Развязка в литературном произведении.
Итак, мы подошли к концу разбора литературного произведения. Его Альфа – это завязка (о ней мы писали в этой статье), а Омега – его развязка. Сегодняшняя статья о развязке в литературном произведении. Кстати, обо всех этапах развития сюжета читайте здесь.
Развязка в литературе это…
Один из конечных элементов сюжета – это развязка. Её наличие необязательно, но если она есть, то обычно следует за кульминацией, наивысшей точкой напряжения. Итак, конфликт достиг своего апогея, вся буря чувств постепенно улеглась и наступает время последствий. Именно так можно охарактеризовать данный компонент.
Пожалуй, развязка – очень ответственный этап, так как именно она завершает произведение и оставляет у читателя определённое послевкусие (или его явное отсутствие). Как правило, читатель не особо жалует открытые финалы и всегда ждёт, когда писатель подробно расскажет о том, что произошло после кульминационного момента. Ему важно, чтобы история пришла к логическому завершению, ведь тогда можно спокойно закрыть книгу и заняться другими делами. Хитрые же писатели частенько оставляют своё произведение без развязки, дабы ещё некоторое время потревожить умы читателей. Сразу вспоминается неоконченное произведение Франца Кафки «Замок», которое обрывается на полуслове и вызывает чувство неудовлетворённости. Я, например, как читатель всегда заранее узнаю, будет ли завершена данная книга. В противном случае, мне нужна определённая подготовка, настрой. Но вернёмся к развязке…
Она может располагаться как в конце книги (что является вполне классическим и логичным вариантом), так и в её начале (например, когда герой, будучи в возрасте, вспоминает историю молодых лет). Чаще всего она является мотивированной и становится естественным вкраплением общей композиции. Бывает развязка и немотивированная или искусственная (очень характерно для писателей-оригиналов и начинающих авторов). В таких случаях, развязка будет выбиваться из общего сюжета и казаться какой-то потусторонней. Кстати, раньше, когда литературное творчество только начинало своё развитие, в древнегреческих пьесах очень любили «вводить» волю богов и включать событие, истоки которого весьма сомнительны. Появилось даже такое выражение, как «бог из машины», потому что высшие существа спускались на сцену исключительно с помощью технического приспособления.
Определение развязки в Википедии:
В Википедии о литературной развязке, как вы видите, отдельного полного определения нет. Свободная энциклопедия даёт кратенькое, состоящее из 5 слов определение кульминации “В искусстве”. Ссылка на определение развязки Википедии здесь.
Развязка также может быть конечной и итоговой. Конечная развязка является логическим завершением, которое не оставляет у читателя никаких вопросов. В ней всё чётко и подробно прописано, не допущено никаких двусмысленностей, и она полностью удовлетворяет любопытство читающей публики. Итоговая развязка, напротив, построена на полунамёках и допускает двойное трактование. Обычно после неё читатели бросаются в Интернет за поиском других отзывов и мнений, которые хоть как-то прояснили бы ситуацию. Бывает, правда, и так, что писатель не допускает никаких вольностей в конце книги, однако читатель всё равно высматривает возможность понять по-своему. Что ж… таково его законное право.
Ещё Аристотель, пытаясь дать определение развязке, говорил, что она начинается с кульминации и заканчивается поражением или победой какого-то лица. Это значит, что после сильной и эффектной сцены, когда конфликт дошёл до финальной черты, следует так хорошо продумать последующие действия, чтобы читатель не был разочарован. Именно в развязке автор поясняет расставленные ранее акценты, даёт раскрыть свой замысел и делится тем, что произошло с героями. Может быть, здесь не будет столько эмоций и потрясений, как в кульминации, но тут обнажатся все сокрытые доселе тайны. Если завязка находится в конце произведения, то необходимо вознаградить читателя за долгое и упорное чтение. Следует подарить ему то, что придаст ценность потраченному времени и усилиям. Развязка должна быть неординарной, интересной и познавательной. Не лишним будет ещё раз повторить свою основную мысль (конечно, косвенным образом). Пусть читатель будет всецело удовлетворён и испытает ощутимое облегчение. Пусть он роняет слёзы или светится от счастья. Неважно, ЧТО вы вкладываете в текст. Главное, КАК это будет сделано.
В случае же, когда развязка предваряет общее повествование, следует быть очень осторожным. Во-первых, вы должны будете заинтриговать читателя и создать сильный мотив, чтобы он продолжил чтение. Это значит, что его следует увлечь каким-то исключительным событием или острой мыслью. Во-вторых, многие читают не ради эстетического наслаждения, а ради сильных впечатлений, которые обычно дарит финальная сцена. Если же финал перенесён в начало, то ждать особо нечего, поэтому следует очень постараться, дабы произвести впечатление и на такую публику тоже.
Возвращаясь к Аристотелю, заметим, что он видел в развязке древнегреческих трагедий их основной смысл. То, ради чего, собственно, они и затевались. Завязка, по его мнению, должна быть назидательной и поучающей. Во многом это убеждение будет актуально и сейчас, да только не стоит забывать, что читатель не любит учителей, а явная мораль хороша только в баснях. Вы обязаны так выстроить свой сюжет, так расписать завязку, чтобы ваши герои изрекали истинные вещи совершенно естественно и непринуждённо. Читатель же должен видеть в них не учителя, но друга, которому он сопереживает и сочувствует. Развязка – это иллюстрация авторского замысла. Если хотите достичь понимания читателя, то следует хорошенько постараться. Впрочем, нам, начинающим писателям, это не в новинку.
Не существует никаких особых правил создания развязки. Никто не может однозначно сказать, какой она должна быть: счастливой и трагической. Основываясь на собственном опыте, могу лишь сказать, что трагические финалы сильнее трогают душу и оставляют более глубокий след в душе. Однако я знаю и такого человека, который принципиально не читает грустных книг, считая, что в жизни и так полно мрака. Понятное дело, что на всех не угодишь, поэтому автор сам решает, каким образом завершит своё произведение. Главное, не спасовать в самом конце, не опустить руки от усталости и изнеможения, а поймать второе (а если и надо, то третье, четвёртое) дыхание и явить миру свой талант во всей красе, завершая свою книгу лучшими финальными аккордами. Так и только так. Успехов!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Очередная статья – базовая для нас, новичков. Да, согласна, главное не опуститься до поучений в произведении.
Про открытый конец произведения – это дело автора, это его видение своего произведения, а вот читатель волен выбирать, что он предпочитает – догадаться самостоятельно додумать окончание, или отказаться от подобных произведений, и читать только те, где все ясно и понятно.
Спасибо большое за науку! -
Я тоже люблю счастливые окончания в произведениях.
Что б злодея на плаху, а героя под венец. Как в индийских фильмах.
Алексей! Спасибо Вам за науку!
Давно я за партой не сидел. А у Вас пришлось.
Спасибо!!! -
Я всегда предпочитаю полуоткрытый финал, особенно если речь о повести или романе. Чтобы всегда можно было по желанию писать продолжение. Рассказы чаще всего логически завершаю)
-
А мне нравится, когда после прочтения, хочется заглянуть в интернет, чтобы расширить свои знания по тому или иному вопросу. Спасибо, я думаю эти знания пригодятся всем, кто пишет.
-
Спасибо
Эх Кафка, Кафка))))использовала пару его рассказов в качестве примеров для написании диплома. Его “Замок” действительно оставляет в душе после прочтения чувство недопонимания и не удовлетворенности))
Я тоже не особо люблю когда нет четкой развязки или хотя бы намека на нее. Гораздо приятнее читать книгу которая завершена полностью. А если книга еще и очень интересная, да в развязке есть намек на продолжение…