кульминация в литературном произведении

 

Продолжаем исследовать тайны писательского мастерства. В этом цикле статей мы рассказываем о этапах развития сюжета. Мы уже говорили в прошлых статьях о композиции, о экспозиции в литературе.

 

Кульминация в литературе это... Определение кульминации

 

Пожалуй, все люди во все времена стремились получить, как можно больше новых и сильных впечатлений. Римляне несколько тысячелетий назад кричали: «Хлеба и зрелищ», а Михаил Веллер уже в наше время пришёл к выводу, что смысл жизни человека заключается в получении этих самых сильных ощущений как приятных, так и не очень. Именно поэтому в любой книге особо привлекает наиболее напряжённый момент, когда всё доходит до апогея. Речь, безусловно, идёт о кульминации художественного произведения.

 

Итак, кульминация в литературе – это острый пик нарастающего до этого момента напряжения. Не случайно, сам термин означает «вершина».

Все чувства и события накалены до предела и теперь взрываются фееричным фонтаном слов и действий. Собственно, этого и ждут многие читатели, когда берут в руки очередную книгу. Нет хорошей кульминации – нет восторженных глаз и последующих откликов.

 

Определение кульминации в Википедии:

kulminaciya_wiki

Википедия о кульминации в литературе не многословна :???: . Простим это Свободной энциклопедии :grin:  . Кстати вот ссылка на это определение кульминации в Википедии.

 

Кульминация, как правило, наступает сразу перед развязкой, когда все тайны приоткрываются, а накал страстей, достигнув верха, стремительно срывается вниз. Самая же кульминация – это тот переломный момент, то решающее действие, которое навсегда меняет сложившуюся ситуацию и не позволит вернуться к прошлому. В одной книге Гийома Мюссо есть замечательное словосочетание, придуманное главным героем, — точка невозврата. Так вот кульминация и есть та самая точка невозврата любого художественного произведения.

 

Конечно, чем объёмнее и запутанней произведение, тем сложнее будет кульминация. По сути дела, кульминаций может быть несколько, но все они будут иметь решающее значение в плане восприятия прочитанного (или услышанного).

 

Мы уже достаточно знаем о структуре произведения и понимаем, что в его основе лежит некий конфликт, который постепенно нарастает, нарастает, нарастает… И в определённый момент достигает максимальной остроты. Именно в это время герои обнажают свои истинные лица, проявляют черты характера и показывают, кто есть кто. Ситуация будто выходит из-под контроля и увлекает за собой читателя. На самом же деле, автор отлично всё контролирует и сознательно готовит столь лакомую приманку. Итак, что следует знать, чтобы расставленные сети принесли успех.

 

 

kulminaciya

 

 

Рекомендации и практические советы для  исполнения эффектной и эффективной кульминации — практическое руководство

 

  1. Кульминация характера для концентрического сюжета, где хорошо просматриваются причинно-следственные связи. В хроникальном же сюжете она запросто может отсутствовать: читатель этого даже не заметит.
  2. Если кульминаций несколько, то каждая последующая должна быть в несколько раз сильнее и эмоциональнее предыдущей. Достичь этого сложно, но крайне необходимо. Ведь если вы уже один раз удивили и потрясли читателя, то теперь он будет ждать от вас точно такого же в совокупности с ноткой неожиданности. Однако помните, что, сколько бы кульминаций вы ни вводили в повествование, одна из них всё равно должна быть завершающей, т.е. самой-самой.
  3. В кульминации полностью раскрывается проблема, которую автор исследовал в течение всего произведения. Именно на этом этапе у читателя формируется то или иное отношение к происходящему, он занимает определённую позицию и волен соглашаться или не соглашаться с писателем.
  4. Приём открытого финала строится на совпадении кульминации и завершения произведения. Вы взбудоражили своего читателя, всколыхнули его чувства и оставили в некотором недоумении. Как, например, Гоголь в своём «Ревизоре». Немая сцена. Занавес.
  5. После кульминации жизнь героев не может остаться прежней. Это та поворотная точка, преодолев которую ступаешь на новый путь. Так, например, это может быть объяснение в чувствах, смерть или гибель, кража или убийство, новость о беременности или свадьба. Одним словом, то событие, которое не оставляет шансов отступить назад.
  6. Так как кульминация – это своеобразная изюминка любого литературного блюда, продумывать её нужно долго и тщательно. Перечитывайте, находите нужные слова, пробуждайте сильные чувства, шокируйте. Если читатель остаётся равнодушным, то можно говорить о крупном провале, который ничем не исправишь. Если же ваш зритель испытал катарсис, то он останется вам благодарен не только на эти несколько минут, но и, возможно, на всю оставшуюся жизнь.
  7. Кульминация должна быть жизненной: ситуации будут узнаваться читателем, он станет примерять их на себя. Только так вы сможете вызвать сопереживание, необходимое для нужного эмоционального потрясения. Если же вы проявите излишнюю наивность, то явно не добьётесь нужного эффекта: читатель спокойно перевернёт страницу, пожмёт плечами и станет тщетно ждать душераздирающих сцен. Важно, чтобы публика верила писателю. Тогда он будет иметь успех.
  8. Кульминация должна подчёркивать сильные стороны главного героя, а не умалять их. Невозможно следить за историей человека, восхищаться им, а в самый ответственный момент ощутить неловкость за его поступки. Безусловно, вы можете рассмешить читателя и заставить его удивиться, но тогда следует очень внимательно выбирать жанр своего произведения.
  9. Кульминация должна полностью соответствовать вашему авторскому замыслу. Она должна воплощать основную мысль произведения и содержать в себе правильно расставленные акценты.
  10. Так как в книге может быть несколько конфликтов, то с помощью кульминации нужно решать самый основной из них. Второстепенные же разногласия и расхождения могут прийти к общему знаменателю как на этапе развития действий, так и в завязке.
  11. Для того чтобы добиться максимально сильного эффекта, следует держать в голове несколько приёмов (неожиданный ход, игра на чувствах, художественная справедливость, обретение героем чего-то нового). Пожалуй, стоит пояснить термин «художественная справедливость». Для этого достаточно вспомнить известную формулировку, что добро побеждает зло. Читатель всегда хочет, чтобы в конце книги злодеи были наказаны, а благородные герои обрели счастье. Если вы поступите иначе и не оправдаете подобных ожиданий, можете потерять добрую половину публики.
  12. Не забывайте про силу слова. Обязательно останавливайтесь на деталях, снабжайте происходящее красноречивыми подробностями. Невозможно объяснение в любви ограничить только словами: «Я тебя люблю». Невозможно героическую гибель оставить без внимания и заключить её всего лишь в несколько слов. Невозможно писать о чувствах и выбирать ничего не значащие слова. Слово! Именно оно породило в своё время мир. Оно имеет огромную власть над читателем, поэтому не стоит оставаться на достигнутом. Пробуйте сказать то, что читатель и без вас уже знает, так, как будто он слышит об этом в первый раз.
  13. Больше специй. Кульминация – это всегда «сверх» и «чересчур». Наверное, поэтому не стоит бояться усилить отчаяние, горе или беспредельное счастье. Увеличивайте масштаб эмоций, и читатель будет вам бесконечно благодарен. А всё потому, что каждый из нас нуждается в чём-то ярком, далёком от будничности и серости. Что ж… Пара удачных штрихов сможет придать вашей кульминации привкус непревзойдённого мастерства и превратить всё произведение в изысканную и достойную вещь. Успехов!