Завязка в литературном произведении
В предыдущей статье мы рассказывали о кульминации, но чудным образом пропустили не менее важный отрезок литературного произведения – завязку. Что ж, теперь настала пора восполнить этот пробел и сделать ещё один шаг к постижению писательского мастерства.
Завязка в литературе это…
Любое художественное произведение имеет в себе запутанную нить, которую писатель и развязывает от главы к главе. Именно поэтому один из основных и обязательных элементов сюжета – это завязка (вспомним, что, например, экспозиция вовсе не является обязательной). Завязка в литературе – это то основное событие, которое и влечёт за собой все последующие действия. Она определяет собой всё то, что будет происходить в книге, являя собой замысел автора. Может присутствовать в виде одного эпизода, а может растянуться на несколько сцен.
Если же вспомнить, что любое произведение основано на конфликте (т.е. на столкновении двух точек зрения, взглядов, людей, вещей и прочее), то можно смело говорить, что завязка – это зарождение конфликта или его внезапное обнаружение. Например, вначале одной из величайших трагедий Шекспира принц Гамлет встречает призрак, который поведал ему страшную тайну. Именно в этот момент сердце принца было отравлено жаждой мести, которая и вела его от действия к действию в течение всей пьесы.
Завязка в литературе – определение Википедии:
В принципе, довольно-таки чёткое определение даёт нам Свободная энциклопедия. Ссылка на это определение завязки в литературе.
Безусловно, завязка – это ключевой момент любого художественного произведения, ведь именно она является точкой отсчёта всего, о чём далее пойдёт речь. Конечно, чаще всего завязка совпадает с началом повествования, но может открываться и в самом конце. Например, только в окончании «Мёртвых душ» мы понимаем, зачем Чичиков постоянно ездил по поместьям и делал столь странные покупки.
Не следует думать, что завязка – это всегда исключительное событие, которое всё переворачивает вверх дном. Напротив, это может быть банальная сцена приезда одного героя (который потом разрушит семью и станет причиной личной трагедии). Какой-то случайный разговор в поезде, невольная встреча в магазине или нечто подобное. Одним словом, любое действие, которое мы совершаем изо дня в день, не придавая ему никакого значения. Впрочем, в этом есть особая прелесть: начать с того, что, казалось бы, не является чем-то важным и ценным. А потом – раз, – и удивить читателя тем, что он совершенно не ждал и к чему был явно не готов! Всё-таки в жизни всё взаимосвязано и играет определённую роль. Кстати, такую завязку можно смело назвать неявной. Тут ещё не присутствует никакого конфликта, однако жизнь героев несколько меняется, происходит толчок мыслей или чувств. Или того и другого вместе. Явная же завязка – это некий громкий спор, какая-нибудь потасовка, смерть и всё то, что сразу лишает привычного равновесия, открывая новые сферы размышлений. Такая завязка будет внезапной, бурной, эмоциональной. Чаще всего она не предполагает наличие экспозиции и сразу вводит читателя в курс дела. Кстати, завязка может предшествовать экспозиции (о чём уже упоминалось в предыдущей статье). Тогда она будет немотивированной.
Как написать завязку правильно? Практические советы.
Теория относительно завязки в литературе крайне малочисленна и скромна. Гораздо сложнее даётся практика, особенно тем начинающим авторам, которые только начинают постигать премудрости текста. Давайте попробуем разобраться, какие основные моменты по поводу столь важного композиционного элемента существуют. Итак,
- Завязка должна привлекать и увлекать. Если скучную и нудную экспозицию ещё можно пережить (обычно читатель терпит первые 10-15 страниц, ожидая чего-то масштабного), то пережить скучную и нудную завязку очень трудно. Можно даже сказать, что практически невозможно. Кто рискнёт читать о том, что ему совершенно неинтересно? Это значит, что ваша завязка должна быть тем ураганом, который сметает все сомнения и не оставляет читателю другого выбора, нежели как читать дальше.
- Завязка должна представлять публике то, что будет дальше объектом вашего пристального внимания. Мы уже говорили о том, что именно она определяет дальнейшее развитие сюжета. Поэтому в завязке должен быть тот герой и та проблема, которые вы потом будете рассматривать. Нельзя в завязке говорить об одном, а книгу посвящать совершенно другому. Это противоречит логике, а значит, приведёт к растерянности читателя, вызвав его недоумение.
- Завязка должна быть стилистически схожей с остальным текстом. Она не может быть пластилиновой и притянутой извне. Это органическая часть общего сюжета, поэтому не стоит использовать в завязке тот тон, которого вы не желаете дальше придерживаться. Избегайте шуток, если пытаетесь построить «серьёзное» произведение. Читатель имеет право знать, к чему ему готовиться. А вводить в заблуждение – это плохой ход.
- Завязка должна быть простой и понятной. Она должна сразу фактически засасывать внимание читателя. Это потом можно будет позволить себе пространные лирические отступления и муторные описания одной-единственной вещи. Это потом можно будет излить поток сознания или поиграть словами. Завязка же должна быть доступной. Она, как лужа, которая оказывается океаном, стоит только на неё наступить. Именно поэтому не нагружайте завязку информацией. Не пытайтесь описать сразу всех своих героев, раскрыть их внутренний мир и понять основы мирозданье. Вы только зря потратите время и явно потеряете читателей.
- Завязка должна быть частью общего замысла. Следует заранее (ещё до написания первых слов) определить для себя жанр будущего произведения, а также цели и задачи, которые вы перед собой ставите. Если вы создаёте нечто комедийное, то завязка не должна быть унылой и пессимистической. Если вы замыслили любовный роман, то в завязке обязательно должны встретиться те герои, которым суждено пройти сквозь все любовные хитросплетения вашей книги. В драме, например, в центре оказывается жизнь какого-то человека, удары судьбы, трагедии и прочие коллизии, которые войдут в общую сюжетную канву.
- Адекватно оценивайте объём завязки. Если произведение короткое, то, возможно, будет достаточно нескольких предложений или абзацев. В продолжительном романе вы, конечно, можете позволить себе несколько расслабиться и, что называется, расплыться, однако держите в голове суть завязки: заинтриговать читателя. Пусть завязка исполняет роль щипцов: хватайте внимание читателя и не отпускайте до самых последних эпизодов, самых последних мыслей и слов.
- Кстати, завязка должна интересовать и самого автора. Только представьте себе, какой продолжительный труд вас ожидает! Сколько хлопот доставит вам новое произведение! Сколько дней и ночей вы будете усиленно обдумывать, как лучше поступить и написать! Конечно, вам должно всё происходящее быть по нраву. Иначе создание художественного текста превратится в рутинную работу. А о вдохновении и удовлетворении в таком случае речи быть не может.
- Доводите ситуацию в завязке до апогея. Пусть всё будет плохо, как никогда. Вызывайте у читателя, как можно, больше эмоций и самых разных чувств. Пусть он переживает за героя, как за самого близкого человека. Тогда ему будет крайне интересно, как станут развиваться события и чем всё это дело закончится.
Если завязка по какой-то причине не получается, то лучше не торопиться. Просто дайте себе время, и лучшая идея обязательно придёт вам в голову. Успехов!
В следующей статье подойдём уже к развязке и поговорим о ней. До встречи на страницах LITER-RM.RU!
Возможно, это вам будет интересно:
-
-
Текст должен быть хорошо “построены” и все должно быть по полочкам
-
-
Алексей! Спасибо за труд, за который Вы взялись, образовывая нас, начинающих и не очень, но все равно безграмотных графоманов.
-
Николай! Извините, что прицепилась, но каждая последующая статья прямо выявляет, где ВЫ допустили ошибки в рассказе “Угонщики”. И на этот раз так получилось. Помните. я Вам писала про затянутость завязки? Читаем, читаем, а там все про погоду да про погоду… А чукче уделили несколько строк, но так и не дали понять читателю его намерений, его внутреннего мира… Мы так и не дождались никаких эмоций. Мы чукче не посочувствовали, не попереживали…
Еще я писала про длинноты в описаниях, особенно в начале рассказа, вот Вам и ответ – они были несоразмерно большими для небольшого рассказа.
Вам сейчас будет легко исправить рассказ, а потом спокойно выложить на другом конкурсе, или сделать частью романа, как и хотели.-
У меня тогда вопрос по объему компонентов сюжета. Скажем, пролог (15%) – завязка(10%) – развитие(40%) – кульминация (10%)- развязка(20%) – эпилог(5%). Нормально ли? Понятно, что это сугубо индивидуально, но, например, для рассказов данного конкурса.
-
Даже на конкурсе все рассказы разного формата. А потом и подача разная, у кого нужно завязку сделать чуть больше, а кульминацию меньше… Сами сказали – индивидуально, тут процентами не измерить. Это авторское видение и чувствование своей работы.
-
-
Алефтина!
Спасибо!
Читаю, вникаю, думаю, работаю…-
Это уж как хотите! Сама изучаю каждую статью. Написано понятным языком, но вот когда доходит до дела – не так-то просто…
-
-
-
Алексей! А что значит этот рейтинг?
-
Да очень интересно что за нововведение)))
-
-
Наверное вместо нулей скоро появятся циферки?!
И мы что-то узнаем…-
Ага! А кто эти циферки будет выставлять? А судьи кто???
-
-
Процентами ничего не измеришь. Даже у большого произведения может быть небольшая завязка. Наверно, общие правила. Стало скучно, хочется быстрее идти дальше, значит пора МЕНЯТЬ тему, заканчивать завязку и переходить к действиям. И кстати, если планируется активное произведение, то в нем активные фазы должны сочетаться со спокойными. Если писать что-то большое, то писатель может сам себя ограничить, например, поставить вначале “ПРОЛОГ”, или “ПРЕЛЮДИЯ”, и заставить себя написать в эту главу по объему, как в полноценную главу…
-
Согласна, произведения разные и проценты у всех будут разные. Главное, что завязка обязательна. Еще раз спасибо за ликбез.
Наверное самое сложное, решить с чего же все начать))