицали за его произведения, обвиняли в бумагомарательстве, а уже через несколько лет начинают публиковать и восхищаться его творениями, ожидая всё новых порций литературных шедевров?
К сожалению, талант писателя невозможно определить сразу. Точнее могут это сделать лишь немногие. Единственный совет, который обычно даётся: «упражняйтесь». И только так. Разве можно узнать, хороший ли ты охотник, если никогда не держал в руках ружьё? А наши знаменитые конькобежцы всегда умели стоять на коньках? Скорей всего их славе и признанию предшествовало много неудач и слёз, падений и осмеяний. Однако главное не сдаваться и не давать себе спуску. Постоянные упражнения в литературе не только разовьют ваш вкус, но и значительно повысят в глазах понимающих людей.
Невозможно просто прийти и сказать: «У меня есть талант писателя». А на просьбу показать его, вы пожмёте плечами и с улыбкой скажете: «Зрите в корень». Но мир состоит не только из провидцев и мудрецов. Чтобы что-то кому – то доказать, нужно сначала очень много трудиться, оттачивая своё мастерство, как самый упрямый камень. (Узнать о технике написания рассказа можно тут). Есть результат – хорошо. Нет – значит, действительно, надо сменить своё мнимое призвание на то, где вы можете проявить себя в полной мере. То, что не обнаружили в себе талант писателя, вовсе не означает, что в другой (-их) сфере (-ах) жизнедеятельности вы не сможете развиваться и безгранично самосовершенствоваться.
Как стать писателем.
Приёмы писателя
Буквально на днях в книге Бернара Вербера «Смех Циклопа» была дана фактически пошаговая инструкция по написанию книги. (О том, как написать повесть – читайте здесь). Главный герой вёл расследование с целью насобирать материал. Материала действительно было много, весь он тщательно выписывался в специальном блокноте. Но что делать дальше? Структура!
Задайте себе и запишите основные вопросы, которые хотите поставить в произведении. Например, почему ненависть сильнее любви или наоборот. Подумайте, какие ответы хотите получить в конце. Как получилось так, что ваша героиня в 50 лет осталась одна, хотя подавала большие надежды на счастье? И так далее. Главное, что этих вопросов не должно быть много. Один самый главный и несколько попутных.
Дальше попытайтесь выстроить сюжетную линию. Какие основные события произойдут под вашим пером? Дайте им названия, раскройте для себя смысл каждого поступка.
Пропишите героев. Какие основные характерные черты им присущи? Как это скажется на общем действии?
Наконец, уделите внимание деталям. Иной раз обычный зонтик будет не только центром повествования, но и связующим звеном всех ваших коллизий.
Пожалуй, последнее, о чём надо думать (но думать весьма основательно и качественно), – это о названии произведения. Оно родится само после того, как вы в сотый раз перечитаете своё творение и внесёте дополнительные поправки. Только постарайтесь, чтобы название отражало суть книги или искрилось своей эксклюзивностью. Пусть оно интригует, а начало произведения сразу затягивает читателей, которые просто из любопытства открыли книгу. Не упускайте возможности показаться внезапным и неожиданным. Литература позволяет вам реализоваться всецело, даже если в жизни вы являетесь совершенно другим человеком. Не надо описывать только себя настоящего и жаловаться на жизнь. Цепляйте прохожих своим остроумием, умело жонглируйте словами, не бойтесь неожиданных поворотов сюжетной линии. Пусть ваша книга станет провокационной, но останется жить. Это гораздо лучше всех тех рукописей, которые описывают посредственность и остаются незамеченными среди других сестёр по несчастью. Используйте по максимуму приёмы писателя.
Не потерять интерес читателя
Пожалуй, одна из самых сложных наук писателя – это удержать внимательный взгляд читателя и не допустить его скучающих зевков. Привлекательное название – это только часть успеха, так как ваш читатель открыл книгу. Первые строки завлекли его и заставили перевернуть страницу. Но что дальше? Уже сейчас, сидя на месте за своим рабочим столом, вы можете либо привлечь, либо оттолкнуть своих читателей. Встаньте на их место и подумайте, стали бы вы дочитывать то, что лежит перед вами.
На самом деле существует несколько приёмов писателей, которые позволят продлить дальнейший интерес к книге. Например, не делать из главы конечное повествование. Пусть она обрывается на самом интересном и неожиданном месте. Очень эффективный психологический метод. Когда ваш собеседник на остановке рассказывает что-то крайне увлекательное, а на месте интриги приходит автобус, вы сядете в него или предпочтёте дослушать историю? Думаю, что всё-таки второе. Конечно, если вы не опаздываете на важное заседание, где вас намерены сделать генеральным директором.
Далее можно давать намёки на какую-то фантастическую развязку. (О жанре фантастики читайте в этой статье). Пусть читатель рвётся от главе к главе, преодолевает желание пропустить страницы и мечтает разгадать тайну вместе с вашим героем. Заставьте его поломать голову и предвосхитить дальнейшее развитие событий. Покажите ему тень ответа и снова умело увильните в сторону. Нет, не пришло ещё время. Читай дальше, друг.
Кстати, тот же самый Бернар Вербер, о котором уже шла речь ранее, рассказывал об анекдоте, который помог ему преодолеть творческий кризис и найти свой главный художественный приём. Это история про жёлтый теннисный мячик, который сын просил у отца на каждый важный этап жизни: окончание школы, защита диссертации, свадьба… Юноша отказывался от машин и квартир, он хотел только жёлтый мячик. И это при том, что в теннис он не играл. Отец недоумевает, но сын обещает всё рассказать в своё время. Правда, в конце он попадает в страшную аварию. Концовка весьма примечательна.
«Из-под бинтов раздается слабый голос:
— Я знаю, почему ты пришел, папа. Завтра я умру, и теперь ты можешь узнать правду.
— Не говори таких страшных вещей, сынок, ты будешь жить!
— Нет, доктор сказал, что надежды нет. И я ждал тебя, чтобы открыть тайну.
— Что ты, сынок, все это уже неважно!
— Важно, папа. Ты хотел подарить мне велосипед, мотоцикл, квартиру, машину, но я отказывался и просил желтый теннисный мячик. На это были причины. Наклонись ко мне. Я скажу тебе тайну шепотом. Я хотел желтый теннисный мячик потому, что… хр-хр-хр…
И умирает».
Тайна остаётся тайной, но сам приём писателя действительно восхитительный, так как держит читателя в постоянном напряжении. Можно, конечно, в конце и дать самый банальный ответ, но зато вся книга будет пронизана лучами интереса. Нас всегда привлекает то, на что мы не знаем ответ. И здесь в любом случае вы выигрываете. Берёте замысловатую развязку, услышите: «Надо же, а я бы не додумался». Пойдёте простым путём, читатель воскликнет: «И как я сам не додумался?». Эмоции и эрудиция – это ещё одна составляющая успеха.
Отсюда, кстати, вытекает другой приём. Загадайте загадку. Головоломку. Шараду. Но такую, которую не просто будет отгадать. Станьте сфинксом для своих незримых собеседников, вступите в мысленный интеллектуальный поединок. Пусть читатель думает вместе с героем над ответом. Придут ли они к нему вместе или вмешаетесь вы – это уже дело каждого. Хорошая книга – это не та, которая веселит. Но та, которая заставляет думать. А думать, как не странно, любят даже самые ленивые. Их просто надо растормошить. К счастью, у каждого писателя в руках есть волшебная палочка.
Побудьте немножко пророком. Вы знаете, что произойдёт дальше, а читатели нет. Но чтобы заставить их томиться в ожидании, стоит хотя бы намекнуть на что-то чрезвычайно интересное и неожиданное, которое совсем скоро произойдёт. «Что же это?» – спрашивает вас читатель, а вы ему лишь загадочно улыбаетесь и ведёте вперёд, каждый раз обещая раскрыть тайну века.
Нагнетание обстановки, немножко мистики, душевной тревоги, загадочных слов – и вот уже снова даже искушённый читатель попадает в сети. Никто не любит недосказанности, поэтому всегда помните об этом.
Конечно, это не единственные приёмы, позволяющие остаться востребованным. Но думаю, что у каждого писателя найдётся в арсенале парочка хитростей, которые он изобрёл сам. Индивидуальный стиль – это ваша лучшая реклама. Некоторых писателей можно узнать уже по первой строчке произведения. И это не однотипность из-за отсутствия воображения, это не штампы и не творческая лень. Просто каждый с течением лет вырабатывает свой почерк, который узнают читатели, приобретая ваше очередное творение.
Уровни мастерства
Талант писателя – это ещё не всё… «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Для того, чтобы наблюдать за своим ростом следует понимать, что писательское дело – это та же работа, где вам присваивают различные категории и профессиональные уровни.
Начало положено тогда, когда вы только взялись за перо и начали писать всё, что приходит в голову. Письмо, запись в дневнике, сочинение…. Это тот нулевой меридиан, та точка отсчёта, откуда пошло ваше развитие. Но жизнь – это движение.
И далее вы уже начинаете перерабатывать свои идеи, пытаясь придать им словесный облик. Вы структурируете хаотичные наброски, понимаете, что такое композиция и каких типов она бывает. Но при этом вы ещё невольно копируете известных писателей, берёте тон тех произведений, которые были прочитаны ранее. Это не плохо, ведь все мы начинаем с подражания. Ребёнок тоже копирует родителей, чтобы потом занять свою социальную нишу.
Следующий этап – это готовое произведение, с которым уже можно работать. Но работа предстоит долгая и упорная. Содержание текста должно быть интересным, а смысл прозрачным и ясным. Обвинять читателей в том, что они вас не понимают, – это то же самое, что жаловаться на глухого, который вас не слышит. Осваивайте азбуку глухонемых, господа. Подбирайте ключики к умам и сердцам всех людей. Если это не философский трактат, то произведение должно быть нацелено на широкую публику. А она очень и очень разнообразна.
На следующих уровнях писатель уже свободно рассказывает интересные истории, создаёт нетипичные персонажи и всячески даёт волю фантазии. Его произведение уже понятно большинству людей, он может опубликовывать книгу в Интернете или предлагать редакциям. (Где лучше всего публиковаться читайте тут). Где-то тут начинается карьера писателя.
После долгих лет упорного труда человек вправе выйти на последний уровень, который не имеет границ. Главное здесь – это пополнять общую мировую литературную копилку, стать новатором и порождать лишь новые мысли, приёмы и идеи. Стать заслуженным мэтром литературы и служить дальнейшим образцом для начинающих авторов. Что ж такова заслуга за все писательские труды. Займёт ли это пять лет или пятьдесят – зависит исключительно от вас.
В общем, вопрос “как стать писателем” звучит банально, а если задуматься над ответом всерьёз, то приходишь к мнению, что путь к успеху, путь к овладению этим ремеслом отнюдь не прост.
Но самое главное — чтобы не получилось вот так:
С уважением, Liter-RM
Друзья! В комментариях высказывайте своё мнение о статье. Можете предложить какую-нибудь тему для обсуждения, конкурс. В общем, будем чрезвычайно рады вашему мнению.
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Отличная статья. Это моя главная мечта, но пока не получается. Одно время перешла на поэзию, но палитра исчерпана. Идеи не дают покоя, а начинаю катать – слабо, бездарно, блекло. Не могу определиться, взять все в один сюжет или разбить на три пробы. Накануне нового года забраковали с размерами и ударениями. Так хочется создать стоящую вещь – хоть для себя.
-
Очень полезная и интересная статья.Спасибо. Приму в работу все ваши комментарии.
КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ? По моему, им нужно быть в душе. Конечно, если есть задатки, то их нужно развивать.