Драматургия
Здравствуйте, уважаемые читатели Liter-RM! Сегодня, продолжая рубрику “В помощь начинающим авторам” мы поговорим о драматургии. Мы узнаем принципы драматургии, её особенности. В прошлых статьях мы уже рассказали практически обо всех литературных жанрах (о рассказе в этой статье, о повести – здесь, о критике – тут, и других). В свою очередь, жанры драматургии имеют своё множество, в котором может с лёгкостью разобраться профессиональный писатель-драматург. Хотелось бы дополнить эту статью мнениями писателей, которые знакомы с драматургией, комментариями к этой статье. Если среди вас, дорогие читатели, имеются таковые, поделитесь своими знаниями в комментариях. Спасибо.
Ирина Смирнова продолжает погружать вас в мир литературы…
Особенности драматургии
Недавно я посмотрела интересный спектакль «Бабочки в пустоте». Смешно, легко, со смыслом… Были, правда, некоторые непонятные места, когда хотелось пояснения и чувствовалось лёгкое раздражение, но в целом постановка мне понравилась. Когда я пришла домой, то первым делом нашла в Интернете упомянутое произведение. Это оказалась пьеса «Эти свободные бабочки». Автор – некий Леонард Герш. И вот тут – то взяло меня любопытство, можно ли самому создать драматическое произведение, не будучи Шекспиром или Мольером. Оказалось, что можно. Следует лишь знать главные составляющие пьесы и несколько простых хитростей. Дальше ищем интересный сюжет, ловим вдохновение и подключаем свой писательский талант.
С французского языка слово «пьеса» будет переводиться, как «кусок». Действительно, мы имеем дело лишь с каким-то ярким эпизодом, вытащенным из жизни и увеличенным для любознательных зрителей. Несмотря на то, что театр возникает ещё в Древней Греции, драма как литературный жанр, выделяется лишь в XVIII столетии. Правда, этого мнения поддерживаются не все знатоки литературоведения.
Так или иначе, но самые первые драматурги жили и творили ещё во времена Античности. Софокл, Аристофан и Еврипид ежегодно боролись за звание лучшего автора пьес на подмостках первых театров. Были, правда, у тех произведений свои особенности. Например, наличие только одного героя. Лишь со временем появляются вторые и третьи лица. Позже драматическое искусство эволюционировало и обрело свои характерные черты. Каковы же особенности драматургии? Попробуем их выделить.
- В центре действия – острый конфликт, неразрешимое противоречие. Всё это держит зрителя в напряжении и заставляет переживать катарсис, т.е. очищение души через сильные эмоции.
- Автор постоянно исследует своих героев, раскрывает их характеры через речь и поступки. Для него важны именно психологические аспекты описываемой личности.
- Авторская оценка даётся только в контексте, она интуитивно угадывается читателем и слушателем через определённые детали.
- Отсутствие описательного элемента и лирических отступлений. Вся пьеса построена на сменяющих друг друга действиях. Это очень динамичный жанр.
- Объём пьесы, как правило, миниатюрный, так как она предназначается для игры в театре.
- Обязательное деление на акты и действия.
- Наличие одной главной сюжетной линии. Все остальные разветвления очень слабо выражены и сходятся в центральной части.
Для того, чтобы почувствовать себя профессионалом, составим краткий драматический словарик.
Акт (действие) – самостоятельная часть пьесы, которая делится на явления.
Действие – часть пьесы, имеющая логическое начало и конец. Внутреннее действие посвящено душевным изменениям героев. Внешнее действие связано непосредственно с поступками.
Интрига (фр. «запутывать») – переплетение действий, преднамеренное или стихийное. Главный стержень любой пьесы.
Пролог – абсолютное начало пьесы, которое создаёт определённую атмосферу. Может строиться на аллегории.
Ремарка – авторский комментарий, в котором обычно даётся описание мимики, жестов или речевая характеристика. В ремарке также может быть обрисована обстановка, в которой совершается действие.
Сцена – это элемент действия.
Финал – это самая напряжённая точка в пьесе. Кульминационная сцена в завершении интриги.
Таковы особенности драматургии.
Широкий выбор драматургических произведений (в электронном и традиционном виде) представлен на этом сайте. Выбирайте лучшее, а не модное!
Что должен знать писатель драматург
О том, что хочется рассказать.
Конечно, писать пьесу надо только в том случае, если у вас уже есть определённая задумка. Пусть вы ещё не знаете, как будут выглядеть ваши герои, но вы придумали (или знаете) некий интересный случай, из которого может получиться стоящая вещь. Писать надо не потому, что очень хочется что-то написать. Писать следует тогда, когда некая мысль не оставляет другого выбора. Она рвётся наружу и требует внимания. Оттачивать детали вы будете потом. Сейчас вам нужна искромётная идея, которая и произведёт на свет всё остальное.
Помните, что свой жизненный опыт использовать можно и нужно, но лишь в том случае, если люди смогут на него ориентироваться и опираться. Ваша задача не просто изложить последовательность действий, но и провести глубокий психологический анализ поступков и мотивов действующих лиц (о развитии собственного индивидуального стиля читайте тут).
Только не превращайте свою пьесу в самоанализ или другой научный труд! Читать вас должно быть легко и приятно.
Знания литературы
Во-первых, следует разобраться в основных компонентах пьесы. Во-вторых, изучите конкретно то направление, которым намерены заниматься. Желаете создать фарс, комедию или водевиль? Тогда сделайте так, чтобы люди вытирали слёзы только от смеха, а не потому, что ощущают сострадание к главному герою.
Как показывает практика, даже наши классики порой приходили в ужас от реакции зрителя. Знаете ли вы о том, как расстроился Н.В. Гоголь, когда увидел, что люди хохочут над героями «Ревизора»? А ведь он так рассчитывал, что народ задумается над собственными пороками и недостатками! Конечно, никогда не предугадаешь реакцию толпы, но всё-таки основные каноны и традиции изучить следует, чтобы потом не оказаться в луже.
Название пьесы
Запомните главные два слова: «интрига» и «оригинальность». Ничто не привлекает так, как называние. Название должно заставлять читать и смотреть. Сначала вы должны привлечь внимание режиссёра, потом – своей публики. И потом… оставляйте место подтексту. Не надо всё разжёвывать и пояснять. Недомолвки и недосказанность выгодно украсят ваш замысел и возвысят вас самого. Оставьте своему читателю и зрителю возможность стать вашим соавтором, попытаться проникнуть в тайны вашего замысла. Знаете, мне вспоминаются такие названия просмотренных спектаклей, как «Глубокое синее море», «Голубые розы», «Жестокие игры» «Бабочки в темноте» и «Ретро». И самое интересное, что ни одна из представленных пьес не была однозначной. Название не просто раскрывало смысл произведения, но уводило далеко за его пределы. Может, поэтому я могла вспомнить сейчас именно их?
Герои
Попытайтесь пронести каждый образ через себя, прочувствовать его и наделить индивидуальными чертами. Герои пьесы – это не ваши клоны, это живые люди, которые действуют в другой реальности. Не забывайте наделять их жизненными принципами и идеями. Особенно идейным должен получиться главный герой. Именно его мировоззрение повлияет на весь ход событий, именно за его изменениями читатели и зрители будут наблюдать несколько часов.
Сложность пьесы состоит в том, что она лишена повествования. Вам надо так исхитриться, чтобы с помощью одних лишь внешних проявлений показать всю глубину внутреннего мира. Вы не скажете просто и лаконично: герой нервничал. Вы можете сделать его речь отрывистой и невнятной. Пусть другой герой заметит дрожь в его руках и бледное лицо. В ремарке можно приписать: «стоит, теребя манжеты своей рубашки, или переминается с ноги на ногу».
Чёткая структура
Поверьте, невозможно уследить за хаотичной сменой действий и невообразимыми скачками вашей мысли. Пьеса – это искусство, слаженное и гармоничное. Пьеса должна быть не только красивой и изящной, она должна отличаться и особой стройностью сюжета. Подарите читателям и зрителям эстетическое удовольствие, помогите им перенестись на время в созданный вами мир. Если придётся постоянно вникать в суть событий, люди не смогут насладиться вашим творением. Они будут лишь напрягать свои извилины, а потом уйдут уставшими и изнурёнными. Поход в театр – это праздник для души (и тела). Поэтому ваша задача способствовать созданию благоприятной атмосферы. Даже если вашу пьесу будут читать лёжа на диване, она должна на лёгких крыльях уносить в мир литературы.
Не стоит изобретать всё новые коллизии, выбивающиеся из общего полотна. Не стоит плодить героев, не зная, что делать со старыми. Главное, не количество, а качество. Пусть все эпизоды следуют друг за другом, как день и ночь. Это не та стабильность, которая кажется банальной и скучной. Напротив, чёткая и ровная структура позволит проникнуть в ваш замысел, лучше понять его и усвоить.
Об атмосфере
Так как у вас нет возможности подробно и детально описывать окружающую обстановку, следует научиться с помощью нескольких слов создавать необходимый антураж. Для этого стоит осознать, что в пьесе нет мелочей. Каждое слово, каждая деталь подчиняется общему замыслу. Подумайте, что в той или иной обстановке смогут характеризовать вашего героя? На что стоит обратить внимание? Если хотите подчеркнуть неряшливость персонажа, то заострите внимание на неубранной комнате или на том, что в корзине для белья лежат книги. Вообразите на время этого самого человека, о котором вы пишите. Что было бы вам интересно? Читатель (зритель) – это один из нас с вами. Это обычный человек, который подмечает детали. Главное, выбрать из всего то, что действительно важно.
О напряжённости
Пьеса должна постоянно держать внимание публики. Как только вы упустите нить интриги и решите «отдохнуть», зрители начнут перешёптываться, обсуждая вчерашние покупки и очередную игру футбольной сборной. Наверняка вы смотрели такие спектакли, которые заставляют вас напряжённо вглядываться в игру на сцене и нервно ёрзать на стуле, думая, чем же закончится эта сцена. А были и такие моменты, когда вы успевали осмотреть других зрителей, посмотреть на часы, а то и вовсе выйти в туалет или в буфет, не дожидаясь антракта. С читателем ещё сложнее. Ему гораздо проще отложить вашу книгу и заняться другими делами. Вернётся он к вашей пьесе или нет, – вопрос открытый, но лучше всё-таки удерживать внимание аудитории. Для этого не стоит создавать пустые и ничего не значащие сцены.
Об эмоциях
Заставляйте читателя хохотать или рыдать, но не оставляйте его равнодушным. Недавно держала в руках одну замечательную книгу. Правда, не пьесу, а роман (о том как написать роман, читайте в этой статье). Джоджо Мойес «До встречи с тобой». Лила слёзы всё утро, дочитывая последние десять страниц. Думаю, что это и есть талант. Это и есть мастерство. Заставить пережить всё на самом деле. Не надо зацикливаться только на смехе и слезах. Чувств у людей великое множество! Пусть они злятся, негодуют, иронизируют, симпатизируют, улыбаются, умиляются или просто радуются вместе со всеми. Исключите места, на которых хочется зевнуть и потянуться. Все действия должны маленькими стрелами вонзаться прямо в душу и вызывать эмоциональный отклик. Не вызывает, – значит, надо переделывать, а то и вовсе начинать заново.
Написать пьесу – это не просто потратить несколько часов времени и испортить сотню листов бумаги. Написать пьесу – это вложить в чёрно-белый текст свою душу, своё сердце и свою мысль. Если вы чувствуете, что это вам под силу, то не теряйте время зря, садитесь и творите. Если же готовы заниматься только графоманством и подражанием, то наберитесь терпения и ждите. Ваша Муза обязательно придёт. Пусть и не прямо сейчас. Успехов вам, друзья!
Оставьте свой отзыв в комментариях, друзья! И не забывайте подписаться на обновления блога! Впереди у нас много интересного! Кстати, помимо “Конкурса одного стихотворения”, стартовал “Конкурс фантастического рассказа“Фантик-2014”.
До новых встреч. Liter-RM
не очень люблю пьесы, но за статью спасибо