как написать повесть

 

Здравствуйте, уважаемые читатели литературного блога!«Как написать повесть. Жанр повести» — это продолжение рубрики «В помощь начинающему автору», которую продолжает вести Ирина Смирнова. Продолжаем познавать, как писать прозу, и постепенно подходить всё более крупным по объёму жанрам.

 

 

Жанр повести

 

Нет повести печальнее на свете…
В прошлый раз мы говорили о том, как же написать хороший рассказ и привлечь к себе внимание даже самого искушённого читателя. Сегодня речь пойдёт о более крупном жанре литературы: о повести. Она, конечно, ещё далека от романа, но мы, постепенно осваивая малые формы, доберёмся и до него.

 

 

Итак, что же такое повесть? Наверное, все слышали о «Повести временных лет», в которой заложена наша многовековая история. Раньше в повестях описывали исключительно реальные события, которые происходили на самом деле. Позже к повествованию прибавился авторский вымысел, однако всё равно мы имеем дело непосредственно с тем, что происходит в нашей жизни.

 

 

Говорить о том, что повесть длиннее рассказа, конечно можно. Только с определёнными оговорками, так как встречаются и продолжительные рассказы, и короткие повести. Поэтому стоит выделить ряд других отличительных особенностей.

 

Особенности жанра повести, или что следует знать о повести

  1. Повесть — это жанр литературы. Такой жанр существует исключительно в русском литературоведении, так как на западе он будет именоваться коротким романом, а то и вовсе к нему приравниваться.
  2. Прародитель повести – это летопись, известная своим беспристрастным стилем изложения исторических фактов.
  3. В повести героев может быть больше, чем в рассказе, но в центре – один главный герой. Именно к нему стягиваются все описываемые события.
  4. Проблематика повести, как правило, злободневная. В ней затрагиваются те вопросы, которые волнуют каждого человека день ото дня.
  5. Повествование идёт в хронологическом порядке. Отступления от общего сюжета минимальны.
  6. Обязательное присутствие смысла. Обычно он раскрывается в самом конце повести и является естественным выводом из всего произведения.
  7. Финал может быть открытым. Главное, что в повести выявляются важные вопросы, о которых читатель может потом размышлять самостоятельно.

 

Как написать повесть

Теперь, когда жанр повести перестал быть для нас диковинкой, попробуем понять простые истины, которые помогут нам в собственном творчестве.  Если рассказ нуждается в грамотном владении языком и умении коротко рассказывать о главном, то задачи повести расширяются и требуют от нас дополнительных усилий.

 

 

В поисках вдохновения

Конечно, чтобы написать повесть, нужен интересный и качественный сюжет. Здесь уже одним эпизодом не обойтись. Нужно выстраивать целую цепочку последовательных действий, подчиняющихся общей идеи. Недостаточно просто хотеть писать, надо ещё и чувствовать внутри, что тебя переполняет океан невыраженных мыслей. Когда берёшься за перо, а с него каплями на бумагу вместе с чернилами стекают слова, — это одно. А когда сидишь часами, не зная, что бы ещё придумать, — это точно никуда не годится.

 

Повесть – это река, и если воды мало, то следует не превращать её в сточную канаву, а просто немножко подождать. Неделю, месяц, год… Как только в вашу голову приходит интересная мысль, подумайте, сможете ли вы её обработать и развить. Если всё складывается удачно, то можно начинать писать. Упоённое и вдохновенно, так сказать. Если же строки пока не вылетают из души, то не надо насиловать бедную музу. Переключитесь на что-нибудь другое. Рождение прозы – это как рождение ребёнка. Когда очень хочется, всегда что-то да не срабатывает.
Где можно найти сюжет?

 

— Лично меня всегда вдохновляет живопись. Как правило, поход в Русский музей всегда заканчивается каким-нибудь стихотворением или рассказом. С повестью, конечно, сложнее. Однако моментальное впечатление может подтолкнуть и к ней. Главное, зацепиться, а дальше мысль не заставит себя ждать. Ищите необычные сюжеты, не торопитесь пройти мимо той или иной картины. Делайте записи, делитесь впечатлениями, творите!

 

— Общение с различными людьми, обмен мыслями. Тут всё просто. С людьми всегда интересно быть рядом, потому что иной раз они рассказывают такие истории, которые ещё ни один писатель не выдумал. Можете непосредственно общаться, можете наблюдать за ними (только ненавязчиво), можете даже прислушиваться к их случайным обрывкам фраз. Что-то да пригодится в написании повести.

 

— Чтение книг и просмотр новостей. Книга хороша тем, что постоянно заставляет работать нашу мысль. Новости – замечательный источник информации, необходимой для творчества.

 

Думаю, что есть и другие источники для вдохновения. Например, наша с вами память, в которой наверняка хранится много всего интересного и уникального. Почему бы не достать это всё и не переработать во что-нибудь интересное?

 

Важно помнить: информация необходима для того, чтобы заставить себя размышлять, приучить к анализу. Это первично! А вдохновение в совокупности с творческими процессами — это уже следствие, явление вторичное. И лучший источник вдохновения — всё-таки книги!

 

Подготовительный этап

Вы выбрали себе тему или неразрешимый вопрос, на который хотите ответить? Это замечательно, но недостаточно. Вы, конечно, можете разочарованно вздохнуть и опустить руки, но лучше этого не делать. Давайте лучше подумаем о наших с вами героях и тех ситуациях, которые мы им готовим. Просто закройте глаза, почувствуйте тех, о ком хотите писать. Подумайте, как будут они вести себя, какие слабости и сильные стороны им присущи. Если вы просто скажите несколько ничего не значащих слов в описании, герои так и останутся марионетками, набором символом. Читатель вам не поверит. Если же вы хотите вдохнуть в своих персонажей жизнь, то должны быть с ними на одной волне, проносить их через себя, вжиться в них.

 

Настроились? И тут наступает очередной важный момент. О чём вы будете писать? Много ли вы знаете об этом? Лукавство здесь опять же не поможет, так как читатель быстро раскусит вас и уйдёт. Заставить себя уважать? Только авторитетом. Только мастерством. Только знаниями. Для того, чтобы писать самому, нужно ещё и многое читать у других. Разговаривать со специалистами, которые могут вас просветить. Только детально изучив выбранную тему, вы сможете рассчитывать на успех. Рассказ этого особо не требовал, так как он весь держится на событии. Повесть – дело иное. Тут вам уже без глубокой подготовки не обойтись.

 

 

Чего нельзя обойти в повести?

 

Во-первых, повесть нуждается в достоверных фактах. Это всё-таки не фэнтези, где можно всё списать на авторский вымысел. Вы пишите о том, чего не было, но о том, что может произойти. Здесь и сейчас.
Во-вторых, опасайтесь путаницы. Не надо перескакивать с одной мысли на другую, даже если вам очень хочется это сделать. Повесть – жанр достаточно строгий и грациозный. Я бы сравнила его с классицизмом. Без лишних завитушек и нелепых сочетаний. Всё только по делу. Есть главный герой, есть явное начало и развитие действия (событийное поле). Не забываем про обязательный финал. Поставили точку и…
Немножко подождать и снова в путь

 

… и открыли рукопись через несколько дней. Творческий пыл поутих, вы уже спустились с небес на землю и можете адекватно оценить свои труды. Поверьте, когда перечитываешь своё произведение сразу, то кроме восторга и пару опечаток (описок), ничего более не замечаешь. Оно и понятно. Мы только что получили такую колоссальную дозу эндорфинов, что стали практически невменяемы.
А вот если перечитать всё это хотя бы через день, то сразу обнаружится много неточностей, корявых предложений и тусклых образов.       И надо снова приниматься за работу. Уставать ещё рано, так как вычитка повести – это дело не одного дня. Читать и перечитывать её можно по нескольку раз, каждый раз убирая слабые места и внося новые краски в повествование.
Первый раз прочитайте про себя, затем вслух, затем кому-нибудь другому. Каждый раз вы будете находить всё новые изъяны, приближаясь к совершенству. Отложите работу ещё на несколько дней или на неделю-две. После этого в очередной раз прочитайте её и внесите уже окончательные поправки.

 

Всё-таки пределов этому самому совершенству нет. Не случайно многие авторы часто переиздают книги в новой редакции. Сделать что-то ещё лучше – это нормальное желание. Хуже, когда вы уверены в безупречности своего творения и спешите вынести его на суд читателей, не удосуживаясь даже исправить орфографические и грамматические ошибки, а уж тем более — искать наиболее точные, свежие и ясные слова. (О важности пополнения словарного запаса мы уже говорили).

 

как написать рассказ, как написать хороший рассказ

 

 

Правила успешной работы:

 

1. Герои не должны делиться на хороших и плохих. Каждый из них – это смесь достоинств и недостатков. Просто один герой сможет преодолеть себя и стать достойным человеком, а другой начнёт потакать своим слабостям, внося в окружающий мир хаос.

 

2. Писать лучше ежедневно. Пусть это будет небольшой объём, но регулярная работа позволит вам постоянно оставаться в тонусе и не потерять связь со своим вымышленным миром.

 

3. Определите для себя время, отпущенное для творчества. Два часа утром и час на ночь? Пять страниц в день? Главное следовать заданному темпу и не давать себе поблажек. Писательство – это труд, требующий самодисциплины.

 

4. Идеальный вариант написания – это, безусловно, «на одном дыхании». Чем быстрее, тем лучше, пока горит фитиль души. А уже потом можно возвращаться к редактированию и коррекции своей работы. Последнее во вдохновении уже не нуждается и является практически техническим вопросом.

 

5. Постоянно ищите здоровую критику. Это может написать действительно хорошую повесть, заслуживающую внимания и признания. Не гонитесь за хвалебными речами, будьте благодарны объективным людям за здравые и аргументированные отзывы.

 

6. Сохраняйте все черновики (конечно, в том случае, если они есть). Если вы работаете через компьютер, то сохраняйте первоначальный файл, чтобы оценить ваш прогресс (или регресс).

 

7. Не бойтесь выкладывать готовую повесть на какой-нибудь литературный сайт. Лучше, конечно, если сайт будет личным.(Если же у вас нет личного сайта, Вы можете стать автором нашего блога). Внимательно следите за комментариями, обратите внимание на то, всё ли понятно людям в вашей повести.
Почему-то многие думают, что написать произведение может каждый. Думаю, что действительно, может. Но только написать. А уж превратится написанное в произведение или нет, — это уже вопрос авторского мастерства.
Попытайтесь не торопиться овладеть всеми литературными лаврами. Необходимо сотни раз упасть и подняться, чтобы добиться какого-нибудь личного успеха. Ничего не бывает просто так. Дар с небес – это ваше желание творить. Всё остальное зависит от того, насколько ответственно и грамотно вы подойдёте к поставленным задачам.
Написать повесть – это значит, создать натуральный мир, живущий по известным нам законам. В этом мире живут обычные люди, с ними происходят различные события.

 

 

Теперь нам известно, что такое жанр повести. И узнали, собственно, как написать повесть. Вроде бы всё просто: садись да пиши, но «хороший стиль (о стилях и литературных приёмах мы ещё поговорим, не пропустите — и подпишитесь на обновления) не должен хранить следа усилий. Написанное (раз уж посчастливилось стать писателем (от редакции)) должно казаться счастливой случайностью (даже нечаянностью (от ред.))» (Сомерсет Моэм). Одного «хочу стать писателем» мало, надо им быть. А этому, действительно, надо учиться. Например, как написать книгу — читайте здесь.

 

С уважением, Liter-RM